Рефераты. Оценки эффективности управления социально-экономическими образованиями






Оценки эффективности управления социально-экономическими образованиями

Содержание


Введение

1. Возможные противоречия, связанные с системой оценки эффективности

2. Компенсация недостатков системы оценки эффективности

Заключение

Список литературы


Введение


Системы оценки эффективности применяются во многих производственных организациях. Сложнее их создать для государственных учреждений, примерами которых могут служить больницы, университеты, органы судебной системы, милиция, прокуратура и т.д.

Подобно бизнес - организациям, государственные учреждения производят продукты и услуги — следовательно, эффективность их деятельности может быть оценена. Эффективность работы суда можно оценить, к примеру, по количеству рассмотренных судебных дел, эффективность работы милиции — по количеству извещений об уплате выписанных штрафов, эффективность работы ученых — по количеству публикаций в научных журналах. Государственная организация, способная четко определить свои продукты, может добиться высокого уровня производства, что в свою очередь улучшает показатели ее эффективности и результативности и придает легитимность деятельности государства.

Суть системы оценки эффективности государственной организации заключается в том, что она формулирует, каких целей хотела бы добиться, и определяет показатели, которыми можно оценить достижение этих целей. После выполнения организацией производственных задач становится ясно, достигнуты ли запланированные результаты. И если да, то какой ценой.

Цель данной работы – рассмотреть возможные противоречия и компенсацию недостатков системы оценки эффективности.

Задачи: Условия, облегчающие определение качества работы производственного объекта управления. Условия, затрудняющие определение качества работы государственного объекта управления. Направления развития систем измерения результативности работы государственных организаций.


1. Возможные противоречия, связанные с системой оценки эффективности


Реализация идеи измерения результатов деятельности госучреждения далеко не проста. В табл. 1 приведены условия, при которых определение качества работы сравнительно не сложно (первый столбец), и когда определение качества работы затруднительно (второй столбец). Понятно, что в условиях муниципальных образований условия второго столбца встречаются гораздо чаще. Однако и в этих случаях необходимо искать пути решения задач оценки деятельности муниципальных образований.


Таблица 1. Дифференциация условий определения результативности работы

Условия, облегчающие определение качества работы производственного объекта управления

Условия, затрудняющие определение качества работы государственного объекта управления

Организация производит продукт

У организации есть обязательства и ценностные ориентиры

Продукт простой

Продукт сложный

Организация ориентирована на продукт

Организация ориентирована на процесс

Самостоятельная деятельность

Совместная деятельность

Продукт производится независимо от других продуктов

Продукты взаимозависимы

Причинно-следственные связи известны

Причинно-следственные связи неизвестны

Качество измеримо при помощи индикаторов

Качество неизмеримо при помощи индикаторов

Единообразный продукт

Многообразный продукт

Стабильная внешняя среда

Динамичная внешняя среда


Рассмотрим условия, затрудняющие определение результативности работы государственного объекта управления (условия второго столбца) с анализом ситуаций, вызываемых этими условиями.

Обязательства и ценностные установки, а не продукты.

Власти не производят продукты, а выполняют обязательства — обеспечивают жизнеспособность и безопасность общества, несут ответственность за решение сложных, не имеющих однозначного решения проблем. На свободу деятельности властей влияют конституционные свободы (так, эффективность и результативность деятельности прокуратуры ограничена правом подозреваемого на правовую защиту).

Все это осложняет возможность оценки результативности деятельности организации. Система оценки эффективности побуждает к постоянному улучшению качества результатов работы. Для некоторых задач это равно укреплению законности, и тогда никаких возражений против введения процедуры оценки эффективности быть не может. При выполнении других задач может возникать конфликт между эффективностью, с одной стороны, и законностью, с другой. В этом случае внедрение оценки эффективности может столкнуться с проблемами.

Поэтому трудно оценить результативность работы властных структур.

Сложные, комплексные продукты.

Продукты как результаты деятельности организации не всегда поддаются однозначной оценке, если соответствуют разным — нередко конфликтующим между собой ценностным установкам. Наличие системы оценки эффективности сопряжено с риском того, что власти пренебрегут отдельными ценностными установками, и, поскольку оценка эффективности "работает" только с четко определенными и измеримыми целями и показателями, полученная картина эффективности деятельности организации не будет целостной.

