Рефераты. Обучение менеджеров






Ø     добиться появления результатов обучения в жизни или работе слушателей,

Ø     улучшить первоначальную ситуацию

Такое понимание – ключ ко многим особенностям, отличающим обучение квалифицированного специалиста от обучения человека, не имеющего опыта работы.

Общение должно быть двусторонним процессом. Как только определены все потребности в обучении – от целей до результатов – двусторонняя природа процесса общения становится наиболее важным моментом.

Информацией и новыми поведенческими стереотипами нельзя просто так взять, да и одарить другое лицо. Обучение - это взаимодействие. Обе стороны должны быть готовы к серьезной работе, обе должны не останавливаться на достигнутом и уметь вовремя скорректировать свое поведение.

Существенную долю усилий руководителей, преподавателей и помощников следует направить на обеспечение и непрерывное поддержание обратной связи со слушателями курсов. Без постоянной обратной связи до, во время и после процесса общения, оно вряд ли будет настолько эффективным, чтобы вызвать заметные изменения.

Для успешной обратной связи с адресатом отправитель информации должен уметь говорить, слушать и отвечать на вопросы.

Для общения существует множество препятствий. Многие факторы путают и искажают преподаваемую информацию.

Любая информация проходит через множество барьеров. Однако совершенно «новых» коммуникативных ситуаций не бывает, просто обе стороны каждый раз «привносят что-то свое». Обе стороны говорят, слушают и понимают, имея разные точки зрения. Информация не может быть обособленной, ее нельзя вырвать из контекста. Она тесно сплетена с конкретной ситуацией, со всеми особенностями обоих участников (индивидуальностью, потребностями, отношением и т.д.). Тот, кто не сможет определить барьеров, препятствующих общению, не сможет найти и нужной дороги.

Обучение - это циклическое движение от неосознанной некомпетентности к неосознанной компетентности. На каждом этапе обучение можно облегчить, используя различные стили общения.

Приведенная выше точка зрения на обучение предполагает, что люди…

v    Начинают с незнания того, что именно они не знают.

Ø     Не знают, что именно они не знают.

Ø     Не знают, что у них есть проблемы.

Ø     Не знают, что они упускают благоприятные возможности.

Ø     Не знают, что можно что-то предпринять или что-то сделать по-другому.

Обычно это является предпосылкой к «приобретению знаний трудным путем», т.е. менеджер учится на своих ошибках.

v    Выясняют, что именно они не знают.

Это первый шаг в обучении. Менеджеры видят брешь и хотят ее ликвидировать.

v    Учатся делать что-то новое и, делая это, продолжают старательно думать о том, что они делают.

v    Приобретают способность делать это, не думая о том, что они делают, начинают делать это по привычке.


При изменении ситуации обучение опять переходит из фазы неосознанной компетентности (самое полезное состояние) в фазу неосознанной некомпетентности. Это опасно, т.к. приводит к не выявленным проблемам или влечет за собой утрату благоприятных возможностей. В этом случае следует повторить снова.

Обучение – это изменение стереотипов поведения, которое приносит пользу учащемуся. Понятие пользы предполагает расхождение между обстоятельствами, существующими и теми, которые могли или должны были бы быть. Что имеется в виду?

Ø     Реальные или воображаемые проблемы.

Ø     Благоприятная возможность, которой можно воспользоваться.

Ø     Новые цели, которых нужно добиться.

Ø     Изменения в ситуации, которые потребуют несколько иного или даже совершенно нового поведения.

Ø     Отсутствие профессиональных знаний или навыков.

Любое эффективное общение начинается с вопросов «В чем проблема?» или «Чего не хватает?»

Коммуникатор никогда не добьется успеха, если он не понимает ситуацию.

Когда ситуация ясна, а цели – определены, можно начинать подготовку сообщения.

В большинстве случаев выступление необходимо планировать, даже если оно обычное или его подготовка не требует значительного времени.

Ø     Иногда можно услышать мнение, что короткие выступления требуют более тщательной подготовки, нежели длинные.

Ø     Докладчики, которые начинают писать текст выступления, не имея хорошего плана, представляют в итоге бесполезные доклады, говорят слишком долго и упускают важные моменты сообщения.

Ø     Преподаватели, которые обучают, не имея готового плана, говорят слишком долго и упускают важные моменты.

