Рефераты. Менеджмент: сущность и структура






p> Управление предприятиями (менеджмент в микроэкономике) по мере развития рыночной экономики все в большей степени зависит от экономической политики государства (менеджмент в макроэкономике).

В управлении главным фактором становятся стратегические решения, повышается социальная ответственность управленцев всех уровней перед обществом и работниками управляемых предприятий.

Современный менеджмент становится наукоемкой сферой деятельности, и все в большей мере требует высокого профессионализма и разносторонних знаний .

4.Современные проблемы управления.

Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ и направлений, интегрирует их в процессе управления.

Современный менеджмент характеризуют следующие положения (3 , с.
23 - 25): отказ от приоритета классических принципов школ менеджмента , согласно которым успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства продукции , снижением издержек, развитием специализации , то есть воздействием управления на внутренние факторы производства . Вместо этого первостепенной становится проблема гибкости и адаптируемости к постоянным изменениям внешней среды . Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с усложнением всей системы общественных отношений ( в том числе политических, социальных, экономических), составляющих среду менеджмента организации. использование в управлении теории систем , облегчающей задачу рассмотрения организации в единстве ее составных частей , которые неразрывно связаны с внешним миром . Главные предпосылки успеха предприятия находятся во внешней среде , причем границы с ней являются открытыми , то есть предприятие зависит в своей деятельности от энергии , информации и других ресурсов , поступающих извне . Чтобы функционировать , система должна приспосабливаться к изменениям во внешней среде . применение к управлению ситуационного подхода, согласно которому функционирование предприятия обуславливается реакциями на различные по своей природе воздействия извне . Центральный момент здесь -- ситуация , то есть конкретный набор обстоятельств , которые оказывают существенное влияние на работу организации в данный период времени . Отсюда вытекает признание важности специфических приемов выделения наиболее значимых факторов, воздействуя на которые
, можно эффективно достигать цели . новая управленческая парадигма уделяет огромное внимание таким факторам , как лидерство и стиль руководства , квалификация и культура работающих , мотивация поведения , взаимоотношения в коллективе и реакция людей на изменения .

Ориентация на новые условия и факторы развития нашла отражение в принципах менеджмента , формулировка которых показывает возросшую роль человека , его профессионализма , личностных качеств
, а также всей системы взаимоотношений людей в организациях .
Например , в составе важнейших принципов , которыми рекомендуется пользоваться менеджерам в последнем десятилетии текущего века , нередко называются следующие : благожелательное отношение менеджеров ко всем работающим в организации ; ответственность менеджеров всех уровней за успешную деятельность организации ; коммуникации ( горизонтальные и вертикальные) как внутри, так и за пределами организации ; создание атмосферы открытости, честности, доверия людям ; содействие реализации их талантов и стремление к постоянному совершенствованию, как личной работы, так и работы организации.

Практическое воплощение новых принципов управления весьма сложно и требует радикального пересмотра всей философии бизнеса , изменения психологии работающих ( в том числе менеджеров ) , повышения их квалификации и роста личного потенциала .

5. Основные категории теории управления.

Теорию управления принято рассматривать как комплексную науку или научное направление, опирающееся на многие теоретические и практические знания. Это объясняется многогранностью проблемы управления и многоаспектностью управленческой деятельности, основанной на сознательном использовании экономических, естественно - технических организационных, социально - психологических законов и закономерностей, присущих объекту управления. Теория управления очевидно должна быть ориентирована на решение практических задач .

Элементами управления как всеобщего вида человеческой деятельности являются цель управления и способ достижения цели , объект и субъект управления , взаимодействующие в определенной окружающей среде .

Предметом рассмотрения теории управления являются управленческие
(организационно - управленческие, организационно - экономические) отношения, реализующиеся как информационные связи при организации производства и управлении им.

Процесс управления включает сбор, переработку и передачу информации (предмет управленческого труда), используемой для выработки решений (продукт управленческого труда).

Средства труда в управленческой деятельности - методы и средства обработки и анализа информации и принятия на этой основе конкретных решений .

Содержание управленческого труда раскрывается в процессе управления, состоящем из цикличного повторения функций управления или конкретных видов управленческих работ, выполняемых во всех видах производственной деятельности: научно - технической ; технологической ; учетной ; финансовой ; и др..

6. Научные подходы к менеджменту.

Эффективность менеджмента определяется, прежде всего, обоснованностью подходов и методов. В настоящее время к менеджменту применяются только некоторые научные подходы , что объясняется “ узостью “ его понятия . Если руководствоваться “ широким “ понятием
, то автоматически добавляются функциональный , комплексный , динамический и интеграционный подходы .

