Ценовой лидер выбирает низкий уровень продуктовой
дифференциации и игнорирует сегментирование рынка. Он работает на среднего
потребителя, обеспечивая пониженную цену. Ценовой лидер защищен от будущих
конкурентов своим ценовым преимуществом. Его более низкие цены означают также,
что он менее чувствителен, чем конкуренты, к возрастанию давления поставщиков
на входе и покупателей на выходе. Более того, так как ценовое лидерство обычно
требует рынка больших размеров, укрепляется его позиция в "торговле"
с поставщиками. При поступлении на рынок заменяющих продуктов ценовой лидер
может снизить цену и сохранить долю рынка. Преимуществом ценового лидера
является наличие барьеров входу, так как другие компании неспособны войти в
отрасль, используя цены лидера. Таким образом, ценовой лидер находится в
относительной безопасности, пока он сохраняет ценовое преимущество.
Принципиальной опасностью для него является нахождения конкурентами путей
снижения своих издержек (например, при изменении технологии).
Целью стратегии дифференциации является достижение
конкурентного преимущества путем создания продуктов или услуг, которые
воспринимаются потребителями как уникальные. При этом компании могут
использовать повышенную (премиальную) цену. Достоинством стратегии
дифференциации является безопасность компании от конкурентов до тех пор, пока
потребители сохраняют устойчивую лояльность к ее продукции. Это обеспечивает ей
конкурентные преимущества. Например, мощные поставщики редко представляют для
такой компании проблему, так как она более настроена на цену, чем на
себестоимость. Компания, естественно, не имеет проблем и с сильными
покупателями. Дифференциация и широкая лояльность покупателей создают барьеры
входу других компаний, которым для этого необходимо выполнять
конкурентоспособные разработки. Наконец, заменяющие продукты могут создать
угрозу только при способности конкурентов производить продукты, удовлетворяющие
в такой же степени потребителей и способные сломать устойчивую лояльность к
дифференцированной компании.
Основной проблемой такой компании остается поддержание
уникальности в глазах потребителей, особенно в условиях имитации и копирования.
Угроза может также возникнуть из-за изменения запросов и вкусов потребителей.