Рефераты. ООО "Газпром" как объект управления. Разработка рекомендаций по совершенствованию существующей структуры управления






Персонал организации

Членами правления, высшего руководства, Газпрома являются ведущие специалисты в области нефте-, газопереработки, а также люди с высшим экономическим образованием.

Большую долю персонала (более 60%) составляют рабочие, которым уделяется значительное внимание с целью создания максимально комфортных условий для труда, обеспечения их комплексом социальных гарантий, льгот и компенсаций.

В организации существует система непрерывного фирменного профессионального образования персонала ОАО «Газпром» и его дочерних обществ по добыче, переработке и транспортировке газа. В 2007 г. прошли обучение 35,6 тыс. руководителей и специалистов, что на 16,7 % больше, чем в 2006 г. По всем видам обучения (профессиональная подготовка, переподготовка, обучение вторым профессиям, повышение квалификации и техническая учеба) в 2007 г. в дочерних обществах по добыче, переработке и транспортировке газа прошли подготовку более 125 тыс. человек (в 2006 г. – 117,6 тыс. человек).

Для реализации Программы премирования руководящих работников ОАО «Газпром» акциями компании в 2007 г. была проведена подготовительная работа по приобретению ОАО «Газпром» собственных акций (получена директива Правительства Российской Федерации и принято решение Совета директоров по этому вопросу от 24.12.2007 г. № 1117).

Газпром в своей деятельности соблюдает все требования Конвенций Международной организации труда, ратифицированных Российской Федерацией. Руководствуясь этими требованиями, Газпром соблюдает международные стандарты по вопросам свободы ассоциаций, заключения коллективных договоров, заработной платы, продолжительности рабочего дня и условий труда, вознаграждения трудящихся за труд, социального страхования, предоставления оплачиваемого отпуска, охраны труда, запрета детского и принудительного труда и др.

Особое внимание стоит уделить существующей на предприятии единой системе вознаграждения, основной целью которой является рост производительности трудящихся и достижение цели организации. Система предполагает введение базовой единой тарифной сетки с указанием 19 разрядов рабочих и специалистов, а также тарифных коэффициентов от 1,0 до 7,35, учитывающие не только знания и опыт человека, но и его деловые качества.

В последнее время ОАО «Газпром» позиционирует себя как социально ориентированная компания, однако остается еще ряд очень серьезных нерешенных социальных проблем. Из них наиболее болезненной является отток квалифицированных кадров в другие организации ТЭКа, что вызвано недостаточным уровнем благосостояния работников газовой отрасли, занятых по основным специальностям (операторы, машинисты).

Газпром проводит ряд мер, направленных на привлечение рядовых работников к участию в управлении. Это позволяет добиться значительных результатов, поскольку любая миссия организации должна быть подкреплена желаниями и интересами трудящихся.

Корпоративная культура и имидж организации

На предприятии существует кодекс корпоративного поведения, утвержденный годовым Общим собранием акционеров ОАО «Газпром»
от 28 июня 2002 года. Она предполагает следующие основные принципы:

1. Общество принимает на себя обязательство развивать корпоративные отношения в соответствии с принципами, обеспечивающими:

реальную возможность акционеров осуществлять свои права, связанные с участием в Обществе;

осуществление Советом директоров стратегического управления деятельностью Общества и эффективный контроль с его стороны за деятельностью исполнительных органов Общества, а также подотчетность Совета директоров Общему собранию акционеров;

необходимость исполнительным органам Общества разумно и добросовестно осуществлять руководство текущей деятельностью Общества, и их подотчетность Совету директоров Общества и Общему собранию акционеров;

своевременное раскрытие информации об Обществе, в том числе о его финансовом положении, экономических показателях, структуре собственности и управления;

эффективный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества;

предусмотренные законодательством права работников Общества, развитие партнерских отношений между Обществом и работниками в решении социальных вопросов и регламентации условий труда;

активное сотрудничество Общества с инвесторами, кредиторами и иными заинтересованными лицами в целях увеличения активов Общества, стоимости акций и иных ценных бумаг Общества.

2. Общество осознает важность совершенствования корпоративного управления своих дочерних и зависимых хозяйственных обществ и будет стремиться к обеспечению открытости и прозрачности деятельности указанных организаций, а также практического внедрения в них основных принципов настоящего Кодекса.

В последние годы Газпром неоправданно много тратит на рекламу,  спонсорство и поддержание имиджа, и эти статьи расходов вызывают наибольшее недовольство госпредставителей. Суммарные имиджевые расходы корпорации составляют около $137,5 млн.

Конфликты со странами-транзитерами газа в Европу (Украина, Белоруссия) значительно подорвали имидж Газпрома, поэтому главным мероприятием в 2007 году по повышению имиджа организации за  рубежом стало подписание трехлетнего контракта с такими крупными PR-группами, как Hill & Knowlton, вашингтонская аналитическая фирма Penn, Schoen & Berland Associates, на создание PR-компании.

