Рефераты. Организационная структура службы контроля качества продукции







Система управления качеством продукции разрабатывается с учетом следующих принципов:

• ориентация на потребителя;

• продуктовый подход;

• охват всех стадий жизненного цикла продукции (принцип "петли качества");

• сочетание обеспечения управления и улучшения качества;

• предупреждение проблем и др.

Такая система создается на предприятии как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленной цели в области качества.

Комплексное управление качеством — это эффективная система, объединяющая деятельность различных подразделений, ответственных за разработку показателей качества, их достижение, поддержание достигнутого уровня качества, обеспечение производства и эксплуатации продукции на самом экономном уровне при полном удовлетворении требований потребителя. Комплексное управление качеством требует участия всех подразделений предприятия, включая производственное, отделы проектирования, снабжения, сбыта, технического контроля качества, стандартизации и др.

Организационные формы и виды процессов технического контроля качества продукции весьма разнообразны. Поэтому целесообразно их деление на группы по классификационным признакам. Выделяют следующие виды контрольных операций:

По стадиям жизненного цикла изделия:

• контроль проектирования новых изделий;

• контроль производства и реализации продукции;

• контроль эксплуатации или потребления,

По объектам контроля:

• контроль предметов труда;

• контроль средств производства;

• контроль технологии;

• контроль труда исполнителей;

• контроль условий труда.

По стадиям производственного процесса:

• входной контроль, предназначенный для проверки качества материалов, полуфабрикатов, инструментов и приспособлений до начала производства

• промежуточный контроль, выполняемый по ходу технологического процесса (пооперационный);

• окончательный приемочный контроль, проводимый над заготовками, деталями, сборочными единицами, готовыми изделиями;

• контроль транспортировки и хранения продукции.

По степени охвата продукции:

• сплошной контроль, выполняемый при 100%-ном охвате предъявляемой продукции. Он применяется в следующих случаях:

а) при ненадежности качества поставляемых материалов, полуфабрикатов, заготовок, деталей, сборочных единиц;

б) когда оборудование или особенности технологического процесса не обеспечивают однородности изготовляемых объектов;

в) при сборке в случае отсутствия взаимозаменяемости;

г) после операций, имеющих решающее значение для качества последующей обработки или сборки;

д) после операций с возможным высоким размером брака;

е) при испытании готовых изделий ответственного назначения;

• выборочный контроль, осуществляемый не над всей массой продукции, а только над выборкой. Обычно он используется в следующих случаях:

а) при большом числе одинаковых деталей;

б) при высокой степени устойчивости технологического процесса;

в) после второстепенных операций.

По месту выполнения:

• стационарный контроль, выполняемый в стационарных контрольных пунктах, которые создаются в следующих случаях:

а) при необходимости проверки большого числа одинаковых объектов производства, которые требуют специально оборудованных контрольных пунктов (сложная измерительная аппаратура);

б) при возможности включения работы стационарного контрольного пункта в поток заключительных операций производственного процесса;

• скользящий контроль, выполняемый непосредственно на рабочих местах, как правило, в следующих случаях:

а) при проверке громоздких изделий, неудобных для транспортировки;

б) при изготовлении малого числа одинаковых изделий;

в) при возможности применения простых контрольно-измерительных инструментов либо приборов.

По времени выполнения:

• непрерывный;

• периодический.

По организационным формам выявления и предупреждения брака:

• летучий контроль, выполняемый контролером произвольно без графика при систематическом обходе закрепленных за ним рабочих мест;

• кольцевой контроль, заключающийся в том, что за контролером закрепляется определенное количество рабочих мест, которые он обходит "по кольцу" периодически в соответствии с часовым графиком, причем продукция проходит контроль на месте ее изготовления;

• статистический контроль, являющийся формой периодического выборочного контроля, основанный на математической статистике и позволяющий обнаружить и ликвидировать отклонение от нормального хода технологического процесса раньше, чем эти отклонения приведут к браку;

• текущий предупредительный контроль, выполняемый с целью предупреждения брака в начале и в процессе обработки. Он включает:

а) проверку первых экземпляров изделий;

б) контроль соблюдения технологических режимов;

в) проверку вступающих в производство материалов, инструментов, технологической оснастки и др.

