Рефераты. Менеджмент в отрасли водоснабжения и водоотведения






- Закон Украины "Об Общегосударственной программе "Питьевая вода Украины " на 2006-2020 годы" от 3 марта 2005 года № 2455-IV, направленный на реализацию государственной политики по обеспечению населения качественной питьевой водой в соответствии с Законом Украины "О питьевой воде и питьевом водоснабжении".

- Закон Украины "Об Общегосударственной программе развития водного хозяйства" от 17 января 2002 года № 2988-III, которая направлена на реализацию государственной политики по улучшению обеспечения качественной водой населения и отраслей экономики, решения водохозяйственных и экологических проблем, создание условий для перехода к устойчивому и эффективному функционированию водохозяйственного комплекса.


III. Реформирование водоснабжения и водоотведения на примере Донецкой области


Разработки государственной целевой региональной Программы реформирования и развития водопроводно-канализационного хозяйства Донецкой области на 2010-2014 годы и период до 2020 года (далее Программа) вызвано необходимостью решения одной из ключевых проблем развития инфраструктуры Донецкой области - надежного функционирования систем водоснабжения и водоотведения. Проблема проявляется в:

- прогрессирующей тенденции к ухудшению уровня предоставляемых потребителям услуг по водоснабжению и водоотведению;

- повышении аварийности в системах водопровода и канализации;

- тяжелом финансово-экономическом состоянии предприятий водопроводно-канализационного хозяйства.

Проблема является значимой, так как будет способствовать надежному обеспечению работы систем водоснабжения и водоотведения всего региона, а следовательно и сохранению здоровья населения, повышению его благосостояния; эффективному использованию материальных и энергетических ресурсов в сфере водопроводно-канализационного хозяйства, защиты окружающей среды от негативного воздействия неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод. Необходимость решения этой проблемы в Донецкой области в полной мере соответствует приоритетам государственной политики в области жилищно-коммунального хозяйства (Закон Украины "О питьевой воде и питьевом водоснабжении", Закон Украины "Об Общегосударственной Программу" Питьевая вода Украины "на 2006-2020 годы "), здравоохранения (Закон Украины "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения"), энергосбережение (Законы Украины "Об энергосбережении", "Об Общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009-2014 годы". Отсутствие в течение длительного времени достаточного финансирования мероприятий по реконструкции и развитию систем централизованного водоснабжения и водоотведения привела к негативным последствиям - кризисному состоянию всего водопроводно-канализационного хозяйства страны, в т.ч. и в Донецкой области. Прогрессирующее недофинансирование отрасли и неадекватная имеющимся затратам заполитизирована тарифная политика практически невозможным восстановление и развитие систем водопровода и канализации. Более 25 лет технологии очистки воды, водоочистные сооружения и оборудование фактически не обновлялись, что привело к существенному исчерпания их ресурса, повышение аварийности, снижение эффективности очистки питьевой и сточных вод и т.д. На протяжении последних лет происходило и сокращение объемов водопотребления, вследствие чего водоочистные и насосные станции работают со значительной недогрузкой. Сегодня также наблюдается значительный дефицит квалифицированных кадров, необходимых для эффективной эксплуатации и управления системами. Особо опасен положение сложилось в регрессивных и сельских населенных пунктах, где в ряде случаев предприятия по эксплуатации водопроводно-канализационных систем вообще отсутствуют. Проблема реформирования и развития водопроводно-канализационного хозяйства и обеспечения населения питьевой водой гарантированного качества в Донецкой области имеет общегосударственное стратегическое значение и может быть решена только программным методом с обязательным учетом наличия в Донецкой области как региональной компании - КП "Компания" Вода Донбасса ", так и отдельных коммунальных предприятий, не входящих в ее состав, а также необходимости создания новых предприятий и их подразделений для с целью увеличения охвата населения услугами водоснабжения и водоотведения. Это обусловлено необходимостью координации действий государственной и местных властей, соответствия программы основным приоритетам развития государства, потребностью в совместном финансировании мероприятий Программы, необходимостью межотраслевых и региональных связей в вопросе сохранения качества воды основных источников, защиты акватории Азовского моря от негативного влияния и т.п. Целью Программы является создание условий для обеспечения потребителей Донецкого региона достаточным количеством питьевой воды гарантированного качества, реформирования и устойчивого развития водопроводно-канализационного хозяйства, предоставление качественных услуг по водоснабжению и водоотведению по экономически обоснованным тарифам, уменьшение негативного воздействия сточных вод на природные водные источники и акваторию Азовского моря. Возможность и эффективность решения проблемы программным путем было продемонстрировано во время разработки и принятия Программы реформирования и развития водопроводно-канализационного хозяйства Донецкой области на 2005-2009 годы и период до 2015 года (утверждена постановлением Кабинета Министров Украины от 23.12.2004 № 1731). Но поскольку экономическая ситуация не позволила в полной мере осуществить реализацию мероприятий Программы, а также в связи с изменением требований к государственным целевым программам, проводится ее корректировка. Возможные варианты финансирования мероприятий Программы:

