Рефераты. Менеджмент в малом бизнесе






Менеджмент в малом бизнесе


Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации.

Государственный Университет Управления

.

Курсовая работа по курсу «Теория управления» на тему: «Менеджмент в малом бизнесе»

Выполнила студентка

Института Национальной и Мировой Экономики по специальности: предпринимательство II- 2

Е.М. Старостина

Москва 1999

Содержание:
Введение
1.Уровень менеджмента и квалификации персонала
2. Состояние менеджмента в малом бизнесе
2. Квалификация кадров
3. Будут ли руководители российских предприятий учиться менеджменту?
1. Факторы, влияющие на формирование спроса в менеджмент - образовании.
Заключение.
Список использованной литературы.

Введение

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины
"менеджмент", "менеджер", быстро и прочно вошли в нашу жизнь и наш словарный обиход, заменив такие термины, как "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор". Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин управление имеет более широкий смысл. Вообще," управление" - это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер. Но прежде чем говорить о менеджере и его функциях, надо ввести понятие "менеджмента". Этот термин пошел от американского management - управление. Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Это понятие более узкое и применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций. Если немного раскрыть определение "менеджмента", то мы увидим, что в него входит: изучение рынка (спроса, потребления), т.е. маркетинг и прогнозирование; производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью; управление персоналом, следовательно знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.
Основная функция менеджмента - это умение достигать поставленных целей.

Уровень менеджмента и квалификации персонала
Отличительная черта малого предпринимательства

Уровень менеджмента и квалификации кадров - ключевые факторы определяющие успех в бизнесе независимо от его масштабов. В малом бизнесе наличие квалифицированного персонала имеет особое значение. В небольшой фирме велика цена ошибок или неэффективной работы каждого, поскольку именно интенсивный труд, высокое качество работы, мобильность кадров и фирмы в целом являются конкурентными преимуществами малого бизнеса по сравнению со средним, а тем более крупным.
Состояние менеджмента в малом бизнесе.
Специфическая характеристика менеджмента в малом бизнесе, выступающая в качестве барьера для развития, - невысокий уровень специализации управленческих функций. Он приводит к необходимости «всем заниматься всем». Прежде всего это относится к первому лицу.
Данные опросов показывают(таблица №1) , что большинство руководителей, совмещая функции менеджера и собственника, держат под контролем финансы предприятия. Наряду с этим более 60% первых лиц занято управлением производственным процессом, а зачастую при необходимости подключаются напрямую к изготовлению продукции.
Таблица №1 Сферы профессиональной деятельности руководителей МП (в % от числа ответивших)


|Сферы управленческой |Руководитель |Рук - ль службы|Зам. |
|деятельности |предприятия |сбыта/маркетинг|Рук - ля |
| | |а |по кадрам|
|Управление |61,8 |17,1 |15,2 |
|производственным | | | |
|процессом | | | |
|Управление финансами |64,7 |34,3 |12,1 |
|Управление коллективом |44,1 |14,3 |45,5 |
|Управление реализацией |17,6 |85,7 |18,2 |
|продукции (маркетингом)| | | |
|Оперативное управление |8,8 |25,7 |12,1 |
|Стратегическое |52,9 |14,3 |3,0 |
|управление | | | |
|Управление |5,9 |17,1 |3,0 |
|нововведениями | | | |
|Повышение эффективности|23,5 |8,6 |3,0 |
|управления | | | |
|Подготовка и повышение |- |2,9 |33,3 |
|квалификации кадров | | | |
|Делопроизводство |5,9 |11,4 |45,5 |
|Разрешение конфликтных |- |- |15,2 |
|ситуаций в коллективе | | | |
|Определение и |2,9 |5,7 |54,5 |
|оформление трудовых | | | |
|отношений с работниками| | | |


