4. Подражание — это воспроизведение одним человеком поведения других людей.
Деловое общение может осуществляться при непосредственном контакте собеседников, т.е. прямым способом, и косвенным, когда между ними существует пространственно-временная дистанция.
Формы делового общения
Существует пять форм делового общения: деловая беседа, деловая переписка, деловые переговоры, деловое совещание и публичное выступление.
Деловая беседа представляет собой устный контакт между собеседниками. Это наиболее распространенная форма делового общения. Ее участники должны иметь соответствующие полномочия для принятия и закрепления выработанных позиций. К функциям деловой беседы относится поиск эффективных путей решения стоящих перед участниками задач, общение между работниками из одной деловой среды, поддержание и развитие деловых контактов на уровне предприятий, фирм, отраслей, стран. В значительной степени успех деловой беседы зависит от ее подготовки.
Наиболее распространенным видом деловой переписки является деловое письмо. Деловое письмо — это служебное послание в виде официального документа, а также в форме разного рода запросов, предложений, претензий, поздравлений и ответов на них. Поводом для письма может служить любой случай.
Составление письма нельзя поручать людям, которые не имеют специальной подготовки, т.к. письмо значительно ограничено в средствах передачи точного смысла. Это связано с отсутствием визуального контакта, в процессе которого информация передается в т.ч. и невербально.
Несмотря на то что язык делового письма индивидуален и многообразен, при его составлении нужно соблюдать актуальность, краткость, логику, убедительность и отсутствие излишней солидарности. При написании международного письма необходимо учитывать особенности страны- получателя.
Деловое совещание—это дискуссия, направленная на разрешение стоящих перед организацией задач. Деловое совещание способствует сплочению коллектива и совместной интеллектуальной деятельности, в процессе которой принимается коллективное решение. Деловое совещание включает в себя сбор и анализ информации, а также принятие решений.
Деловые совещания подразделяются на две группы: по форме организации и целевой установке. В свою очередь по форме организации бывают диктаторскими (ведущую роль в нем играет руководитель), сегрегативными (доклады участников заранее планируются), дискуссионными (свободный обмен мнениями и информацией с последующим утверждением решения руководителем), кулуарными (стихийные, представляющие собой продолжение другого совещания).
По целевой установке совещание может быть информационным (целью его является доклад о текущей работе), направленным на принятие решений, творческим (цель — поиск новых идей и путей развития).
На деловом совещании не должно присутствовать слишком много людей, т.к. это расхолаживает и ведет к снижению производительности.
Деловые переговоры — это вид делового общения, направленный на устранение противоречий между собеседниками, целью которого является выработка общего решения.
Существуют два подхода к ведению переговоров: позиционный и принципиальный. Позиционный подход предполагает наличие двух возможных альтернатив поведения собеседников: уступать или не уступать. При жестком подходе одной стороны вторая будет чувствовать себя ущемленной. При жестком подходе обеих сторон решение не будет найдено, а в обратной ситуации оно не будет максимально эффективным. Принципиальный подход предполагает стремление участников к компромиссу и взаимной выгоде.
Переговорный процесс состоит из трех этапов: анализа, планирования и дискуссии. На первом этапе собирается информация и определяются первостепенные вопросы, нуждающиеся в согласовании. На втором этапе разрабатываются пути их решения. В процессе дискуссии идет поиск компромиссного решения, которое затем утверждается.
Публичное выступление — это процесс непосредственного речевого воздействия выступающего на аудиторию. В зависимости от целей публичное выступление делится на информационное, побуждающее (митинг, предвыборная речь) и убеждающее (торжественная речь). Данный вид делового общения является одним из самых сложных, т.к. внимание слушателей приковано к одному человеку. В результате оратор должен четко следить за своей речью, мимикой, жестами и реакцией аудитории. Задачей его является донести смысл своего выступления до всех присутствующих, не утомив их и не вызвав негативного отношения к себе.
17. Управленческое решение. Подходы к классификации управленческих решений. Методы и уровни принятия управленческих решений, побуждение сотрудников к принятию управленческих решений
Управленческое решение — это взвешенный шаг, результатом которого является осуществление какого-либо действия для достижения цели организации или воздержание от него. Оно является неотъемлемой частью деятельности менеджера.
Данное понятие рассматривается с трех точек зрения:
1) фиксированный управленческий акт, постановление, приказ и т.д.;
2) процесс разработки и реализации решения по разрешению проблемы;
3) выбор альтернативы при решении проблемы.
Объектом управленческого решения, как правило, являются проблемы, связанные с разрешением теоретических и практических вопросов.
Проблема — это несоответствие фактического результата планируемому показателю.
