Наследием
советской эпохи стали также построенные тогда крупные
туристские
комплексы на 1000 и более мест и сопутствующая этому проблема их загрузки. В настоящее время средняя годовая
заполняемость гостиниц в целом по стране не превышает 33 %.
Прослеживается тенденция
ежегодного снижения объемов номерного фонда, старения и износа материальной
базы гостиниц, прежде всего периферийных, сельских и ведомственных[4].
Не менее важной проблемой отечественной индустрии
туризма, является проблема трансфера и перевозки
туристких потоков. Вместе с изменением структуры собственности начал формироваться
конкурентный рынок транспортных услуг, большинство транспортных перевозчиков
перестали быть государственными. Большая часть ранее единых авиационных
предприятий разделились на авиакомпании и аэропорты. Вначале приватизации их
было более 260. Однако тенденция демонополизации отрасли, наметившаяся в 90
годы, сменяется тенденцией концентрации, и уже к 2005 году 90 % всех объемов
пассажирских перевозок осуществляется 30 крупными авиакомпаниями
В последнее
десятилетие тенденцией функционирования индустрии авиаперевозок стало снижение
их общих объемов (некоторая позитивная динамика имеется за счет чартерных
рейсов). Проблемы физического и
морального износа основных средств, старение парка могут вывести
отечественных перевозчиков на периферию международного рынка авиауслуг. Схожие
проблемы есть и в других видах транспортных перевозок. С распадом СССР Россия
практически лишилась океанического круизного флота. За последние годы на
отечественных верфях не было заложено ни оного круизного речного судна и судов
класса «река – море». Если учесть, что проектный срок эксплуатации речного
теплохода -10 лет, ясно, что большая часть речного круизного флота нуждается в
реконструкции. Железные дороги сумели под патронажем государства
консолидировать ресурсы для модернизации подвижного состава. Однако в России только создается система высокоскоростных перевозок
европейского уровня. Количество составов не
вполне соответствует планируемым
туристским потокам. Кроме того, и на этом более демократичном
виде транспорта стоимость перевозок возросла не адекватно
доходам населения, что в значительной мере повлияло на существенное снижение показателей
подвижности населения, географию
туристских маршрутов и путешествий, в особенности, для отдаленных регионов Сибири и Дальнего
Востока. Замедлено
сооружение скоростных магистралей всех видов - автомобильных и железнодорожных,
что при огромных пространствах
России снижает эффективность туризма. Показательна и проблема оснащения автодорог англоязычными
указателями и дорожными знаками. К сожалению, даже в крупных российских
туристских центрах эта проблема не решена, что никак не содействует развитию
въездного автотуризма. В связи с кризисом отечественной автомобильной отрасли отдельной проблемой является использование современных
туристских и экскурсионных
автобусов. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости масштабной
модернизация и реконструкция материально-технической базы авиастроения,
автомобилестроения, транспортной отрасли в целом.