Рефераты. Методы управления предприятием в условиях рыночной экономики






Методы управления предприятием в условиях рыночной экономики

Содержание

Введение

Глава 1 Методы управления организацией

1.1 Организационно-распорядительные методы

1.2 Административно-распорядительные методы

1.3 Экономические и экономико-математические методы

1.4 Социально-психологические методы

Глава 2 Современные тенденции в развитии методов управлениями организациями

2.1 Механистические организации

2.2 Органические организации

2.3 Новые типы организаций

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1


Введение

Актуальность исследования: В условиях рыночной экономики, где число конкурентов практически в любой отрасли, кроме естественных монополий достаточно велико, необходимым условием выживания и успешного развития предприятия является обеспечение его конкурентоспособности. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие производимых компанией товаров и услуг условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качествам, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации, включающим в себя такие понятия, как цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама.

Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления, которая обеспечивает ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке в конкурентной борьбе среди множества производителей аналогичных товаров. В связи с этим значительно возросла роль людей (персонала) в организации, который еще в недавнем времени воспринимался лишь как один из факторов производства, сегодня же превратился в основной стратегический ресурс организации. Люди теперь рассматриваются не как «винтики», а как главное достояние компании в конкурентной борьбе и источник прибыли. Это обусловлено их способностью к творчеству, постоянному развитию и обладанием высокими знаниями. В этой связи очень важное значение приобретают избранные руководством организаций методы управления, направленные в первую очередь на людей и только потом на различные процессы; их освоение и применение оказывает существенное влияние на все сферы деятельности и процессы в организации, способствуют успешной адаптации к меняющимся внешним условиям функционирования. Методы управления (административные, экономические, социально-психологические) носят универсальный характер: их применяет любая организация вне зависимости от каких-либо факторов внутренних или внешних. Так, административные методы характеризуют власть и принуждение, позволяющие регламентировать деятельность организации и поддерживать необходимую дисциплину, экономические - это способы воздействия, имеющие в своей основе экономические отношения и экономические интересы людей, социально-психологические направлены нВ управление социально-психологическими процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе. Поэтому важным является их соотношение в системе управления: направлены ли они в-первую очередь на установление жестко фиксированной структуры в организации и господством правил и регламентов или ориентированы на гибкие структуры в организации с децентрализацией управления. Это - немаловажный фактор особенно для предприятий России, перешедшей с командно-административной системы управления к рыночной, при этом сохранив многие ее признаки и черты. Например, основной метод мотивации на многих предприятиях - «кнута и пряника» (упор больше делается на административные и экономические методы управления), то есть пока ценность работника невелика, хотя в скором времени должна измениться.

Предмет исследования: методы управления организациями в условиях рыночных отношений.

Объект исследования: организации, существующие в новых условиях хозяйствования и их эффективность

Цель исследования: проанализировать организации, применяющие различные методы управления и выявить методы, способные принести наибольшую эффективность организации в условиях рыночной экономики.

Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач:

1.Описать методы управления организации, их компоненты и предназначение.

2.Проанализировать организации, использующие различные методы управления.

3.Выявить методы управления, позволяющие наиболее эффективно проектировать и управлять организацией.

Источниковая база: материалами для исследования послужили монографии, научные статьи, периодические издания.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Глава 1 Методы управления организацией


Методы управления в наиболее общем виде представляют собой приемы и способы осуществления последовательных и непрерывных функций менеджмента. Иными словами, методы менеджмента можно определить как совокупность приемов и способов, применение которых позволяет обеспечить нормальное и эффективное функционирование управляющей и управляемой подсистем системы управления[1].

В современной теории менеджмента методы управления классифицируются по самым различным признакам.

Наибольшее распространение получила классификация методов управления, обусловленная их содержанием. С указанной точки зрения выделяют организационные, административные, экономические и социально-психологические методы управления. Подобный способ деления методов управления на группы является достаточно условным, так как все они имеют множество общих черт и подвержены взаимному влиянию. Только характерные различия в способах воздействия на объект управления позволяют рассматривать каждый из вышеперечисленных методов в отдельности.

Исследованию вышеперечисленных методов и будут посвящены последующие параграфы настоящей главы.

 

1.1 Организационно-распорядительные методы


Сущность организационно-распорядительных методов состоит в том, что любая совместная деятельность людей должна быть надлежащим образом организована, т.е. спроектирована, нацелена, регламентирована, а также снабжена необходимыми инструкциями, фиксирующими правила поведения персонала в различных ситуациях. Иными словами, необходимо сначала создать организацию, набрать работников, распределить между ними полномочия и ответственность и уже после этого руководить их действиями.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что организационно-распорядительные методы управления предшествуют самой деятельности, создают для нее необходимые условия, а, следовательно, являются пассивными.

Организационно-распорядительные методы - это методы на основе силы и авторитета власти, т.е. указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, указаний, инструкций и т.д. Они позволяют: 1) регламентировать деятельность (всей организации, структурных подразделений, должностей, функций); 2) обеспечивать организацию нормативами (времени, численности персонала, нормативами выработки, концентрации вредных веществ, нормативами соотносительности, например преподавателей и студентов в вузе); 3) поддерживать дисциплину (предостережение, разъяснение, ознакомление, советы)[2].

К организационно-распорядительным методам управления относятся:

-                   подбор, расстановка и работа с кадрами;

-                   организационное регламентирование (нормирование);

-                   организационное планирование;

-                   организационное распорядительство;

-                   организационный инструктаж;

-                   организационный контроль;

-                   организационный анализ;

-                   организационное проектирование;

-                   обобщение организационного опыта.

Подбор, расстановка и работа с кадрами включает в себя:

-                   составление методик и профессиограмм для оценки деловых и личных качеств граждан, поступающих на работу, в том числе квалификационных таблиц и справочников;

-                    разработку типовых документов для оформления приема на работу и учета кадров;

-  создание систем и документации по аттестации и тарификации кадров;

-  учет кадров;

-            периодическую аттестацию руководителей и специалистов;

-                    разработку методик по обследованию кадров, регулированию личного состава, созданию кадрового резерва;

-                                принятие всех необходимых организационных мер для стабилизации кадров, всемерного сокращения их текучести.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.