По влиянию на возможность последующего использования продукции:

• разрушающий контроль;

• неразрушающий контроль.

По степени механизации и автоматизации:

• ручной контроль;

• механизированный контроль;

• автоматизированный (автоматизированные системы управления качеством) контроль;

• автоматический контроль;

• активный и пассивный контроль продукции.

По исполнителям:

• самоконтроль;

• контроль мастеров;

• контроль ОТК;

• инспекционный контроль;

• одноступенчатый контроль (контроль исполнителя и приемка ОТК);

• многоступенчатый контроль (контроль исполнителя и операционный, а также специальный и приемочный).

По используемым средствам:

• измерительный контроль, применяемый для оценки значений контролируемых параметров изделия: по точному значению (используются инструменты и приборы шкальные, стрелочные и др.) и по допустимому диапазону значений параметров (применяются шаблоны, калибры и т.п.);

• регистрационный контроль, осуществляемый для оценки объекта контроля на основании результатов подсчета (регистрации определенных качественных признаков, событий, изделий);

• органолептический контроль, осуществляемый посредством только органов чувств без определения численных значений контролируемого объекта;

• визуальный контроль — вариант органолептического, при котором контроль осуществляется только органами зрения;

• контроль по образцу, осуществляемый сравнением признаков контролируемого, изделия с признаками контрольного образца (эталона);

• технический осмотр, осуществляемый в основном с помощью органов чувств и при необходимости — с привлечением простейших средств контроля.

Методы технического контроля характерны для каждого участка производства и объекта контроля. Здесь различают:

• визуальный осмотр, позволяющий определить отсутствие поверхностных дефектов;

• измерение размеров, позволяющее определять правильность форм и соблюдения установленных размеров в материалах, заготовках, деталях и сборочных соединениях;

• лабораторный анализ, предназначенный для определения механических, химических, физических, металлографических и других свойств материалов, заготовок, деталей;

• механические испытания для определения твердости, прочности и других параметров;

• рентгенографические, электротермические и другие физические методы испытаний;

• технологические пробы, проводимые в тех случаях, когда недостаточно лабораторного анализа;

• контрольно-сдаточные испытания, служащие для определения заданных показателей, качества;

• контроль соблюдения технологической дисциплины;

• изучение качества продукции в сфере потребления;

• электрофизические методы измерения параметров изделия;

• методы исследования и контроля, основанные на использовании электронных, ионных, ортонных пучков.

В последние годы более широкое распространение в промышленности находят новые физико-технические методы контроля качества продукции, основанные на использовании ультразвука, рентгеноскопии, радиоактивных изотопов. Эти методы позволяют расширить возможности контроля качества продукции и анализа технологических процессов, не вызывая разрушения образцов и, как правило, обеспечивая экономический эффект.


3. Методы и средства контроля качества продукции


Система менеджмента качества ОАО "Ижсталь".

Впервые документальное оформление в виде стандартов предприятия системы качества (далее СК) ОАО "Ижсталь" было сделано в 1977 году в связи с приведением системы в соответствие с Комплексной системой управления качеством продукции (далее КСУКП), внедряемой в то время Министерством оборонной промышленности на подчиненных предприятиях.

Основные задачи системы:

-                     постоянное и планомерное повышение уровня качества выпускаемой продукции;

-                     увеличение удельного веса продукции высшей категории качества в общем объеме производства;

-                     повышение качества товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода;

-                     своевременная замена или модернизация устаревших видов продукции;

-                     улучшение экономических показателей деятельности предприятия;

-                     снижение потерь от брака и рекламаций.

Объектами управления являлись качество продукции, процессы его формирования, обеспечения и сохранения, процессы совершенствования организации производства и управления.

Органами управления – подразделения предприятия.

Средствами управления являлись документы по управлению качеством продукции, плановые задания, нормативы; комплекс стандартов, устанавливающих нормы и правила в области организации работ по управлению качеством, а также технические средства.

Был разработан комплекс стандартов предприятия, определивших последовательность и взаимодействия в отношении качества продукции в процессе производства. Он состоял из четырех групп:

-                     основополагающие стандарты;

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.