Министерство образования Российской Федерации.
Тюменский Государственный Университет.
Международный Институт Финансов, Управления и Бизнеса.
Факультет Управления и Бизнеса.
Кафедра менеджмента.
Курсовая работа.
Менеджмент и психология.
Выполнил: Васюков С. Е., студент группы
1493.
Проверил: Девяткова О. И., кандидат экономических наук.
Тюмень, 2000.
Оглавление.
Оглавление. 2
Введение. 3
Глава I. Психологический аспект вопроса. 5
Глава II. Психология и внутриструктурный менеджмент. 7
1. Функции управления. 7
1.1. Планирование. 7
1.2. Организация. 7
1.3. Мотивация. 7
1.4. Контроль. 8
2. Личность и род деятельности. 8
2.1. Темперамент. 8
2.2. Характер. 11
2.3. Интеллект. 14
3. Руководство и лидерство. 15
4. Психологическая структура группы. 18
Глава III. Психология во внешней среде. 22
1. Учитесь слушать. 22
2. Умейте убеждать. 24
3. Жажда – ничто, имидж – всё! 27
3.1. Стиль одежды. 29
3.2. Украшения. 29
3.3. Манера говорения. 30
Заключение. 31
Список используемой литературы. 32
Введение.
Хорошие менеджеры не только делают деньги, но и создают смысл существования для людей.
Т. Питерс, Р. Уотермен
«В поисках эффективного управления»
Вот уже без малого почти 10 лет Россия осваивает новую форму капиталистической экономики и демократической философии. Всё более активно и упорно пробивается гейзер экономических и социальных процессов в гражданском обществе, который порождает новый слой в дифференцированном социуме российской действительности – это люди, на профессиональной основе занимающиеся предпринимательством и управлением. Сейчас их принято называть менеджерами, а сам процесс их деятельности – менеджментом.
Современный управленец должен не только знать экономические постулаты, природу управленческих процессов, информационную технологию, уметь планировать деятельность фирмы (или другого экономического или политического субъекта), наиболее рационально разделять свои собственные ресурсы, но и быть специалистом по работе со своими коллегами, подчиненными и противниками, уметь принимать решения в сложных ситуациях, ясно доходчиво излагать свои мысли.
Вы спросите: «Неужели так много качеств должно сочетаться в одном человеке? Возможно ли это?» Да! Возможно, но на помощь необходимо призвать современную практическую психологию.
Каждому менеджеру важно уметь вскрывать свои внутренние психологические резервы. Для этого важно научиться познавать себя и других людей, выявлять темперамент, характер, направленность личности, отношение к деятельности и жизни, к целям и жизненным ситуациям, ожидаемое эмоциональное поведение в напряженных ситуациях и межличностных отношениях, деловые свойства.
Доказано, что успех любого предприятия на 85% зависит от желания людей трудиться, а так же их взаимоотношений и умения общаться. Эти вопросы находятся только в компетенции психологии. [3]
В СССР в период господства закрытой административно-командной системы управления не могла должным образом развиваться психология управления. Из этого вытекает острая нехватка в современной России психологических и мировоззренческих знаний, позволяющих понять себя, других людей, своё место и роль в мире.
Быть может неумение старых управленцев решать задачи с помощью психологических хитростей – и есть наша главная проблема: проблема не только этой курсовой работы, но и всего общества в целом. Кроме того, нельзя постоянно пенять на босса: каждый сотрудник каждого экономического субъекта должен обладать небольшими навыками менеджера и психолога. Я считаю, что менеджмент – есть не только управление, но и умение быть управляемым.
Как раз целью своей курсовой работы я вижу слом старых стереотипов руководства. Главнейшая же задача заключается в самоосваивании навыков психолога и дальнейшее применение их в моей деятельности.
Глава I. Психологический аспект вопроса.
Психология в буквальном значении этого слова – «наука о душе». История её, как изучение внутреннего мира человека методом самоанализа, уходит далеко в глубь веков, в философские и медицинские учения. Психология как самостоятельная наука утвердилась лишь в конце прошлого столетия, после того, как получила экспериментальную базу и естественнонаучную физиологическую основу.
Датой начала научной психологии считается 1879 год, когда в Лейпциге Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория. Путь развития научной психологии был не простым, он отражал многообразие и сложность практики, а также жизнедеятельность людей. Вначале разработки в психологии носили сугубо теоретический характер, но затем, особенно в связи с развитием производства и техники, на первый план выдвинулись практические проблемы (работоспособность, взаимоотношения в группе, мотивация поведения и так далее).
В середине XX века наблюдается активный процесс дифференциации психологии на многочисленные отрасли – возрастная, медицинская, инженерная, социальная, педагогическая, космическая, спортивная, творчества, управленческая, деловая и так далее.
