Рефераты. Методы проектного анализа






Сценарий является предварительной информацией, на основе которой проводится дальнейшая работа по прогнозированию развития отрасли или по разработке вариантов проекта. Он может быть предварительно подвергнут анализу, чтобы исключить из дальнейшего рассмотрения то, что в учитываемом периоде находится на достаточном уровне развития (если речь идет о прогнозе), или то, что не может быть обеспечено в планируемом периоде (если речь идет о проекте).

Так как этот метод связан с возможностью неоднозначного понимания сценария разными специалистами, то практически он помогает составить только представление о проблеме, а затем следует приступать к более формализованному представлению в виде графов, таблиц для опроса и т.д.

«Дельфи» – метод

Метод «Дельфи» или метод дельфийского оракула, первоначально был предложен О. Хелмером и его коллегами как итеративная процедура при проведении мозговой атаки, которая должна помочь снизить влияние психологических факторов при повторении заседаний и повысить объективность результатов. Однако почти одновременно «Дельфи» – процедуры стали основным средством повышения объективности экспертных опросов с использованием количественных оценок при оценке деревьев цели и при разработке сценариев.

Основные средства повышения объективности результатов при применении «Дельфи» – метода – использование обратной связи, ознакомление экспертов с результатами предшествующего тура опроса и учет этих результатов при оценке значимости мнений экспертов. В упрощенном виде организуется последовательность итеративных циклов мозговой атаки. В более сложном виде разрабатывается программа последовательных индивидуальных опросов обычно с помощью вопросников, исключающая контакты между экспертами, но предусматривающая ознакомление их с мнениями друг друга. Для снижения таких факторов, как внушение или приспособление к мнению большинства, иногда требуется, чтобы эксперты обосновывали свою точку зрения, но это не всегда приводит к желаемому результату. В наиболее развитых методиках экспертам присваиваются весовые коэффициенты значимости их мнений.

В последнее время процедура «Дельфи» в той или иной форме обычно сопутствует любым другим методам моделирования систем. Например, предложенная В.М. Глушковым перспективная идея развития методов экспертной оценки состоит в том, чтобы сочетать целенаправленный многоступенчатый опрос с «разверткой» проблемы во времени.

Основные недостатки этого метода – трудоемкость обработки результатов и значительные временные затраты.

Метод дерева целей

Идея метода дерева целей впервые была предложена Черчменом в связи с проблемами принятия решений в промышленности. Термин дерево подразумевает использование иерархической структуры, полученной путем разделения общей цели на подцели, а их – на более детальные составляющие (новые подцели, функции и т.д.).

Как правило, этот термин используется для структур, имеющих отношение строгого древесного порядка, но метод дерева целей используется иногда и применительно к «слабым» иерархиям, в которых одна и та же вершина нижележащего уровня может быть одновременно подчинена двум или нескольким вершинам вышележащего уровня.

При использовании дерева целей с количественными показателями в качестве средства принятия решения его могут называть деревом решений. При большой детализации целей до уровня функций говорят о дереве целей и функций. Но не всегда разрабатываемое для анализа целей дерево может быть представлено в терминах целей. Иногда (при анализе целей научных исследований) удобнее говорить о дереве проблем или (при разработке прогнозов) о дереве направлений прогнозирования. В.М. Глушковым, например, был предложен и широко используется термин «прогнозный граф». При использовании этого понятия появляется возможность точнее определить понятие дерева как связного ориентированного графа, не содержащего петель, каждая пара вершин которого соединяется единственной цепью.

Морфологический подход (или метод Цвикки)

«Основная идея морфологических методов – систематически находить все мыслимые варианты решения проблемы или реализации систем путем комбинирования выделенных элементов или их признаков» [3, С. 56]. Идеи морфологического образа мышления восходят к Аристотелю, Платону, к известной средневековой модели механизации мышления Р. Луллия. Однако в систематизированном виде морфологический подход был разработан и применен впервые швейцарским астрономом Ф. Цвикки.

Цвикки предложил три метода морфологического исследования: метод систематического покрытия поля, основанный на выделении так называемых опорных пунктов знания в любой исследуемой области и использовании для заполнения поля некоторых сформулированных принципов мышления; метод отрицания и конструирования, базирующийся на идее Цвикки о том, что на пути конструктивного прогресса стоят догмы и компромиссные ограничения, которые есть смысл отрицать и, следовательно, полезно заменить их потом на противоположные и использовать при проведении анализа; и метод морфологического ящика (ММЯ). Идея ММЯ состоит в определении всех мыслимых параметров, от которых может зависеть решение проблемы, и представлении их в виде матриц-строк, а затем в определении в этой морфологической матрице-ящике всех возможных сочетаний параметров по одному из каждой строки. Полученные таким образом варианты могут затем подвергаться оценке и анализу с целью выбора наилучшего.