Ориентация на процесс, а не на продукт.

Ряд государственных организаций являются в значительной степени процессно-ориентированными. Так, организации, работающие в среде, где действуют несколько участников, обязаны уделять внимание консультациям и переговорам с ними. Конечный результат переговоров может быть трудно предсказуемым, хороший процесс может привести к неутешительным результатам. Нечто подобное наблюдается и в научно-исследовательских учреждениях, где результаты инновационного исследования иногда с трудом поддаются прогнозированию. Хорошо продуманный и тщательно проведенный научный эксперимент может разочаровать либо скромными результатами, либо полным их отсутствием. Когда в организации доминируют процессы, оценка эффективности ее деятельности является проблемной.

Продукт производится совместно с другими учреждениями (организация не является самостоятельным производителем).

Эффективность многих государственных организаций может быть оценена только очень условно, т.к. они участвуют в производстве продуктов как бы в роли катализаторов, т. е. участвуют в производстве продуктов совместно с другими учреждениями. Так, продолжительность рассмотрения уголовного дела перед судом в некоторой степени зависит от позиции адвоката; успеваемость ребенка в школе — от родителей.

Следовательно, возникающий в процессе совместных действий результат (продукт) может быть лишь частично отнесен на счет государственных организаций.

Продукты взаимозависимы

Продукты многих государственных организаций являются взаимозависимыми. Так, в муниципалитете результат работы отдела по планированию может повлиять на результат деятельности отдела по охране окружающей среды. Оценка эффективности работы отдела по планированию исключительно по продукту снижает стимулы к развитию системы взаимодействия между отделами.

Таким образом, эффективно работающее подразделение не всегда способствует росту эффективности работы организации в целом. Следовательно, применение системы оценки эффективности может способствовать снижению синергетического эффекта организации.

Причинно-следственные связи неизвестны, неочевидны или неоднозначны.

Связь между усилиями и результатом не всегда является очевидной. Беседа с заключенным, целью которой является предотвращение повторных преступлений, — лишь один из факторов, определяющих, нарушит ли заключенный закон впоследствии. Предсказать вероятность того или иного исхода сложно. Результат (в вышеприведенном примере — отсутствие повторных преступлений у бывшего заключенного) лишь частично зависит от этой беседы (приложенных усилий), поэтому результаты измерения качества работы не совсем точно отражают эффективность деятельности организации. Организация может определить свой продукт иначе (например, количество проведенных с заключенными бесед), однако и это не обеспечит адекватного представления о деятельности.

Оценка эффективности не дает объективного представления о качестве работы.

Качество деятельности государственных организаций сложно оценить при помощи индикаторов. Если все же такие показатели используются, то возникает риск того, что избыточное внимание к количественным показателям снизит внимание к качеству. Стоит отметить, что для определенных видов деятельности измерение качества вообще нежелательно. Так, в Нидерландах оценка эффективности работы судов не предполагает измерения качества, т.к. это может повлиять на их независимость

Результат можно интерпретировать по-разному в зависимости от условий.

Одинаковые результаты в различных условиях можно интерпретировать по-разному. Например, одним из результатов деятельности факультета университета являются научные публикации. В сферах деятельности, для которых характерна разрозненность научного сообщества (программирование, политология и т.д.), признание публикаций означает нечто иное, нежели в точных науках (например, в теоретической физике), где научное сообщество связано тесными узами и "своим" языком. Если одинаковый продукт может получать неоднозначную оценку в различных условиях, измерение качества работы сформирует неверное представление об истинном положении дел. В частности, оно потребует сравнения в принципе несравнимых типов деятельности.

Внешняя среда динамична, а не статична.

Некоторые из вышеперечисленных сложностей оценки эффективности усугубляются в условиях динамичной внешней среды. В случаях изменения условий совместного производства продукта, необходимости организации других взаимосвязанных форм деятельности, возникновения форс-мажорных обстоятельств по вине третьих сторон и т.п. точность измерения качества работы снижается (равно как и возможность проследить динамику изменения этого показателя на определенном отрезке времени). Система оценки эффективности организации базируется на допущении о стабильности среды, в которой эта организация действует.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.