Более или менее специализированна управленческая функция по маркетингу, особенно при сопоставлении с кадровым менеджментом. Интересно, что на тех
МП, где произошло выделение функции по управлению персоналом, в практической деятельности этих менеджеров она вовсе не доминирует. Около
55% руководителей кадровых служб/ заместителей руководителя по кадрам указали, что они занимаются определением и оформлением трудовых отношений с работниками и управлением коллективом, а всего 1/3 - подготовкой и повышением квалификации кадров, то есть своими непосредственными функциональными обязанностями.
Какие же проблемы наиболее типичны для менеджмента в малом бизнесе? Самыми распространенными являются трудности анализа и оценки внешней среды предприятия и сложности с поиском ресурсов для его развития (таблица
№2). По данным производившегося опроса, на каждом втором МП на них указывают их руководители, а также руководители служб сбыта/ маркетинга.
Таблица №2. Проблемы менеджмента в малом бизнесе (в % от числа ответивших).
|Проблемы работы |Руководитель МП |Руководитель службы|
|руководителя | |сбыта/маркетинга |
|Трудности анализа и оценки|44,1 |48,6 |
|внешней среды предприятия | | |
|Трудности анализа и оценки|17,6 |17,1 |
|внутренних резервов | | |
|предприятия | | |
|Сложности с формированием |26,5 |17,1 |
|эффективной структуры | | |
|управления | | |
|Нерациональное |14,7 |17,1 |
|распределение функций | | |
|между подразделениями и | | |
|должностными лицами | | |
|Трудности с созданием и |5,9 |5,7 |
|поддержанием | | |
|благоприятного климата в | | |
|коллективе | | |
|Проблемы стимулирования |26,5 |20,0 |
|продуктивной работы | | |
|подчиненных | | |
|Проблема выбора стиля |17,6 |8,6 |
|руководства | | |
|Отсутствие эффективной |29,4 |25,7 |
|системы контроля за | | |
|выполнением поставленных | | |
|задач | | |
|Проблемы мотивации |8,8 |8,6 |
|работников на нововведения| | |
|Сложности с поиском |52,9 |42,9 |
|ресурсов для задач | | |
|развития предприятия | | |
|Отсутствие стратегии в |- |2,9 |
|кадровой политике | | |
|предприятия | | |
|Сложности налаживания |11,8 |8,6 |
|групповой работы по | | |
|решению проблем | | |
|Нехватка времени для |20,6 |28,6 |
|проработки стратегических | | |
|вопросов | | |


