Рефераты. Оценка финансового состояния предприятия и основные способы его оздоровления






p> Одним из путем оздоровления финансового состояния предприятий является использование векселей, т.е. ценных бумаг, удостоверяющих безусловное обязательство векселедателей уплатить, по наступлении срока, определенную сумму векселедержателям, т.е. владельцам векселей. Эмиссия векселей может осуществляться как банками, так и предприятиями. Если банки эмитируют векселя для расчетов и обеспечивают ими предприятия в качестве платежного средства, они, по существу, увеличивают денежную массу, приспосабливая ее размеры к нуждам предприятий. Дополнительно выпущенная в форме банковских векселей денежная масса должна покрыть первичные неплатежи и по цепочке погасить все последующие неплатежи. В результате в балансах первичных неплательщиков, имеющих кредитовое сальдо по неплатежам, кредиторская задолженность предприятиям-контрагентам будет заменена кредиторской задолженностью банку, предоставившему вексельный кредит.
Вместе с тем здесь возникает ряд проблем. Векселя значительно легче поддаются подделке, чем денежные знаки. Кроме того, нет гарантии, что полученный вексельный кредит будет сразу же использован предприятием для погашения задолженности. Наконец, замена взаимной задолженности векселями повысит ее ликвидность, а значит и скорость ее обращения. Это, очевидно, будет стимулировать инфляцию.

Если же векселя эмитируются предприятиями, то, кроме возможности их подделки и влияния на инфляцию, возникает также следующая проблема. Далеко не всегда переводные векселя предприятий-должников могут свободно обращаться на рынке ценных бумаг и следовательно использоваться как средство платежа при расчетах с предприятиями-кредиторами. Фактически так функционировать могут лишь векселя доходных, финансово устойчивых предприятий, способных погашать задолженность. Векселя же малорентабельных и убыточных предприятий, как правило, не будут приниматься ни банками, ни предприятиями-кредиторами. Поэтому такие векселя только частично могут содействовать укреплению платежеспособности предприятий. Следует также иметь в виду, что ликвидация неплатежей при помощи векселей - весьма длительный процесс. Действенным средством укрепления финансового состояния предприятий и снижения неплатежей служат зачеты взаимных требований
(КЛИРИНГ). Предприятия, имеющие большую дебиторскую задолженность, не погашенную в срок, прекращают поставки продукции, требуя предварительной оплаты. Одновременно в составе образовавшихся неплатежей остаются нереализованными доходы, часть которых подлежит перечислению в бюджет.
Взаимные неплатежи замедляют оборачиваемость средств в расчетах и ведут к увеличению кредитной эмиссии. Проблемы соблюдения сроков платежей, состоятельности плательщика, ликвидности его активов становятся весьма актуальными. Поэтому возрастает роль механизма погашения взаимных неплатежей путем зачета. В настоящее время предусматривается переоформление просроченной кредиторской задолженности предприятий и организаций всех форм собственности срочными долговыми обязательствами. Это позволяет учесть по каждому участнику зачета сумму его просроченной задолженности поставщикам, а также величину просроченной дебиторской задолженности, которая числится за его покупателями. Поскольку платежный оборот включает платежи за сырье, материалы и произведенную из них готовую продукцию, постольку суммы платежей различных предприятий, как правило, не совпадают. Поэтому зачет не может быть стопроцентным. Межотраслевой зачет взаимных требований, по существу, содержит два зачета: зачет взаимной задолженности предприятий и зачет взаимных требований банков. В процессе межотраслевого зачета долговые обязательства предприятий приобретают форму обязательств коммерческих банков и частично Центрального банка (в размере незавершенных межбанковских расчетов по зачету). Конечными плательщиками и получателями средств по результатам зачета являются не предприятия-участники зачета, а коммерческие банки и Центральный банк. Зачет осуществляется двумя способами платежа: передачей кредитных обязательств и собственно зачетом взаимных требований.
Межотраслевой зачет начинается с распоряжения Центрального банка коммерческим банкам об оплате на определенных условиях с лицевых счетов по зачету расчетных документов плательщиков с зачислением сумм на лицевые счета по зачету получателей средств. Платежным средством, за счет которого производится оплата, являются долговые обязательства предприятий, преобразованные в обязательства коммерческих банков и Центрального банка. В процессе зачета эти обязательства переходят со счета на счет, осуществляют передачу долгов, и частично остаются в виде незачтенных дебетовых и кредитовых сальдо. В идеале кредитовые сальдо должны направляться на погашение дебетовых сальдо. Однако на практике этого не бывает, так как зачетные операции отразились в дебетовых и кредитовых оборотах лицевых счетов по зачету еще до подведения его итога и, с другой стороны, между предприятиями, имеющими дебетовые и кредитовые сальдо, как правило, нет прямых хозяйственных связей. Поэтому дебетовые сальдо должны погашаться с расчетных счетов плательщиков, а кредитовые сальдо зачисляются на расчетные счета получателей средств по зачету. В результате дебетовые и кредитовые сальдо взаимно погашаются.