- финансирование за счет самих потребителей услуг (с или без привлечения средств инвесторов). При этом стоимость мероприятий включается в тариф за услуги водоснабжения и водоотведения. Такая схема применяется в подавляющем большинстве развитых стран, в т.ч. США, Франции, Швейцарии и т.д. Для условий Украины реализация этого варианта потребует увеличения тарифов в 10 и более раз, что делает его реализацию не пригодном на данном этапе;

- финансирование исключительно за счет государства. Такая схема внедрена в странах, где услуги водоснабжения и водоотведения предоставляются непосредственно водной национальной компанией (Израиль, Дания). В условиях существующей экономической ситуации в Украине финансирование мероприятий по развитию водопроводно-канализационного хозяйства Донецкой области, требующих чрезвычайно высоких капитальных затрат, не может быть предоставлено из государственного бюджета в необходимые сроки.

Проблему предполагается решить в ходе выполнения Программы при условии государственной поддержки путем:

- рационального использования материальных и энергетических ресурсов;

- улучшение качества воды;

- комплексной модернизации и реконструкции канала "Северский Донец-Донбасс" и его сооружений;

- развития систем водоснабжения и повышения надежности их работы;

- охраны и рационального использования источников питьевого водоснабжения;

- развития системы водоотведения и повышение качества очистки сточных вод и утилизации образованных осадков;

- предотвращение негативного воздействия на окружающую среду, обеспечение экологической безопасности;

- обеспечения устойчивого развития предприятий водопроводно-канализационного хозяйства;

- научно-технического и проектного обеспечения мероприятий программы.

Улучшение качества воды:

- внедрением децентрализованных систем доочистки воды;

- совершенствование технологии обеззараживания питьевой воды;

- реконструкция и развитие фильтровальных станций.

Развитие и повышение надежности работы систем водоснабжения предусматривающая:

- реконструкцию водопроводных насосных станций и узлов;

- зонирования и оптимизации системы водоснабжения;

- реконструкцию сетей водоснабжения с использованием современных методов и материалов труб;

- совершенствование водозаборов из поверхностных и подземных источников;

- внедрение автоматизированных систем управления технологическими процессами и работой специальных служб предприятия;

- расширение резервуарного парка населенных пунктов;

- развития современной эксплуатационно-ремонтной базы для обслуживания систем водоснабжения и водоотведения.

Развитие системы водоотведения:

- строительство новых сооружений по очистке сточных вод;

- строительство и расширение сетей водоотведения.

Предотвращения негативного воздействия на окружающую среду, обеспечение экологической безопасности:

- реконструкция канализационных насосных станций;

- реконструкция канализационных очистных сооружений;

- внедрение систем обработки осадков станций очистки сточных вод;

- реконструкция сетей водоотведения;

- строительство сооружений обработки промывных вод и осадков на водоочистных станциях.