Процесс принятия решений является достаточно трудоемким, т.к. это одновременно и наука, и искусство, требующие учета объективных факторов и чутья руководителя.
Для того чтобы управленческое решение было принято, оно должно удовлетворять следующим требованиям:
1) всесторонняя обоснованность решения основывается на двух направлениях: во-первых, на рассмотрении многогранности факторов, которые влияют на результат работы (экономических, технологических, социальных, экологических), а во-вторых, на анализе последствий принимаемого решения;
2) правомерность принимает во внимание соответствие принимаемого решения действующему законодательству, что, к сожалению, для нашей страны малоактуально;
3) непротиворечивость заключается в том, что вновь принимаемые решения не должны противоречить уже существующим, а также дублировать их. В случае необходимости должны быть указаны документы или их части, которые утрачивают силу или отменяются в связи с принятием нового решения;
4) своевременность основывается на необходимости принятия решения в тот момент, когда оно может быть успешно реализовано;
5) обеспеченность ресурсами основывается на том, что для реализации решения необходимы средства (материальные, сырьевые, человеческие) и в самом решении должны быть указаны их источники;
6) ясность и лаконичность заключается в недопустимости двойственного толкования принимаемых решений, а также следует сторониться излишнего красноречия, которое усложняет и замедляет понимание.
К сожалению, руководителям при принятии решений не удается избежать различного рода ошибок. Наиболее распространенными из них являются:
а) принимаемые решения в достаточной мере не контролируются, а следовательно, не выполняются;
б) суть решения искажается по мере его продвижения по уровням управления, т.к. нижестоящие руководители стремятся его адаптировать к своим условиям, интересам;
в) решение нередко дублирует сложившийся организационный порядок;
г) принимаемые решения зачастую не обеспечиваются ресурсами.
Классификация управленческих решений
В связи с разнообразием видов управленческой деятельности существует множество подходов к классификации управленческих решений.
1. По степени влияния на будущее организации:
1) стратегические, которые определяют общие направления развития организации и его долгосрочные цели;
2) тактические, представляющие собой конкретные методы достижения стратегических решений.
2. По масштабам:
1) глобальные, охватывающие всю организацию в целом;
2) локальные, затрагивающие лишь некоторые стороны деятельности предприятия.
3. По продолжительности периода реализации (управленческого воздействия):
1) долгосрочные решения принимаются на срок более 5 лет. Чаще всего они реализуются в качестве планирования основных направлений развития предприятия;
2) среднесрочные решения принимаются на срок от 1 года до 5 лет. Данные решения являются неотъемлемой частью целевых программ, в соответствии с которыми осуществляются практические действия, направленные на развитие предприятия;
3) краткосрочные решения принимаются на срок менее 1 года и представляют собой оперативные распоряжения относительно выполнения текущих заданий.
4. По направленности воздействия:
1) внешние; 2) внутренние.
5. По обязательности выполнения:
1) директивные решения принимаются высшим руководством и являются обязательными для исполнения. Данные решения касаются наиболее важных сторон деятельности организации и связаны со значительными рисками и ответственностью;
2) рекомендательные решения готовятся, как правило, совещательными органами, такими как комитеты или комиссии. Они реализуются в соответствии с ситуацией и не являются обязательными, т.к. те, к кому они относятся формально, не подчиняются стороне, принимающей данные решения;
3) ориентирующие решения основываются на определении единого направления деятельности подсистем организации.
6. По функциональному назначению:
1) регулирующие решения определяют метод выполнения действий в сложившейся (потенциальной) ситуации;
2) координирующие решения концентрируют усилия подразделений организации вокруг сложившейся проблемы;
3) контролирующие решения направлены на оценку результатов.
7. По широте охвата:
1) общие решения распространяются на всю компанию в целом;
2) специальные решения рассматривают узкие вопросы и делятся на:
а) частные, затрагивающие одну сторону деятельности предприятия;
б) локальные, относящиеся к отдельному элементу объекта управления.
8. По степени запрограммированности:
1) запрограммированные решения принимаются в стандартных ситуациях, не требуют особого творческого напряжения, т.к. на момент возникновения сложившейся ситуации существует определенное количество вариантов действий;
2) незапрограммированные решения принимаются в новых, необычных условиях, в которых трудно рассчитать правильные шаги и предугадать их последствия. Данное решение требует творческого подхода и интуиции.
9. По функции (области) управления:
1) планирование; 2) организация; 3) мотивация; 4) контроль.
10. По сфере реализации:
1) научные и маркетинговые исследования; 2) производство; 3) реализация товаров или услуг; 4) работа по кадрам и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9