Анализ внешней среды - одна из наиболее сложных сфер управленческой деятельности, требующая переработки больших массивов разнородной информации и учета факторов прямого (характер и состояние рыночных отношений, хозяйственные связи фирмы, регулирование предпринимательской деятельности) и косвенного воздействия (общеэкономические и общеполитические). Объективно возможности предпринимателей в проведении такого анализа лимитированы нехваткой соответствующих опыта и квалификации, а также необходимой информации и времени.
Различные опросы руководителей МП показывают близость основных источников формирования управленческих кадров. Так, собственно управленческой деятельностью занимались ранее лишь 1/3 нынешних руководителей, примерно столько же были инженерно - техническими специалистами. Каждый десятый - рабочий, учащийся или студент. Таким образом, управленческая деятельность стала новой для значительного числа предпринимателей, при этом подавляющему большинству пришлось осваивать практически с нуля методом проб и ошибок. Отрицательно влияет на эффективность менеджмента и то, что лишь 1/5 руководителей имели предыдущий опыт работы в частном секторе - кооперативах, частных фирмах.
Отсутствие соответствующей подготовки и необходимого опыта в области менеджмента приводит к тому, что 1/3 руководителей предприятий МП не в состоянии сформировать эффективную структуру управления, контроля за выполнением поставленных задач и стимулировать продуктивную работу подчиненных. Неслучайно каждому пятому предпринимателю и менеджеру не хватает времени на решение стратегических вопросов. В реальности, конечно, руководителей, серьезно разрабатывающих стратегию бизнеса, меньшинство.
Убедительным примером недостаточного уровня квалификации менеджеров в малом бизнесе является то, что такие основополагающие понятия менеджмента, как бизнес - план проекта, знакомы далеко не всем. Например, по данным опроса по программам поддержки предпринимательства, только каждый шестой предприниматель в Республике Коми, каждый пятый - в
Ивановской области и каждый третий - в Тульской области хорошо знали требования, предъявляемые к разработке бизнес - проектов.
Непроработанность стратегии бизнеса приводит в лучшем случае к интуитивному принятию решений на основе опыта руководителя вместо их подготовки путем экономического анализа и сравнения положения фирмы в настоящий момент с желаемой и подкрепленной многовариантными расчетами позицией в будущем.
Важную роль в обосновании управленческих решений играет информация. Что касается содержания информации, с которой работают менеджеры в малом бизнесе, то оно охватывает в основном ценовую политику и качество продукции конкурентов и поставщиков, регулирование предпринимательской деятельности на федеральном и местном уровнях. В инновационном малом бизнесе также отслеживаются научно - технические достижения в конкретной области. Информационное поле недостаточно используется менеджментом МП в силу как неразвитости соответствующей инфраструктуры, так и загруженности предпринимателей решением текущих проблем, недооценки ими значимости информации для успешной деятельности фирмы. При этом финансовые ограничения не позволяют большинству МП пользоваться услугами консультационных фирм.
Необходимость совершенствования менеджмента для упрочения положения фирмы на рынке и ее развития малым бизнесом еще не вполне осознана. Проблема совершенствования менеджмента, рассматриваемая в контексте других проблем предприятия, важна менее чем для 1/5 МП, причем эта оценка справедлива для всех групп МП.
Более четкое представление о реальной потребности в совершенствовании менеджмента дают косвенные оценки нехватки знаний в конкретных областях управленческой деятельности. От 40 до 52% руководителей МП (опираясь на опросы) считают необходимым повысить уровень профессионализма в таких областях, как управление финансами, сбыт продукции, маркетинг; от 23 до
29% - в управлении производственным процессом, стратегическом управлении, управлении кадрами, построении эффективной системы управления.
Совершенствование менеджмента требуется подавляющему большинству МП, но особую актуальность оно имеет для высокотехнологичного инновационного бизнеса. Он создавался, как правило, специалистами оборонного комплекса и ведущих научно - исследовательских центров. Эти специалисты, хорошо знающие производство и технологию, за редким исключением не умеют работать на рынках сбыта, разрабатывать бизнес - планы для привлечения инвестиций, в том числе и поступающих по каналам государственной поддержки малого бизнеса. Так, в интервью с представителями инновационного бизнеса, проведенные в рамках мониторинга формирования частного сектора, показывают нереалистичность оценок объемов инвестиций, необходимых для освоения новой продукции. Они, как правило, занижены, включают только затраты на научно - исследовательские работы и в лучшем случае - на производство опытных образцов. При этом руководители МП
«забывают» о затратах на исследование рынка, продвижение товара и МП и т.п. Отсутствие квалифицированного менеджмента на инновационных МП приводит к высокой доле банкротств в этой сфере и сокращению доли перспективных высокотехнологичных производств. Так, число МП, занятых в сфере науки, сократилось с 64 тысяч в 1994 году до 48 тысяч в 1996 году, а их доля в качестве малых предприятий уменьшилась с 7,5 до 5,6%.[1]
Квалификация кадров.
На уровень квалификации кадров в малом бизнесе воздействуют факторы, общие для рынка труда в целом, а также специфичные именно для данного сектора экономики. В настоящее время для рынка труда характерно снижение квалификации кадров массовых рабочих профессий в результате неритмичной работы крупных и средних предприятий промышленности и строительства, перехода на выпуск более простого ассортимента продукции, работы не по специальности (и более низкой квалификации) «на стороне» во время вынужденных отпусков. Что касается служащих, то их опыт, подготовка и мотивация к труду в большинстве случаев не соответствует возросшим требованиям к работникам в условиях перехода к рынку. Эти «ножницы» спроса и предложения на рынке труда существуют в бизнесе любого размера, в том числе и в малом.
Специфический фактор, оказывающий влияние на уровень квалификации кадров в малом бизнесе - способ их отбора и найма. Наем персонала происходит преимущественно на неформальной основе. Опросы Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП), проводившиеся в четырех регионах в 1996 - 1997 годах, показали, что в равной мере

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.