В ситуациях, когда перед человеком возникают сложные межличностные (внутригрупповые) проблемы, ему нужно осмыслить все внутренние механизмы и предпосылки возникновения этих осложнений. Это можно сделать с помощью психологии, которая способна понять всю сложность и тонкость психического мира человека, его душу.
В системе управления любой сотрудник рассматривается как «чёрный ящик», глухо закрытый на все замки. Главная цель любого управленца, если он хочет успешно взаимодействовать с каждой единицей персонала для максимальной эффективности работы, – узнать что внутри этого «чёрного ящика».
Внутренний мир человека очень многогранен. Он имеет свою внутреннюю структуру и некоторые особенные закономерности. Психический мир – это и мир восприятия и познания окружающей действительности, и взгляд внутрь себя, и мир своих переживаний, отношений с другими людьми. Это и есть та самая душа человека.
Психология на заре человечества создавалась не просто так, а для того чтобы овладеть мощью человеческого духа, научиться управлять поведением человека и предсказывать его дальнейшие действия. [3]
Глава II. Психология и внутриструктурный менеджмент.
Функции управления.
При всём многообразии управленческой деятельности можно выделить четыре взаимосвязанных функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции объединены связующими процессами – коммуникацией (общение, обмен информации) и принятием решений.
Руководство можно рассматривать как самостоятельную деятельность, заключающуюся в целенаправленном влиянии на людей, с тем чтобы они работали для достижении целей организации. [2]
1.1. Планирование.
Функция планирования заключается в определении того, какими должны быть цели организации и что надо делать для их достижения.
1.2. Организация.
Организовать в данном случае означает создать определённую структуру. Организация состоит из множества формальных и неформальных элементов, которые необходимо приводить в соответствие, координировать процесс решения различных задач для достижения общих целей.
Работу в организации выполняют люди, поэтому другим важным аспектом организации является определение того, кто именно будет делать конкретную работу.
1.3. Мотивация.
Абсолютно очевидно, что прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не будут иметь никакого смысла, если люди не захотят выполнять необходимую работу. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы люди выполняли работу в соответствии с делегированными им правами и обязанностями.
1.4. Контроль.
Контроль тесно связан с планированием. Он выполняет функцию обратной связи.
Все функции управления требуют обмена информацией и принятия решений. Обмен информации в организации происходит по каналам формальных и неформальных структур. На основе информации принимаются решения. Значительная её часть проходит во время разговора (один из важнейших коммуникативных процессов). [3], [2]
Личность и род деятельности.
Каждый человек в жизни должен знать, чем ему заниматься. Любой человек, даже лентяй не может без работы. Франклин говорил: «Праздность – мать всех пороков. Люди довольны, когда они заняты делом». Другое дело, что не каждому подходит та деятельность, которая подходит другим. Мы все разные и одинаковые.
Любой менеджер обязан уметь различать в своих подчинённых тех, кому можно поручить однообразную и нудную работу и тех, кто способен на молниеносные рывки, командировки и опасную для жизни и психики работу.
2.1. Темперамент.
Темперамент в каждом заложен от рождения. Это некий фундамент всей личности, основанный на специфических биологических свойствах нервной системы, строения организма, характере протекания обмена веществ. Учёные утверждают, что черты темперамента являются наследственными и поэтому не поддаются изменению, так как это равносильно переструктуризации физики и биологии организма.
Данный элемент общей психики человека определяет его стиль работы.
Большинство учёных выделяют четыре типа темперамента. Хотя некоторые склонны к мнению, что их намного больше. Те четыре, которые признаны всеми, – есть основа, от которой нужно отталкиваться. Кроме того, людей только с одним чисто выраженным темпераментом не существует.
Психологические различия в типах темперамента видно из следующего шуточного примера.
Холерик положил свою шляпу на скамейку, а вы не заметив, сели на неё. Хозяин помятого добра в ту же секунду вспылит и поднимет на вас бранный крик. Может, даже вы уйдёте от этой скамеечки с фонарём под глазом, особенно если тоже являетесь холериком.
Допустим вы умудрились присесть на головной убор сангвиника, то он рассмеётся над причудливой формой шляпы и так и оденет её, уже забыв о случившемся.
Флегматик фыркнет, что-то пробормочет себе под нос и гордо удалится.
Меланхолик впадёт в истерику и весь заплаканный пойдёт домой. [5]
К представителю каждого темперамента необходимо найти свой подход, исходя из определённых психологических принципов.
Ни минуты покоя. Таков принцип подхода к холерику, который опирается на использование его плюсов: энергичность, увлечённость, страстность, подвижность, целеустремлённость и нейтрализацию минусов: вспыльчивость, агрессивность, невыдержанность, нетерпеливость, конфликтность. Холерик всё время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри. Очень важный плюс – в критические моменты работает долго и неудержимо. В это время его способности к концентрации сил выше всех похвал.
Страницы: 1, 2, 3