Вместе с тем на практике это затрудняется тем, что не всегда на счетах плательщиков имеются средства для погашения их дебетовых сальдо.
Дебетовые сальдо лицевых счетов по зачету образуются несмотря на то, что зачет производится в пределах сумм, причитающихся предприятиям. Очевидно, все поступления средств предприятиям целесообразно направлять на погашение дебетовых сальдо по зачету. Зачет не только погашает взаимную задолженность, но и повышает ликвидность незачтенных долгов. Поэтому кредитовые сальдо по зачету до момента их перечисления на расчетные счета получателей средств могут находиться в обращении. Следовало бы разрешить предприятиям производить платежи с лицевых счетов по зачету в пределах кредитовых сальдо при условии зачисления сумм на лицевые счета по зачету получателей средств. Следует иметь в виду, что исходя из своих кредитовых сальдо, предприятия могут выписывать коммерческие векселя для расчетов с поставщиками. Конечно, после осуществления зачета неплатежи возобновляются, так как не устранены причины, порождающие их. Однако суммы неплатежей и их длительность сокращаются (до образования новой цепочки неплатежей). Как представляется, целесообразно проводить зачеты взаимных требований в условиях нашей экономики два раза в год. Это будет ускорять оборачиваемость оборотных средств и увеличит поступления в доход бюджета. При проведении зачетов не следует, как это имело место в 1992 г., предоставлять предприятиям кредиты на погашение дебетового сальдо за счет централизованных кредитных ресурсов государства, с целью избежать обострения инфляции. Зачет на бескредитной и безэмиссионной основе явится антиинфляционной мерой, позволяющей смягчить остроту платежного кризиса и уменьшить количество платежных средств в обращении. Эффективной мерой служит также компьютерный клиринг взаимной задолженности предприятий, позволяющий быстро устранить неплатежи на безинфляционной основе, так как он не требует создания новых инструментов платежа. Действенным средством улучшения расчетов показали себя казначейские обязательства, выпускаемые
Министерством финансов с 1995 г. Механизм казначейских обязательств используется для оформления существующей бюджетной задолженности в условиях обострения проблемы взаимных неплатежей в отраслях хозяйства. Казначейскими обязательствами Минфин РФ рассчитывается по текущей задолженности федерального бюджета перед предприятиями оборонного и топливно- энергетического комплексов, транспорта и ряда других отраслей хозяйства.
Выпуски казначейских обязательств обращаются в течение года с момента эмиссии. Оставшиеся непогашенными к этому сроку казначейские обязательства безусловно гасятся. Эти обязательства могут быть использованы только для расчетов между предприятиями за поставленные товарно-материальные ценности.
В дальнейшем выпуск новых казначейских обязательств предполагается расширить. Это будет содействовать снижению неплатежей и укреплению финансового состояния предприятий.

Важным фактором укрепления финансового состояния предприятий является взаимосвязанность размеров выдаваемых банками кредитов и наличия товарно- материальных ценностей. Это означает, что предоставление ссуд должно обязательно осуществляться на основе движения материальных оборотных средств в процессе их кругооборота (особенно в тех случаях, когда кредит обеспечивается ценностями, принятыми в залог). При завершении оборота кредитуемых ценностей наступает срок погашения задолженности по ссуде.
Систематические колебания потребности в оборотных средствах могут быть учтены и удовлетворены именно при помощи кредита.

ПРОЦЕДУРА БАНКРОТСТВА: РЕАНИМАЦИЯ ИЛИ ПОГРЕБЕНИЕ?

Действие Закона о банкротстве распространяется на индивидуальных предпринимателей и юридические лица, как коммерческие (за исключением казенных предприятий), так и некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. В новом Законе дано более четкое определение понятия несостоятельности
(банкротства). Это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Таким образом, из определения исчезла такая не свойственная для него характеристика экономического положения должника, как неудовлетворительная структура баланса.

Круг лиц, имеющих право на обращение в арбитражный суд с соответствующим заявлением, новым Законом не расширен. Таковыми по-прежнему являются сам должник, кредитор, прокурор. Закон лишь уточнил, какие конкретно органы обладают правом подачи заявления в связи с неисполнением должником обязанности по уплате обязательных платежей. Это могут быть налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы. Кроме того, правом подачи заявлений пользуются и иные лица, прямо указанные в Законе. Так, например, в случаях, когда кредитором по денежным обязательствам являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, заявление кредитора может быть подано в арбитражный суд уполномоченным на то органом государственной власти или органом местного самоуправления. Необходимо иметь в виду, что теперь Закон не только предусматривает право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, но в некоторых случаях устанавливает обязанность произвести такие действия, причем в определенные сроки.

Так, ст. 8 содержит перечень ситуаций, когда должник (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязан направить в суд соответствующее заявление:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.