Рефераты. Методы принятия управленческих решений для конкретной проблемы







На этапе продумывания существующих проблем необходимо разделить проблемы на части, выделить основные и второстепенные характеристики проблемы, установить причинно-следственные связи по всем возможным вариантам решения проблемы, а также необходимо разработать рекомендации к действиям. Эта информация требуется для того, чтобы установить конкретный перечень факторов, послуживших причиной появления проблемы, для этого необходимо построить "Древо проблем" (Рис.1)


Рисунок 1


Главными задачами системного анализа являются определение и детализация на составные элементы целей и путей их достижения, выявление существующих между ними взаимосвязей, обеспечение определенной логики решения возникшей проблемы (цели - пути достижения целей - ресурсы) Решению этих задач в существенной мере способствует применение метода структуризации. Метод структуризации основан на расчленении исследуемой проблемы на составные элементы с возможной последующей численной оценкой их относительной важности. Такую процедуру часто называют построением дерева целей (Рис.2). Одна из главных задач построения дерева целей состоит в том, чтобы установить полный набор элементов на каждом уровне и определить взаимосвязи и соподчиненность между ними (качественный аспект). Другая задача последующее определение коэффициента относительной важности (КОВ) элементов каждого уровня дерева целей (количественный аспект).


Рисунок 2


Так как для ЗАО "АКСИТ" основной проблемой является ограниченность финансовых ресурсов, необходимо проранжировать предложенные мероприятия. Для этого используем экспертные методы оценки.

Практический опыт использования методов системного анализа показал, что предпочтение, где такое возможно, следует отдавать достаточно простым методам. Это положение относится и к экспертным методам.

Экспертные методы широко используются при определении коэффициентов относительной важности (КОВ) в деревьях взаимосвязей и, вообще, когда необходимо из указанного множества свойств и взаимосвязей отобрать лишь существенные, наиболее важные. Приходиться также прибегать к помощи экспертов, чтобы проранжировать рассматриваемые свойства и взаимосвязи но степени их важности и существенности.

Следует отметить, что при анализе сложных систем некоторые из существенных свойств и взаимосвязей либо вообще не допускают количественного описания, либо не представляется возможным в рассматриваемый момент времени получить о них количественные данные. Поэтому в этих случаях необходимо с помощью экспертов получить информацию качественного характера, основанную на опыте и интуиции специалистов. Такие качественные оценки носят название экспертных оценок.

Для рационального использования информации, полученной от экспертов, необходимо преобразовать ее в форму, удобную для дальнейшего анализа. Возможности формализации информации зависят от особенностей объекта анализа, надежности и полноты имеющихся данных.

Важным для формализации информации является наличие у эксперта системы предпочтений, что означает способность эксперта сравнивать и оценивать возможные значения признаков объекта анализа путем приписывания каждому признаку определенного числа. В зависимости от того, по какой шкале заданы эти предпочтения, экспертные оценки содержат больший или меньший объем информации.

Наиболее распространенными в практике экспертных оценок являются анкетные методы и методы групповой экспертизы. В анкетных методах, в зависимости от используемой шкалы, выделяют метод ранжирования (ранговая шкала) и нормированная (интервальная шкала). В данной работе будет использоваться метод ранжирования.

Метод ранжирования. Наиболее распространенными из анкетных методов являются ранжирование и нормирование. Метод ранжирования состоит в том, что эксперту предлагается присвоить числовые ранги каждому из приведенных в анкете факторов. Ранг, равный единице, приписывается наиболее важному, по мнению эксперта, фактору, ранг, равный двум, присваивается следующему по важности фактору и т.д. Рассмотрим применение экспертных методов для решения нашей задачи.

Экспертам предложено проранжировать предложенные мероприятия и расставить их ранг от 1 до 12. Матрица опроса приведена в Таблице 4.

2.4 Матрица опроса

Таблица 4

п/п

Факторы

Эксперты

Сумма Rj

1

2

3

4


1.

Расширение ассортимента предоставляемых услуг и выход на новые рынки

9

4

6

6

25

2.

Заключение постоянных договоров с поставщиками

6

7

7

1

21

3.

Повышение квалификации персонала

2

8

9

9

29

4.

Разработать систему скидок для постоянных потребителей

3

1

1

5

9

5.

Внедрение мероприятий по стимулированию труда

3

9

3

10

25

6.

Сократить производство неконкурентоспособной продукции

4

3

6

9

22

7.

За счет расширения производственной линии сократить затраты за счет масштаба производства

1

4

3

2

10

8.

Использование новых технологий

4

5

6

4

19

9.

Расширить объемы производства отделочных работ и паркетной доски

2

2

4

3

11

10.

Привлечение высококвалифицированных специалистов

7

10

5

7

29

11.

Разработка рекламной кампании

5

6

2

5

18


Полученная матрица преобразованных рангов приведена в Таблица 5. Найдем суммарный вес каждого фактора (по всем экспертам) Rj, после чего вычислим относительный вес факторов и запишем их в последнем столбце этой же Таблицы 5.

Таким образом, самый большой относительный вес имеют следующие факторы:

3 фактор – повышение квалификации персонала;

10 фактор – привлечение высококвалифицированных специалистов

2.5 Матрица преобразованных рангов

Таблица 5

п/п

Факторы

Эксперты

Сумма Rj

Wj

Ранг

1

2

3

4

1.

Расширение ассортимента предоставляемых услуг и выход на новые рынки

2

 7

5

5

19

0,069

8

2.

Заключение постоянных договоров с поставщиками

5

4

4

10

23

0,084

6

3.

Повышение квалификации персонала

9

10

10

6

35

0,127

1

4.

Разработать систему скидок для постоянных потребителей

8

3

2

2

15

0,055

9

5.

Внедрение мероприятий по стимулированию труда

8

2

8

1

19

0,069

8

6.

Сократить производство неконкурентоспособной продукции

7

8

5

2

22

0,080

7

7.

За счет расширения производственной линии сократить затраты за счет масштаба производства

10

7

8

9

34

0,124

2

8.

Использование новых технологий

7

6

5

7

25

0,091

5

9.

Расширить объемы производства отделочных работ и паркетной доски

9

9

7

8

33

0,120

3

10.

Привлечение высококвалифицированных специалистов

4

1

6

4

15

0,055

9

11.

Разработка рекламной кампании

6

5

9

6

26

0,095

4


ИТОГО

-

-

-

-

275

1,0

-

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.