В целом же существует ряд мер, посредством которым Газпром стремится укрепить имидж организации:

Газпром реализует капиталоемкие проекты, в то числе международные; заключает новые договора, вкладывает деньги в производство и разведку, велики темпы развития;

эффективное управление (минимизация расходов, процесс интенсификации производства);

уплата долгов в бюджет, налоги;

не повышаются цены на газ, стабильное снабжение газом;

снижение задолженности перед поставщиками.

Анализ факторов внешней среды

Характеристика экономической ситуации в отрасли

Экономическая ситуация на мировом энергетическом рынке в настоящее время:

нефть выступает энергоносителем общемирового значения, газ - в основном регионального, уголь – локального;

резкий рост потребления углеводородов, который в обозримом будущем не будет заменен альтернативными источниками энергии;

резкий рост потребности развивающихся азиатских стран в энергоресурсах с учетом продолжающегося экономического роста, быстрого увеличения численности населения и чрезвычайно высокой энергоемкости национальных экономик;

увеличение разрыва между объемами потребления (растет) и объемами производства (снижается) углеводородов в развитых странах;

ограниченные возможности дополнительного роста производства увеличивают риски, связанные с возможной дестабилизацией рынка;

снижается уровень обеспеченности мировой экономики запасами нефти и газа;

недостаток (временный) нефтеперерабатывающих и транспортных мощностей и ограниченность дополнительных мощностей по добыче нефти;

обозначается интерес промышленно развитых потребителей к проблемам развития альтернативной энергетики;

возрастает значимость проектов по производству и поставкам сжиженного природного газа (СПГ);

в ряде стран наблюдается возобновление интереса к атомной энергетике;

активов для слияний и поглощений становится все меньше, поэтому в последние годы основные слияния происходят исключительно в рамках одной страны или же общего геополитического пространства;

рост политических рисков в регионах, наиболее богатых углеводородами.

Перспективы развития нефтегазового комплекса России

Россия обладает крупным потенциалом на мировом энергетическом рынке. К настоящему моменту в России открыто и разведано более 3 тыс. месторождений углеводородного сырья. Причем, разрабатывается примерно половина из них. Более половины российской нефтедобычи и более 90% добычи газа сосредоточены в районе Урала и Западной Сибири. Большинство месторождений этого региона отличаются высокой степенью выработки, поэтому при сохранении его в качестве основной углеводородной базы необходимо развивать и альтернативные регионы добычи.

Исходя из официальных оценок, к 2015 г. добыча нефти в России может составить 530 млн. т, а ее экспорт - 310 млн. т. Главной нефтяной базой страны останется Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция. Будут сформированы новые центры нефтяной промышленности в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) – добыча до 50 млн. т в 2015 г.; на шельфе острова Сахалин (25-26 млн. т), в Баренцевом море и российском секторе Каспийского моря. Увеличится добыча нефти в Тимано-Печорской провинции.

Мощности магистральных нефтепроводов и морских терминалов для экспорта и транзита нефти из России за пределы СНГ смогут возрасти к 2015 гг. в 1,5 раза по сравнению с тем уровнем, который мы имеем сегодня. Это позволит к 2015 г. реализовать перспективные объемы экспорта нефти в дальнее зарубежье: примерно по 70 млн. т по Западному и Северо-Западному направлениям; около 130 млн. т - по Черноморско-Каспийскому направлению; около 80 млн. т - по Восточному направлению; до 25 млн. т - по Северному направлению.

К 2015 г. добыча газа в России может достигнуть 740 млрд. куб. м, а экспорт - 290 млрд. куб. м. Добыча газа в Западной Сибири в рассматриваемый период стабилизируется, поэтому весь прирост добычи будет обеспечен за счет ввода в эксплуатацию новых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, шельфа Северных и Дальневосточных морей. Значительные запасы и перспективные ресурсы природного газа Восточной Сибири и Дальнего Востока теоретически позволяют сформировать в данном регионе новые центры газодобычи.

Вместе с тем существующие тенденции развития отечественного ТЭКа не позволяют сделать вывод о том, что в ближайшее десятилетие России удастся укрепить свои позиции на мировом энергетическом рынке, превратив свой энергетический потенциал в политические дивиденды.

Основные факторы, сдерживающие развитие газовой отрасли (на примере Газпрома) в России:

политика «Газпрома», для которого невыгодно в условиях существующих внутренних тарифов на газ развивать внутренний рынок;

отставание темпов роста добычи от темпов роста потребления газа;

необходимость инвестировать серьезные средства в разработку новых месторождений;

ставка на закупки среднеазиатского газа вместо инвестиций в добывающие проекты;

проводимая на государственном уровне политика по недопущению иностранных компаний в качестве операторов разработки наиболее перспективных объектов (Ямал, Штокмановское месторождение);

критическое состояние действующей нефтеэкспортной инфраструктуры и проблема модернизации действующей системы магистральных газопроводов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.