Рефераты. Оценка и анализ производственной деятельности предприятия






2) масштаб производства;

3) уровень и форма специализации предприятия, его кооперирования с другими предприятиями.

Кооперирование в изготовлении и поставках комплектующих, инструмента, запасных частей, производство которых не соответствует профилю предприятия или экономически нецелесообразно из-за ограниченного масштаба производства, исключает необходимость иметь в составе предприятия соответствующие цехи, склады и другие подразделения. Чем выше уровень специализации предприятия и кооперирования его производства, тем ограниченнее номенклатура выпускаемой продукции, однороднее технология производства и проще производственная структура завода.

Начиная с 1999 года политика предприятия по производству и реализации, наращиванию объемов производства заключается в организации работы по заказам потребителей. То есть предприятием производится только те виды продукции, на которые имеется заявка от потребителя, что гарантирует ее быструю реализацию. При этом выполненный потребительский заказ практически не хранится на складах готовой продукции, а сразу по мере выполнения отправляется в адрес потребителя, зачастую за счет самого потребителя.

В последние годы предприятие строит свою работу со все большей ориентацией на условия рынка и конкуренции. Процесс переориентации предприятия осложняется масштабами производства, широтой ассортимента, и тем, что на предприятии параллельно развивается несколько перспективных направлений. По этим же причинам маркетинг предприятия основан на нескольких стратегиях, разработанных для разных групп товаров. Системы стратегий предприятия можно свести к вариантам матрицы БКГ.

Такое положение прежде всего объясняется широким ассортиментом.

Производство изделий, условно относимых к группе товаров народного потребления, до недавнего времени не являлось направлением, находящимся в сфере особого внимания и развивалось слабо по сравнению с производством РТИ для автомобилей. Однако на сегодняшний день такая продукция завода занимает значительную долю в производственном ассортименте. Ассортимент продукции, не предназначенной для автомобилестроения, включает: клея, транспортерную ленту различных характеристик, мел, полиэтиленовые мешочки, моноблоки, резиновая крошка, уплотнительные профили различных сечений для оконных и тепличных конструкций, мастики и изолирующие гермиты, кровельные материалы, полимерное напольное покрытие, поливочный шлаг и многое другое.

Успешно работает цех по переработке отходов основного производства; продукцией этого цеха являются изделия, используемые на ж/дорогах (подрельсовые прокладки, детали для стрелочных переводов) и комплекты для оборудования ж/д переездов. Также из отходов производятся различные резиновые покрытия (дорожки для стадионов, садовые дорожки, плиты для оборудования животноводческих помещений). Прорабатывается возможность нетрадиционного применения резиновой крошки.

Широта ассортимента обусловливает дополнительные трудности при организации планирования производственного процесса. Каждая запасная часть из более чем шеститысячной производственной номенклатуры предприятия представляет собой отдельный товар и требует индивидуального подхода в планировании производства и сбыта в связи в различными сроками износа деталей машин и принадлежностью к конкретным моделям. Реализация РТИ ограничена определенными физическими объемами на единицу эксплуатационного парка машин в определенный период; спрос на запчасти неравномерен, его колебания объясняются множеством факторов: технических, экономических, климатических, сезонных и др.

При оптимизации производимой номенклатуры большое значение играет рентабельность продукции. В зависимости от технологии производства, затрат на сырье и материалы, количества задействованного персонала, степени риска, связанного с выходом деталей на рынок, сезонностью спроса, конъюнктурой и динамикой цен, рентабельность производства тех или иных деталей значительно колеблется. Однако, будучи поставщиком конвейеров, АО "БРТ" имеет заказы автозаводов на производство некоторых изделий, нерентабельных для предприятия. Сглаживание затрат по производству нерентабельной продукции происходит за счет производства группы высокорентабельных деталей.

Широкая номенклатура производимой продукции затрудняет организацию четкого контроля за позициями деталей на рынке.

В настоящее время все большую долю в производстве и получаемой прибыли составляют изделия интерьера салона автомобилей, а также изделия для оборудования железнодорожных переездов.

Создание ОАО "БРТ" в качестве смежника автозаводов – поставщика резинотехнических комплектующих для автостроения обусловило применение определенных технологических процессов. Так, с начала своей деятельности предприятием был освоен выпуск формовых РТИ: манжет, сальников, колпачков, колец и т.д. для автомобильного производства ВАЗ и КамАЗ. В дальнейшем ОАО "БРТ" расширило ассортимент выпускаемой продукции, освоив выпуск неформовых изделий: автомобильных ремней, рукавов, шлангов, а также РТИ для автомобилей автозаводов: ГАЗ, АЗЛК, УАЗ, УралАЗ, МАЗ, автобусов и пр.