Ø     Руководители, которые осуждают работу сотрудников, не сделав соответствующей «домашней заготовки», рискуют вызвать проблем больше, чем смогут решить. Те, кто готовит лишь тезисы и памятные записки, могут столкнуться с необходимостью вспоминать: «что, кто, где, почему, как, когда».


Не стоит начинать подготовку выступления до тех пор, пока не станут ясны проблемы и цели планируемого сообщения.

Готовиться нужно до выступления.

Помощь учащемуся в процессе обучения должна начинаться с прояснения и понимания исходной ситуации. Понимание ситуации помогает коммуникатору определить цели общения. Готовить сообщение можно начинать только тогда, когда станут ясны ситуация и цели.

Непонимание или различие представлений об обучении является одной из наиболее частых причин неуместного, неприемлемого или бесполезного обучения.

Селективное восприятие заставляет нас создавать целую картину вокруг того предмета, который первым притягивает к себе наш взгляд. Мы полагаемся исключительно на первое впечатление.

В любой ситуации существует еще и впечатление альтернативное первому, однако, никто не может воспринять и то, и другое одновременно. Этот самообман, эта психологическая «слепота» помогает и отправителю информации, и адресату поддерживать некое психологическое равновесие, но саботирует понимание и передачу информации.

Так как люди в своем поведении полагаются в основном на то, что они видят, действия, направленные на их изменение, будут эффективными только тогда, когда мы поймем, что же они все-таки видят.

Для эффективного сообщения необходимо, чтобы руководитель или преподаватель понимал все интерпретации «факта» и представлял себе, каким «видит» этот факт другая сторона.

Существует несколько основных правил общения (коммуникативных правил). И тот, кто хочет проводить успешное обучение, должен неуклонно следовать им. Правила эти таковы:

Ø     Чувствуйте ситуацию.

Ø     Поймите всю подоплеку ситуации, которую вы анализируете.

Ø     Высказывайтесь разумно. Разъясняйте свои мысли наиболее понятным образом. Покажите, какую пользу получит адресат. Говорите четко и исподволь внушайте идею.

Ø     Слушайте внимательно.

Ø     Понимайте чувства других… Дайте понять, что вы умеете сопереживать людям.

Ø     Задавайте вопросы, чтобы вызвать собеседника на разговор.

Ø     Используйте подход «проблема – решение».

Необходимо осмыслить и учитывать основные правила общения при определении цели сообщения и при подготовке сообщения.

Чтобы стать коммуникатором-помошником, необходимо обладать качествами, которые обычно присущи лидеру. Коммуникатор должен:

Ø     Управлять.

Ø     Координировать.

Ø     Преподавать на семинарах или в аудиторной обстановке.

Ø     Обучать в процессе работы.

Ø     Уметь убеждать.

Ø     Работать в команде (группе).

Ø     Заниматься консалтингом.

Ø     Собирать необходимую информацию.

Ø     Быть другом.

Ø     Быть «отцом родным».


Практика обучения

 

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ И ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕКОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ


Его основные разделы:

1.     Лекция.

2.     Обсуждение лекции и основные принципы поведения участников.

3.     Анализ конкретных ситуаций.

4.     Деловые игры.

5.     Эксперименты и моделирование. Упражнения для развития практических навыков.

6.     Типовые упражнения с карандашом в руке.

7.     Задания.

8.     Использование письменного материала.

9.     Резюме (подведение итогов).

10. Наглядные пособия.

11. Программное обучение и конспекты.

12. Практическая работа в реальных условиях.

13. Аудиторные занятия.

14. Использование компьютеров.


ЛЕКЦИЯ.


Изложение информации в виде публичного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории до сих пор остается необходимым и потенциально эффективным методом обучения.

Информацию, которую слушатели не имеют, но хотели бы получить, часто бывает полезно подать ясным и четким образом.

Однако совершенно не желательна такая ситуация, когда лектор излагает материал, не интересующий аудиторию, или в котором слушатели с большим успехом разобрались бы самостоятельно. Злоупотребление лекционной формой обучения – чаще всего встречающееся нарушение основных принципов обучения взрослых.


Следует подумать о лекционной форме…

·        если лектор обладает обширными знаниями, которых нет у слушателей;

·        если лектор пользуется доверием как источник информации;

·        если при таком способе подачи материала экономится время, которое слушатели могут потратить с большей пользой для себя;

·        если лектор умеет выступать и располагает достаточным временем (существует слишком много примеров тому, как лекция фактически принимает вид огромной читки заранее подготовленных записей или статей).

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.