Морфологический анализ – прекрасная процедура, позволяющая сбить «инерцию мышления», иначе взглянуть на известное. Более того – получить ряд оригинальных идей в других областях деятельности. Именно поэтому этот метод нашел довольно широкое применение для анализа и разработки прогноза в технике. В настоящее время морфологические ящики Цвикки успешно используются компаниями из самых разных сфер.

Метод проб и ошибок

Метод проб и ошибок – форма учения, в 1898 г. описанная Э. Торндайком как закрепление случайно совершенных двигательных и мыслительных актов, за счет которых была решена значимая для человека задача. Последующий анализ метода проб и ошибок показал, что он не является полностью хаотическим и нецелесообразным, а интегрирует в себе прошлый опыт и новые условия для решения задачи. Поэтому в следующих пробах время, которое затрачивается человеком на решение аналогичных задач в аналогичных условиях, постепенно уменьшается до тех пор, пока не приобретает форму мгновенного решения. Метод проб и ошибок является врождённым методом мышления человека.

Схематически этот метод можно изобразить следующим образом. От точки «Задача» человек должен попасть в точку «Решение». Где именно находится эта точка, заранее неизвестно. Человек создает определенную поисковую концепцию, то есть выбирает направление поисков. Начинаются «броски» в выбранном направлении. Если потом становится ясно, что неправильна вся поисковая концепция, то человек возвращается к задаче, выдвигает новую поисковую концепцию и начинает новую серию «бросков».

Когда-то варианты решения той или иной задачи перебирали буквально наугад, но по мере развития технических знаний современный человек научился фильтровать варианты, отбрасывая то, что кажется ему неудачным. Еще одна тенденция развития метода проб и ошибок – замена вещественных экспериментов мысленными. Объем знаний, доступных современному человеку, настолько велик, что позволяет теоретически оценивать большую часть вариантов, не прибегая к реальным, вещественным опытам. Мысленные эксперименты идут намного быстрее, но они не защищены от психологических помех и не сопровождаются неожиданными побочными открытиями.

Основные недостатки метода: требуются большие затраты времени и волевых усилий; сложные задачи (более 1000 проб и ошибок) практически не решаются; нет приемов решения и нет алгоритма мышления.

Метод аналогий (синектика)

Приемы использования аналогий относятся к методам психологической активизации творческого мышления. Наиболее интересным и эффективным таким методом является синектика. Слово «синектика» в переводе с греческого означает соединение вместе различных элементов и является системой креативного мышления, основанной на предположении о том, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны друг с другом: физически, психологически или символически. При этом такая связь обладает синергетическим эффектом, то есть сумма здесь больше составных частей, взятых по отдельности.

Этот метод был предложен У. Гордоном (США) в 1952 году. В практике он приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение и т.п. могут вызвать в сознании воспроизведение раннее пережитых мыслей, восприятий, и «включить» богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи. Аналогия является хорошим возбудителем ассоциаций, которые в свою очередь стимулируют творческие возможности. Известно много примеров аналогий, среди которых можно отметить следующие:

§     Прямая аналогия, в соответствии с которой осуществляется поиск решений аналогичных задач, бизнес идей, примеров сходных процессов в других областях знаний с дальнейшей адаптацией этих решений к собственной задаче.

§     Личная аналогия предлагает представить себя тем объектом, с которым связана проблема, и попытаться рассуждать о «своих» ощущениях и путях решения технической задачи или бизнес проблемы.

§     Символическая аналогия отличается тем, что при формулировании изобретательской задачи или бизнес проблемы пользуются образами, сравнениями и метафорами, отражающими ее суть. Использование символической аналогии позволяет более четко и лаконично описать имеющуюся проблему.

§     Фантастическая аналогия предлагает ввести в изобретательскую задачу или бизнес проблему фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи. Смысл этого приема заключается в том, что мысленное использование фантастических средств часто помогает обнаружить ложные или избыточные ограничения, которые мешают нахождению решения проблемы, выходу на новую бизнес идею.

