Рефераты. Методология обучения менеджеров






Методология обучения менеджеров

Введение


Главное различие между процветающими и терпящими неудачи организациями состоит в том, что в первых есть кому заботиться об организации как таковой. (Л. Рон Хаббард)

В условиях экономического реформирования в нашей стране становится необходимым поиск новых форм и методов управления, позволяющих предприятиям адаптироваться к динамике внешней среды, рационально использовать производственно-рыночный потенциал во всей совокупности его составляющих, наращивать конкурентные преимущества и создавать на этой основе реальные предпосылки к обеспечению стратегической устойчивости в обозримой перспективе.

Возможность реализации данных задач обусловлена рядом факторов, к которым можно отнести совершенствование системы управления российскими предприятиями, входящими в состав единого социально-экономического комплекса федерального уровня.

Сегодня совершенно очевидно, что не только настоящее, но и будущее творят менеджеры – люди, управляющие трудовым коллективом в самых различных сферах деятельности и обеспечивающие решение всего комплекса стоящих перед ними задач (экономических, социальных, политических, экологических и т.д.), создающие условия для лучшей жизни сотрудников. И в каждом конкретном случае успех зависит от личных качеств менеджера, от его умения работать с людьми.

В настоящее время большое значение приобретают вопросы, связанные с управлением персонала, занимающем, по существу, основное положение в системе управления предприятиями и предопределяющим результативность его производственной и хозяйственной деятельности. Поэтому, важнейшим фактором успеха становится непрерывное теоретическое и практическое обучение руководителей нового типа.

Менеджер – центральная фигура в фирме. Конечно, для успеха в бизнесе очень важны и качество товара, и капитал, и квалификация работников и многое другое. Но если у фирмы плохой менеджер, ее не спасут ни деньги, ни люди – она может лишиться и того и другого. Поэтому, сейчас остро стоят вопросы профессиональной пригодности менеджеров.

В связи с этим актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнения.

Целью курсовой работы является изучение методологии обучения менеджеров. Исходя из цели, нами были поставлены задачи:

- изучение места и роли менеджера в организации;

- анализ сущности деятельности менеджера;

- выявление основных качеств менеджера;

- изучение типов и уровней менеджеров.

При написание курсовой работы были использованы материалы научных конференций и научная литература.

1.       Менеджер, его место и роль в организации


Менеджер – член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.

Поскольку организация – это группа людей, работающих вместе и преследующих общую цель, то функция согласования, координации действий работников организации объективно обусловлена. Эту функцию руководства работой других людей реализует менеджер.

Специфика его труда состоит в том, что задачи любого плана – производственные, экономические, технические, социальные – он решает в основном в организационном порядке, воздействуя на людей, которые должны непосредственно решать эти задачи.

Труд менеджера заключается в следующем: ставить цели, строить план действий, организовывать работу, заинтересовывать людей в его результатах, проверять, все ли идет как следует, предвидеть последствия своих решений.

Учитывая это, можно определить труд менеджера кратко – менеджер обеспечивает выполнение работы. И одна из главных задач менеджера заключается в эффективной организации работы его подчиненных.

Труд менеджера не только объективно обусловлен, но и носит творческий, инициативный характер.

Правила, закономерности работы менеджера существуют лишь как исходный пункт в совершенствовании стиля и организации его труда. Этот стиль вырабатывается каждым самостоятельно.

Искусство руководителя проявляется не только в координировании, налаживании коммуникаций и направлении работы подчиненных, но и в умении предоставлять им право решать вопросы, высказывать и отстаивать собственное мнение, сохраняя за собой функцию контроля. До 80% проблем, возникающих пред менеджером, связано с человеческим фактором. Работая в коллективе, но должен постоянно выполнять функции информирования, мотивации, воспитания и контроля.

Исследования показывают, что существует 10 ролей, которые в зависимости от уровней управления принимают на себя руководители. Эти роли разбиты на 3 группы:

- межличностные;

- информационные;

- роли по принятию решений.

Они взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого, они определяют объем и содержание работы менеджера в любой организации (табл. 1).