Анализ теории и практики управления различными объектами позволяет установить необходимость применения к менеджменту 13 научных подходов (таблица 1) (1 , с .24 – 25):

Таблица 1 .

|НАЗВАНИЕ |КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
|Административный |При административном подходе |
| |регламентируются функции, права, |
| |обязанности, элементы системы |
| |менеджмента в нормативных актах. |
|Воспроизводственн|Воспроизводственный подход ориентирован |
|ый |на постоянное возобновление |
| |производства товара для удовлетворения |
| |потребностей рынка с меньшими |
| |затратами. |
|Динамический |При динамическом подходе объект |
| |управления рассматривается в |
| |диалектическом развитии, в причинно - |
| |следственных связях и соподчиненности. |
|Интеграционный |При интеграционном подходе |
| |устанавливаются взаимосвязи между |
| |отдельными подсистемами и элементами |
| |системы менеджмента, уровнями, |
| |субъектами управления. |
|Количественный |Сущность количественного подхода |
| |заключается в использовании |
| |количественных оценок при помощи |
| |математических, статистических, |
| |инженерных расчетах и т.д. |

|Комплексный |При комплексном подходе учитываются |
| |технические, экономические, |
| |социальные и другие аспекты |
| |менеджмента. |
|Маркетинговый |Маркетинговый подход предусматривает |
| |ориентацию управляющей подсистемы на|
| |потребителя |
|Нормативный |При нормативном подходе |
| |устанавливаются нормативы в |
| |управлении |
|Поведенческий |Поведенческий подход заключается в |
| |том, чтобы помочь работнику |
| |осознать собственные возможности. |
|Процессный |При процессном подходе управление |
| |рассматривается как совокупность |
| |взаимосвязанных функций. |
|Системный |При системном подходе любая система |
| |рассматривается как совокупность |
| |взаимосвязанных элементов. |
|Ситуационный |Ситуационный подход предполагает, |
| |что применение различных методов |
| |управления определяется конкретной |
| |ситуацией. |
|Функциональный |Сущность функционального подхода |
| |состоит в том, что потребность |
| |рассматривается как совокупность |
| |функций, которые нужно выполнять |
| |для ее удовлетворения. |

Данные подходы следует отнести к главным принципам управления.
Впервые термин “ принципы управления “ ввел инженер - технолог
Ф.Тейлор , который в 1911 году опубликовал работу под названием
“ Принципы научного менеджмента “.

7. Принципы менеджмента.

Принципы управления отражают теоретический идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться. Реализация этих принципов является критерием эффективности и научности управления на всех его уровнях .

В принципах обобщены познанные законы и закономерности и оправдавший себя опыт управления (рис. 1) . Принципы не привнесены извне, они вытекают из самой сущности общества, из уровня развития его производительных сил, культуры и т.п. (например, японская и американская модели менеджмента) (5 , с. 56 - 59):

Рис . 1 . Факторы, определяющие принципы управления.

Для формирования, функционирования и развития системы менеджмента соблюдать принципы, которые являются общими для всех подсистем системы управления (2 , с. 45 - 46): сочетание специализации и универсализации в управлении (при выполнении управленческих работ должно обеспечиваться оптимальное соотношение между специализацией и универсализацией); устойчивость к внешней среде (при изменении отдельных элементов микро - и макросреды предприятия система управления должна продолжать функционировать и выполнять поставленные цели); экономичность управления (при выборе способов и средств для осуществления управления и достижения цели необходимо ограничивать затраты:

6. трудовые ;

7. материальные;

8. временные;

9. финансовые;

10. моральные. эффективность управления ; сочетание централизации и децентрализации в управлении (в каждой конкретной системе управления должен быть оптимальный уровень централизации (децентрализации) выполнения соответствующих функций).

Приведенные принципы управления характерны для любой подсистемы. Вместе с тем каждая подсистема системы должна формироваться и функционировать на основе еще и специфических принципов . Так специфическими принципами управления персоналом являются : разделение труда; единоначалие; подчиненность личных интересов общим; и т.д.

8. Цели и задачи управления организацией.

Невозможно представить управление без целевой деятельности управляющих субъектов.

Цель управления - это относящееся к будущему желаемое состояние объекта управления -- организации .

Вообще цель - мысленное предвосхищение результата деятельности
. Значит , цель -- это идеальное описание результата деятельности
.

Деятельность - процесс достижения результата или цели . Не сами цели как таковые приводят к результату , а процесс достижения их с помощью материальных средств или действий .

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.