На начальном этапе анализа аналогии используются для наиболее четкого выявления и усвоения участниками сути решаемой проблемы. Происходит отказ от очевидных решений. Затем в процессе специально организованного обсуждения определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению. Вырабатываются новые формулировки проблемы, определяются цели. В дальнейшем при помощи специальных вопросов, вызывающих аналогии, осуществляется поиск идей и решений. Полученные решения подвергаются оценке и проверке. При необходимости происходит возврат к проблеме для повторного ее обсуждения и развития полученных ранее идей.

Так как, по мнению У. Гордона, в творческом процессе существуют два вида механизмов: неоперационные (интуиция, вдохновение) и операционные (использование аналогий и метафор), то для успешного использования аналогий в решении, как технических, так и бизнес задач, требуется специальная подготовка, а также способность человека к фантазии и образному мышлению.

Применение методов проектного анализа

Ученые пришли к выводу, что сочетание результатов экспериментальной психологии (в том числе методов проектного анализа) и возможностей вычислительной техники позволяет создавать автоматические системы, с одной стороны, работающие в широком диапазоне сред с высокими скоростями при отсутствии прямых связей с человеком, а с другой, обладающие свойствами живого и мыслящего мозга, с интерпретацией его функционирования в терминах и действиях, понятных человеку. Профессор Д. Габор писал по этому поводу: «Нет гарантии, что люди прислушаются к голосу разума, во всяком случае, пока говорят много разных голосов. Но когда-нибудь научные (кибернетические) предсказания социально-экономических процессов станут действительно научными настолько, что о них можно будет заговорить в один голос, и это будет тот случай, когда предсказание будет заслушано» [4, С. 243].

Справедливо будет заметить, что описанные выше методы проектного анализа успешно применяются не только в научных исследованиях, но и в бизнесе, и во многих других сферах жизни общества. Среди заказчиков «Синектикс» (книги У. Гордона) всемирно известные корпорации «Дженерал Моторс», «Дженерал Электрик», «IBM». Правильно проведя морфологический анализ, кукла «Barbie» теперь успешно продается в 15000 вариантах. Даже известные всем студентам «круглые столы» тоже являются разновидностью процедуры мозгового штурма.

Понятно, что развитие автоматизации идет сейчас по пути дальнейшего освобождения человека от многих трудоемких процессов, имевших место в повседневной жизни (в домашнем хозяйстве, в контроле деятельности станков, агрегатов, в осуществлении погрузочно-разгрузочных работ и т.д.), по пути освоения новых сред и пространств, недоступных для прямого контакта с человеком, и т.д.

Вместе с тем за человеком по-прежнему останется сама постановка целей и в некоторых случаях принятие и исполнение решений, направленных на удовлетворение его потребностей, потребностей общества, человечества. Ведь»… как ни парадоксально, само творческое мышление, его технология, принцип действия, не претерпели качественных изменений. Считалось и до сих пор считается, что только немногие люди от рождения наделены способностью к творчеству. Эти люди упорно размышляют над задачей – и внезапно приходит озарение. Невозможно раскрыть механизм этого процесса, научиться им управлять, сделать его доступным всем… Такой взгляд на творчество поразительно устойчив, он господствует и по сей день» [2, С. 187].

Но даже если бы о творческом процессе не было известно ничего, он все равно бы заслуживал обсуждения: во-первых, «ввиду его безграничной ценности» и, во-вторых, «для четкого отличения его от логических и критических процедур синтеза» [6, С. 397]. Как бы ни возникали идеи, именно творчество возвысило человека над уровнем других животных. Творчество должно поддерживать его и дальше, если ему не суждено погубить самого себя. Необходимо направить социальное, экономическое и политическое творчество на то, чтобы найти путь, ведущий к миру, процветанию и свободе для всех людей.




Список использованной литературы

1.   Александров Е.А. Основы теории эвристических решений. – М.: Советское радио, 1975. – 254 С.

2.   Альтшуллер Г.С. Найти идею. – Новосибирск: Наука, 1986. – 208 С.

3.   Волкова В.Н. Теория систем и методы системного анализа в управлении и связи. – М.: Радио и связь, 1983. – 248 С.

4.   Ивахнэнко О.Г. Долгосрочное прогнозирование и управление сложными системами. – К.: Техніка, 1975. – 312 С.

5.   Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. – М.: Наука, 1975. – 464 С.

6.   Холл А. Опыт методологии для системотехники. – М.: Советское радио, 1975. – 447 С.

7.   Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. – М.: Прогресс, 1974. – 586 С.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.