Рефераты. Опыт молодёжного предпринимательства в научно-технической сфере






Øразвитие научных межвузовских связей как внутри страны, так и со странами ближнего и дальнего зарубежья.

В качестве основных направлений организации НИРС можно сформулировать следующее:

·        повышение качества учебного процесса за счет совместного участия студентов и преподавателей в выполнении различных НИР;

·        участие студентов в проведении прикладных, методических, поисковых и фундаментальных научных исследованиях;

·        подержание и развитие научных школ вузов в русле преемственности поколений;

·        предоставление студентам возможности в процессе учебы испытать свои силы на различных направлениях современной науки;

·        привлечение студентов к рационализаторской работе и изобретательскому творчеству;

·        расширение участия студентов в НИР, осуществляемой сверх учебных планов;

·        повышение результативности научно-технических мероприятий НИРС;

·        содействие образованию и деятельности предпринимательских научно-творческих объединений студентов различных организационно-правовых форм;

·        активизация участия преподавательского состава и научных работников вузов в организации и руководстве НИРС.

Основными наиболее действенными организационными формами НИРС являются:

-                      учебно-исследовательская работа по учебным планам;

-                      включение элементов НИР в учебные занятия;

-                      дипломные работы с исследовательскими разделами или целиком научно-исследовательского характера;

-                      индивидуальные научно-исследовательские работы студентов, т.е. участие студентов в разработке определенной проблемы под руководством конкретного научного руководителя из числа профессорско-преподавательского состава;

-                      выполнение НИР на практиках;

-                      подготовка научного реферата на заданную тему;

-                      студенческие научные кружки, студенческие строительные отряды, студенческие научно-технологические отряды, студенческие конструкторские бюро;

-                      проведение студентами грамотного патентного поиска;

-                      получение студентами патентов и авторских свидетельств;

-                      студенческие научные группы по проблемам, лаборатории и иные творческие объединения;

-                      привлечение студентов к выполнению научно-исследовательских проектов, финансируемых из различных источников (госбюджет, договоры, гранты);

-                      участие студентов в студенческих научных организационно-массовых и состязательных мероприятиях различного уровня, стимулирующие развитие как системы НИРС, так и творчество каждого студента. К ним относятся: научные семинары, конференции, симпозиумы, смотры/конкурсы научных и учебно-исследовательских работ студентов, олимпиады по дисциплинам и специальностям;

-                      организация специальных факультетов, курсов, программ, проведение занятий с группами наиболее способных и мотивированных к науке студентов.

3. Научно-исследовательская деятельность и научно-техническое творчество студентов и молодых учёных ведущих Белгородских вузов


3.1 Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова


В концепции развития университета предусмотрена интенсификация научно-исследовательской деятельности студентов, интеграция образования, науки и производства. Именно поэтому, в качестве организационных мероприятий создана комиссия научно-технического совета по организации научной работы студентов, разработано Положение о научно-исследовательской работе студентов, активно работает система поощрения студентов, удостоенных наград на конкурсах.

Кроме того, 1 марта 2002 года приказом ректора № 4/62 от 21.03.2002 года был создан Отдел организации научно-исследовательской работы студентов (начальник отдела – выпускница университета, аспирант Фоменко Юлия Владимировна).  Основная цель деятельности отдела — это активизация и развитие студенческой научно-исследовательской работы; создание благоприятных условий, способствующих эффективному образовательному процессу, профессиональному становлению студентов.

В БГТУ им. В.Г. Шухова в настоящее время существуют как традиционные формы участия студентов в научно-исследовательской работе (участие в выполнении научно-исследовательских работ бюджетной и хоздоговорной тематик; участие в научных конференциях, конкурсах и олимпиадах; выполнение научных исследований в рамках курсового и дипломного проектирования и при прохождении производственных практик; участие в работе студенческих научных кружков, дискуссионных клубов и круглых столов; реферативная работа), так и совершенно новые направления. К числу последних можно отнести: участие студенческих проектов в конкурсах грантов, студенческие научно-технологические отряды, получение студентами патентов и авторских свидетельств.

В марте 2004 года в университете создано Студенческое Научное Общество (СНО), которое в настоящее время активно работает

Основной целью СНО является создание и развитие благоприятных условий для формирования востребованных специалистов путем интенсификации научно-исследовательской деятельности студентов, участия их в фундаментальных и прикладных исследованиях, проводимых в вузе; обеспечение возможности для каждого студента реализовать свое право на творческое развитие личности в соответствии с его способностями и потребностями.

Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:

Ø    формирование конкурентоспособности российского студента, в частности студента БГТУ им. В.Г. Шухова; возможности гибкой социальной и профессиональной мобильности студентов в динамично развивающемся экономическом пространстве;

Ø    помощь студентам в самостоятельном научном поиске и организационное обеспечение их научной работы;

Ø    своевременного информирования студентов о запланированных научных конференциях, конкурсах, выставках и т.д. и о возможности участия в них;

Ø    привлечение студентов к участию во внутривузовских, областных, региональных, всероссийских и международных студенческих мероприятиях, а также в организации и проведении подобных мероприятий в университете;

Ø    содействие в использовании результатов студенческих исследований в учебном процессе;

Ø    привлечение студентов к инновационной деятельности, развитие умения доводить научно-исследовательскую работу до уровня ее реализации;

Ø    обучение студентов принципам организации производства и подготовки научно-технологической документации;

Ø    установление и развитие сотрудничества со СНО других высших учебных заведений с целью совместной научной деятельности и обмена опытом; 

Ø    содействие студентам в повышении уровня научной подготовки и качества приобретаемых знаний.

Основные показатели научно-исследовательской деятельности студентов университета за 2005 год показаны в приложении.

Накопленный в течение многих лет в университете положительный опыт творческого сотрудничества различных кафедр при решении ряда наукоемких задач свидетельствует о перспективности развития данного направления.

Поэтому интеграция творческого потенциала ученых различных кафедр: материаловедов, технологов, механиков, физиков, экологов, строителей и др. не по волевому принципу, а по принципу осознанной необходимости и взаимодополняющим научным интересам на долгую перспективу будет определять успех научно-технического творчества в университете.

Создаваемый на инициативной основе Учебно-научно-производственный комплекс «РЕЦИКЛ», разрабатываемые и постоянно поддерживаемые ректоратом научно-технические направления могут являться примером подобного сотрудничества.

Достаточно сказать, что учеными и аспирантами следующих кафедр: технологических комплексов, машин и механизмов; строительного материаловедения, изделий и конструкций; теплогазоснабжения и вентиляции; городского строительства и хозяйства; физики; промышленной экологии; автомобильных дорог и аэродромов и др. успешно решаются комплексные задачи производства высокоэффективных теплоизоляционных материалов и изделий; механоактивации вяжущих и компонентов для получения композиционных смесей различного технологического назначения; создания энергосберегающих технологий и технических средств для утилизации техногенных материалов различных производств и др.

Концентрация усилий ученых и специалистов различных кафедр служит базовой основой для развития перспективных направлений деятельности в университете: гармоничного сочетания учебно-научно-производственной деятельности (организации ознакомительных, производственных и преддипломных практик; лабораторных занятий с использованием действующего оборудования, выполнения реальных дипломных проектов и научных работ и др.), освоения наукоемких технологий и научно-технических проектов, организации профориентационной деятельности среди молодежи, создания бизнес-инкубатора для подготовки и переподготовки специалистов и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.