То обстоятельство, что ОАО "БРТ" осуществляло выпуск РТИ только для автомобилестроения, делало предприятие слишком зависимым от деятельности смежников-автозаводов. Поэтому в целях повышения мобильности предприятия было начато освоение изделий не автомобильного назначения, так называемые товары народного потребления, ТНП: резиновая обувь, спортивные резиновые дорожки, резиновый кровельный материал и т.д. Это также преследовало цель сокращения издержек путем более эффективного использования отходов основного производства.

Особенно актуальным освоение новых видов продукции стало в последние годы. Именно мобильность и широта выпускаемого ассортимента и независимость предприятия от автозаводов-смежников позволили обеспечить выживание и экономический рост предприятия в послекризисных экономических условиях.

Предприятие ориентировано на постоянное обновление ассортимента и поддержание на высоком уровне технологий. За последние пять-шесть лет, были полностью переоборудованы несколько цехов предприятия, что позволило освоить выпуск нескольких видов новой продукции.

Производственная структура предприятия включает два завода: завод по производству комплектующих РТИ для а/м ВАЗ (первый завод) и завод по производству комплектующих РТИ для а/м КАМАЗ (второй завод). Такое разделение было осуществлено в 1977 году, когда предприятие было преобразовано в производственное объединение. Сегодня оно достаточно условно, так как за более чем 30 лет существования предприятия ассортимент выпускаемой продукции существенно расширился, и сейчас гораздо точнее рассматривать производственную структуру завода с точки зрения номенклатуры выпускаемой продукции в каждом из отдельных цехов предприятия.

Сложность анализа производственной деятельности для исследуемого предприятия обусловлена масштабами его деятельности и широтой производимой номенклатуры. В связи с этим анализ производственной деятельности ОАО "Балаковорезинотехника" проведем на данных одного их цехов предприятия, удельная доля выпуска продукции которого является наиболее значительной для предприятия.

О производственной деятельности предприятия можно судить по следующим показателям за 2008 год:

Объем выручки от производства неформовых РТИ 574407,9тыс. руб., доля объема выручки от данного вида хозяйственной деятельности в общем объеме выручки ОАО "БРТ", 13,3%

Объем выручки от производства шумоизоляционных прокладок 538252,9 тыс. руб., доля объема выручки от данного вида хозяйственной деятельности в общем объеме выручки ОАО "БРТ", 12,4%

Объем выручки от производства рукавов 679641,5 тыс. руб., доля объема выручки от данного вида хозяйственной деятельности в общем объеме выручки ОАО "БРТ", 15,7%.

По сравнению с соответствующим отчетным периодом предыдущего года изменение размера выручки ОАО "БРТ" от основной производственной деятельности не превышает 10 %. Можно видеть, что наибольший удельный вес в общей продукции составляет продукция неформового производства (неформовые РТИ и рукава). При этом значительная часть объема неформовой продукции выпускается в одном цехе предприятия. Таким образом, по удельному весу в объеме производства одним из самых крупных производственных подразделений ОАО "БРТ" является цех № 110 - неформового производства. Производственная программа данного цеха в укрупненном варианте имеет следующий вид:


Таблица 2.1 Показатели выполнения производственной программы по цеху № 110 за 2008 год (тыс. руб.)

Укрупненная группа продукции

Объем производства по цеху

план

факт

абс. отклон.

относ.отклон.

Ремни вентиляторные

30 357,00

29 780,60

-576,40

-1,90

Ремни плоскозубчатые

12 995,00

14 566,30

1 571,30

12,09

Неформовые

90 610,00

90 609,00

-1,00

0,00

Рукава

64 540,00

64 546,00

6,00

0,01

Всего

198 502,00

199 501,90

999,90

0,50


Можно видеть, что по показателям производственной программы имеется перевыполнение плана цеха на 999,9 тыс. руб., что составляет 0,50%. При этом из четырех рассматриваемых групп продукции по двум группам имеется недовыполнение плана, в том числе по ремням вентиляторным на – 1,9%, по двум группам имеется перевыполнение плана, в том числе наиболее значительное по ремням плоскозубчатым – на 12,09 %. В целом, можно видеть, что результаты производственной деятельности цеха соответствуют плановым показателям и плана производства по ассортиментным группам выполняется, на что указывает анализ структуры производственного ассортимента:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.