Рефераты. Методы поиска идеи инновации







Следует отметить, что в отличие традиционной западной модели, в соответствии с которой ⅔ инноваций появляются благодаря спросу на рынке и лишь ⅓ - благодаря развитию научно-исследовательской деятельности, в России традиционно доминировали инновации как результат научно-исследовательской деятельности, поскольку высокие затраты на фундаментальные и прикладные НИР создавали существенные научно-технические заделы законченных НИОКР. Однако с переходом к рыночным условиям ситуация изменилась коренным образом. Отсутствие бюджетного финансирования, с одной стороны, и нарастающие потребности в наращивании конкурентоспособности компаний за счет инноваций, с другой, обусловили изменение пропорций инноваций в сторону западной модели. Одновременно наметился процесс сближения фундаментальных и поисковых НИР с другими стадиями НИОКР, включая эффективное использование на практике «отходов» (сопутствующих результатов) фундаментальных исследований.


2 Методы поиска идеи


Идеи (применительно к компании) – это любые новации, направленные на повышение эффективности ее деятельности и достижение стратегических целей:

·                   оптимизация бизнес-процесса;

·                   автоматизация процессов деятельности;

·                   улучшение программного обеспечения;

·                   расширение спектра услуг;

·                   улучшение характеристик услуг, уже оказываемых клиентам;

·                   улучшение организации работы;

·                   разработка и реализация проектов, направленных на повышение конкурентоспособности компании, и др.

Поскольку спектр возможных идей очень велик, необходимо разделить их на однородные группы в зависимости от содержания, степени новизны, затрагиваемых процессов деятельности компании, специфики реализации (табл.2).

Классификация по типам процессов производится автором идеи при подготовке «Краткой формулировки идеи» (рис.1,2). Цель данной классификации – упрощение сортировки идей при их рассмотрении.

Классификация по специфике реализации производится координационным советом при рассмотрении идеи, который анализирует также вопросы мотивации автора.

Процесс прохождения идеи в компании – от возникновения до реализации – состоит из нескольких этапов.

Сначала автор кратко формулирует идею, используя шаблон, и передает ее на согласование. Координационный совет рассматривает концепцию идеи и сопоставляет ее с материалами, имеющимися в архиве (на данном этапе идея может быть дополнена наработками). Далее принимается решение о возможности реализации идеи, в результате чего либо начинается процесс реализации, либо идея помещается в архив. Как уже было сказано, идеи классифицируются по специфике реализации, и если реализация идеи требует участия большого количества трудовых ресурсов и больших затрат финансов и времени (проектная идея), принимается решение о начале процесса подготовки и реализации проекта; если же требуемые затраты ресурсов невелики (беспроектная идея) – сразу начинается упрощенный процесс реализации проекта.


Таблица 2

Классификация идей в компании

 № п/п

Базовые признаки идей

Группирование по установленным признакам

 1

Внутренняя классификация процессов

1.                   агентская деятельность

2.                   операторская деятельность

3.                   маркетинг

4.                   управление финансами

5.                   управление персоналом

6.                   информационные технологии

7.                   другое

 2

Содержание идей

1.                 технические

2.                 технологические

3.                 экономические

4.                 управленческие

5.                 организационные

 3

Степень новизны идеи

1.                 Абсолютная (абсолютно новая идея, которая не применялась ранее нигде; при рассмотрении таких идей будут проводиться: анализ их патентной чистоты для уверенности в том, что данная идея не была ранее запатентована; выбор способа защиты идеи как интеллектуальной собственности компании)

2.                 Относительная (ранее не применялась в компании)

3.                 частная (уже используется в компании, но обладает частной новизной для данного контекста – процесса, объекта, субъекта, подразделения, должности)


 4

Внутренняя специфика реализации

1.               проектные

2.               беспроектные



Краткая формулировка идеи (шаблон)

Автор: ____________________________

Дата: ____________________________

Категория Агентская Операторская Маркетинг

идеи деятельность деятельность

Управление Управление Информационные

финансами персоналом технологии

Другое


Краткая формулировка идеи (шаблон)

 1

Развернутая формулировка идеи и ее полезность

(Что? Сколько?)


 2

Схема реализации идеи (Как?


 3

Потенциальные риски (препятствия) реализации идеи



Резолюция : Инициация проекта Менеджер проекта:

Принял: ____________ Дата: _____________


Модель процесса контроля соответствия


Контроль соответствия

бизнес-процессов

Создание и корректировка

инструкций

Создание и корректировка

инструкций к бизнес-процессам

Непрерывный контроль

соответствия

Непрерывный контроль

соответствия

бизнес-процессов

Периодический контроль

соответствия

Периодический контроль

соответствия

бизнес-процессов


Практика выработала множество методов организации коллективного творчества как основы инновационной деятельности. Наиболее распространенным и известным является мозговая атака, состоящая в публичном высказывании каждым своих идей, которые тут же развиваются и дополняются другими. Она требует полного равноправия участников, раскрепощенности мысли. Перед началом работы рекомендуется еще раз оценить, нужно ли решать проблему, что это даст и что произойдет, если все оставить, как есть.

Процедура «мозговой атаки» выглядит следующим образом. Участники садятся за общий стол лицом друг к другу. Руководитель в кратком выступлении раскрывает суть проблемы, причины ее возникновения, выгоды, которые может принести решение. Затем в течение 10-15 минут происходит обдумывание идей и их неупорядоченное перечисление при продолжении генерирования.

Количество здесь важнее качества, поэтому поощряется максимальное количество высказываний, даже самых бессмысленных на первый взгляд, ибо в любом из них может содержаться рациональное зерно. Поэтому любая идея должна встречаться с одобрением. Выступать можно много раз, но не подряд, и в то же время запрещается совещаться, спорить, критиковать, оценивать других, обращаться за поддержкой к руководителю.

На втором этапе происходит обсуждение, уяснение, комбинирование идей по таким критериям, как: соответствие предпосылкам и исходным требованиям; возможность реализации или отсутствие таковой; сроки осуществления; необходимость дополнительных затрат; применимость в другой сфере деятельности и пр.

На третьем этапе идеи оцениваются и ранжируются на основе различных критериев (последовательно выбираются самые интересные и те, от которых можно отказаться; набравшие при голосовании наибольшее или наименьшее число баллов и т.п.).

Руководитель организует фиксацию высказываний, следит за регламентом, помогает получить слово желающим, задает вопросы, привлекает внимание; комбинирует и систематизирует выдвинутые идеи, подводит итоги.

Метод «мозговой атаки», применяющийся обычно при нехватке новых решений и подходов, основывается на том, что для активизации мышления человека нужно, вырвав его из привычной обстановки, поместить в необычные условия (в данном случае ситуационные игры), ничем не напоминающие обычные совещания. Как показывает практика, группой из 10 человек за полтора часа может быть выдвинуто до 100 оригинальных идей. В то же время считается нормальным, если специалисты отвергнут 90% из них.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.