Таблица 1. Управленческие роли менеджеров

Название

Содержание (функции)

Примеры

Межличностные роли:

1. Главный руководитель.

Выполняет обычные обязанности правового или социального характера.

Церемонии, собрания и т.п.

2. Лидер.

Отвечает за мотивацию и активацию подчинённых на достижение целей организации, координирует их усилия, отвечает за набор и подготовку работников.

Все управленческие действия с участием подчинённых.

3. Связующее звено.

Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации.

Переписка, участие в семинарах и собраниях, т.е. все элементы общения.

Информационные роли:

1. Получатель информации.

Собирает текущую информацию специализированного характера о внешней и внутренней среде организации.

Обработка почты, работа с контрактами и т.п.

2. Распространитель информации.

Передаёт информацию подчинённым фактически или интерпретирует (изменяет), разъясняя политику и основные цели организации.

Обработка почты, беседы, обзоры.

3. Источник информации.

Передаёт информацию для внешних контактов с целью организации планов политики действий.

Участие в заседаниях, выступлениях, общение через почту.

Роли, связанные с принятием решений:

1. Предприниматель.

Определяет направление роста организации (внутри и вне организации); разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию организации; контролирует разработку проектов.

Участие в заседаниях по разработке перспективных планов, стратегии.

2. Устраняющие нарушения.

Обеспечивают корректировочные действия, когда организация оказывается перед неожиданными нарушениями.

Участие в совещаниях по обсуждению стратегических вопросов.

3. Распределитель ресурсов.

Отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации.

Составление графиков, запросов, программирование работы подчинённых.


В большой, сложной организации вся управленческая работа разделена по горизонтали и вертикали. По горизонтали происходит расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений (менеджеры отделов). Вертикальное разделение управленческого труда образует уровни управления. В аппарате управления вышестоящие руководители координируют работу нижестоящих руководителей, те в свою очередь координируют работу стоящих ниже их и так далее, пока не опустятся до уровня руководителей.

Количество уровней управления может быть различным и зависит от специфики конкретной организации и управленческой работы.

Вне зависимости от количества уровней управления руководители делятся на три категории: руководители низового звена, руководители среднего звена и руководители высшего звена.

Руководители низового звена – младшие начальники. Этот уровень находится непосредственно над неуправленческим персоналом предприятия и соприкасается с ним. Младшие начальники контролируют выполнение производственных заданий, отвечают за использование выделенных им ресурсов. Им приходится много общаться со своими подчиненными и совсем мало – со своим начальством. Типичной должностью на этом уровне является мастер, старший мастер, начальник участка, мастер смены.

Руководители среднего звена координируют и контролируют работу руководителей низового уровня. Характер работы руководителя среднего звена определяется содержанием работы вверенного ему подразделения или отдела. Примером должностей на этом уровне являются начальник цеха, начальник отдела, директор филиала. Руководители среднего звена «связывают» работу руководителей высшего и низового звеньев. Большая часть времени затрачивается руководителями среднего звена на устное общение с другими руководителями среднего и низового звеньев.

Руководители высшего уровня принимают важнейшие для организации решения и влияют на весь облик организации. Среди этих руководителей в сфере бизнеса можно назвать президента, вице-президента корпорации, генерального директора, в государстве – министров, в университете – ректора, проректора.

Руководителями высшего уровня выполняют громадный объем работы, которая является органической составной частью их жизни, так как рабочий день этих людей никогда не заканчивается. До 70% их времени занято запланированными заседаниями и встречами, около 22% приходится на работу с бумагами, 6% занимают телефонные разговоры и 3% - поездки и осмотры.

Социологи выделяют три уровня управления: технический, управленческий и институциональный. Находящиеся на этих уровнях люди выполняют разные функции.

На техническом уровне лица в основном занимаются ежедневными операциями и действиями; на управленческом уровне – согласовывают усилия различных подразделений организации. Руководители на институциональном уровне вырабатывают цели организации, разрабатывают долгосрочные планы.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.