Обеспечения устойчивого развития предприятий водопроводно-канализационного хозяйства достигается такими способами как:

- приведения тарифов за услуги водоснабжения и водоотведения в соответствие с себестоимостью предоставленных услуг с учетом инвестиционной составляющей, необходимости для финансирования соответствующих мероприятий Программы;

- оптимизации организационно-правовой структуры предприятий водопроводно-канализационного хозяйства.

Вывод


Водоснабжение и водоотведение — важнейшие подотрасли жилищно-коммунального комплекса страны, направленные на повышение уровня жизни людей, благоустройство населенных пунктов, развитие промышленности и сельского хозяйства.

Система водоснабжения состоит из водоисточников и водозаборных сооружений, насосных станций и водоочистных комплексов, магистральных трубопроводов, резервуаров и других устройств.

Современный этап развития жилищно-коммунального хозяйства Украины характеризуется его дифференциацией, т.е. выделением из единого жилищно-коммунального комплекса отдельных систем, развитие каждой из которых нуждается в самостоятельной правовой регламентации.

Если за годы реформ в энергетике и газовом хозяйстве сформировалось законодательство, регулирующее основы организации рыночных отношений в этих сферах, то о водоснабжении и водоотведении этого сказать нельзя. Такое положение обусловлено во многом тем, что в стране никогда не было и нет единой государственной системы водоснабжения. Водопровод и канализация – это, как правило, системы местного, реже регионального масштаба. В то же время их жизнеобеспечивающие значение ничуть не меньше, а возможно и больше, чем значение систем электро-, тепло- и газоснабжения. В настоящее время нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства, в том числе по водоснабжению и водоотведению находятся на различных уровнях управления: государственном, региональном и местном.

Вопросы законодательного обеспечения технического регулирования качества питьевой воды, питьевого водоснабжения и водоотведения актуализируются необходимостью решения задач в области социально-экономического развития. Успешное решение этих задач во многом зависит от возможностей надежного и безопасного функционирования сферы жилищно-коммунального хозяйства за счет применения комплекса правовых, организационных и экономических методов и средств.

Вопросы законодательного обеспечения технического регулирования качества питьевой воды, питьевого водоснабжения и водоотведения актуализируются необходимостью решения задач в области социально-экономического развития. Успешное решение этих задач во многом зависит от возможностей надежного и безопасного функционирования сферы жилищно-коммунального хозяйства за счет применения комплекса правовых, организационных и экономических методов и средств. В связи с этим значительная роль отводится техническому регулированию, включающему в себя нормативно-правовые и научно-технические подходы к повышению эффективности основной деятельности предприятий и инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению населения качественной питьевой водой и соблюдению требований экологической и санитарно-технической безопасности при отведении сточных вод. Водоснабжение и водоотведение представляют собой именно такой вид деятельности, который, с одной стороны, направлен на обеспечение населения и предприятий жизненно необходимым ресурсом, поддержание санитарного состояния в местах проживания и деятельности людей, а с другой, связан с использованием сложных инженерных сооружений и конструкций и несет в себе риск причинения вреда здоровью граждан, экологии региона и, в конечном итоге, спокойствию и стабильности в обществе. Коммунальное хозяйство обеспечивает потребности в воде городского населения, коммунальных, транспортных и прочих непромышленных муниципальных предприятий. Создавая условия для жизнедеятельности населения, отрасль занимает важное место в системе социальной и производственной инфраструктуры городских агломераций и характеризуется большой капиталоемкостью и сложной организацией.


Литература


1.                 www.cleanwater.org.ua

2.                 www.donoda.gov.ua

3.                 zakon.rada.gov.ua

4.                 "Укрпромводчермет" - оберег Донбасса А.А Орлов, Г.Г Три каш, А.И. Тимошенко.

5.                 Соков М.А. Водопроводные сети и сооружения. М.: Стройздат, 2003.

6.                 Душкин С.С., Краев И.О. Эксплуатация водоснабжения и водоотведения. Киев: ГСДО, 2003.

7.                 Закон України "Про питну воду та питне водопостачання".


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.