Рефераты. Малый бизнес: проблемы и перспективы развития ( на примере МО г. Тихорецк)






Реализация программы будет осуществляться путем:

систематического анализа деятельности малого предпринимательства в городе;

принятие согласованных действий на Совете директоров, Совете предпринимателей и Координационном Совете по поддержке малого предпринимательства;

принятия нормативных актов Советом депутатов и администрацией МО г. Тихорецк, Советом депутатов и администрацией района, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства в районе;

отчетов и информация ответственных за выполнение программы на аппаратных совещаниях, коллегии при главе района, Совете депутатов;

установления муниципальных заказов среди объектов малого предпринимательства.

2.3 Проблемы, мешающие развитию малого бизнеса в МО г. Тихорецк

Общеизвестно утверждение о значимости малого предпринимательства для развития и становления рыночной экономики. Малый бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности Низкая платежеспособность населения делает невыгодным, а часто невозможным развитие малых предприятий. Но можно утверждать и другое: колоссальный потенциал малого бизнеса не использован в России. Это обстоятельство не просто досадно, это обстоятельство чрезвычайно опасно и для экономики, и для политической стабильности государства. Для спасения ситуации не достаточно улучшить законы, принять одну или несколько программ. Для спасения ситуации необходимо коренное изменение государственной политики в сфере отношений с российским производителем вообще и с малым бизнесом в частности. [19]

Малое предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и общественных структур. В настоящее время многие проблемы в развитии малого предпринимательства порождены именно недостатками государственной экономической политики, определяющей основные параметры внешней среды, в которой происходит развитие малого бизнеса. Основными из них являются следующие:

ограниченность внутреннего рынка, в т.ч. спроса на продукцию субъектов малого предпринимательства, в связи с сокращением поставок для государственных нужд, недостатком свободных финансовых ресурсов предприятий-потребителей и низкой покупательной способностью населения в условиях растущего давления со стороны зарубежных поставщиков;

ориентация экономической политики на обеспечение интересов крупных хозяйственных и финансовых структур, монополизация факторов производства и каналов движения товаров, что создает менее благоприятные условия для деятельности малых предприятий и приводит к недостаточному учету их интересов при разработке и реализации государственной политики;

чрезмерная жесткость фискальной и кредитно-денежной политики, приводящая к обострению проблем воспроизводства (недостаточность ресурсов для текущей деятельности и развития), и как следствие, вынужденное бегство субъектов малого бизнеса в «теневую экономику»;

усиление региональной дифференциации экономики и «регионализация» внутреннего рынка вследствие роста транспортных тарифов, недостаточного развития инфраструктуры и действия субъективных факторов, приводящих к неравным условиям для развития субъектов малого бизнеса в различных регионах;

несовершенство и противоречивость нормативно-правовой базы, неурегулированность отношений собственности, создающих трудности участия субъектов малого предпринимательства в институциональных преобразованиях, невозможности осуществления стратегического планирования. [20]

Полностью устранить или существенно ограничить их действие можно с помощью государственной (а также интеграционной, международной и др.) поддержки малого предпринимательства при значительном улучшении всех факторов внешней (и внутренней) среды малого бизнеса.

Почему горожане боятся начинать свое дело и как они могут преодолеть трудности в самом начале своего пути в бизнесе, я постарался разобраться совместно со специалистами экономического отдела администрации муниципального образования город Тихорецк.

Количество субъектов малого бизнеса на начало нынешнего года составило 3190. Из которых 253 - малых предприятий и 2936 - индивидуальные предприниматели, в их числе 1,2 % (35) фермерские хозяйства.

Столь скромные цифры объясняются, прежде всего, очень низкой вовлеченностью российских граждан в малое предпринимательство. Доля наших соотечественников, рискнувших начать свое дело, не превышает 5%.

Для большинства желающих начать свой путь в бизнесе, наиболее трудным становится первый шаг, сделать который им мешает целый ряд проблем.

Самым сложным является отсутствие стартового капитала. Аналогичную картину показывает исследование: 63,5% опрошенных назвали отсутствие или недостаток необходимых финансовых ресурсов для создания и развития собственного малого бизнеса.

Преодолеть денежный барьер большинство будущих бизнесменов рассчитывают за счет собственных средств (65%), чуть больше четверти наедятся на помощь родственников и друзей. Обратиться в различные кредитные организации собираются 52% опрошенных, а на поддержку государственных фондов надеется 16,5%.

Учитывая невысокий уровень доходов граждан и слабую склонность к накоплению, надежда на собственные средства представляется весьма иллюзорной, тем более что финансовый порог для вступления в тот или иной (доже малый) бизнес сейчас становиться все выше и выше.

Во всех цивилизованных странах на помощь начинающим предпринимателям приходит кредитное учреждение, но в нашей стране, по мнению экспертов Ассоциации региональных банков, бедующие «коркуновы» страдают настоящей банкофобией.

Большинство россиян, желающих начать свой бизнес, опасаются наличия скрытых платежей за пользование кредитом (54%), коротких сроков погашения займов (38,2%) и необходимости предоставления имущества в залог (34,8%). По их мнению, нужно активно расширять практику предоставления беззалоговых кредитов (43%), а также разработать и повсеместно использовать единые и понятные для всех начинающих предпринимателей стандарты банковского обслуживания (38,8%). Кроме того, необходимо выдавать «длинные» кредиты с льготным стартовым периодам (28,8%) и проводить информационно-разъяснительные мероприятия для потенциальных заемщиков (26,3%).

Ассоциация региональных банков (АРБ) совместно с депутатами Государственной Думы сейчас создает рабочую группу, которая будет заниматься формированием благоприятных условий для кредитования начинающих малых предпринимателей. Региональные банки ближе всего находятся к россиянам, которые хотят открыть свое дело, и считают данный сегмент кредитного рынка весьма перспективным. Эксперты АРБ оценивают недокредитованность малого бизнеса в 1 трлн. руб.

Новые возможности здесь появляются после создания российской корпорации развития, законопроект о которой обсуждается в Государственной Думе. Одним из направлений ее деятельности станет именно кредитование малого бизнеса, для которого будет предусмотрена определенная квота. Причем, учитывая характер деятельности корпорации, малый бизнес в праве ожидать профессиональных условий предоставления займов без залога и высоких процентов.

Второй барьер на пути начинающих бизнесменов связан с боязнью высокой конкуренции со стороны крупных предприятий (35,5%). Аналитики также ставят эту проблему на второе место в ряду трудностей малых предприятий.

Начиная любой бизнес можно, лишь имея полную уверенность, что будешь успешно конкурировать с другими участниками рынка и продавать свой товар или услугу. Поэтому очень важно заранее просчитать свои возможности, используя те механизмы поддержки, которые существуют в рамках деятельности общественных организаций и государственных структур.

К их числу относят специально организованные тематические ярмарки-выставки, информацию о которых всегда можно найти на сайте объединения и в публикуемых материалах. Там можно получить сведения о реальном состоянии различных рынков, потенциальных покупателях и конкурентах.

Региональные власти создают специализированные маркетинговые центры, которые дают возможность найти информацию о потребителях и ценах на товары и услуги малого бизнеса. Удачным примером такой поддержки считаются межрегиональные маркетинговые центры, созданные по инициативе правительства. Правда, их услуги предоставляются на платной основе.

Третий барьер - сложности регистрации нового предприятия, которые тревожат 33,3% начинающих бизнесменов. Его нельзя назвать слишком высоким, в конце концов, чтобы зарегистрировать новое предприятие, достаточно заплатить 6 -7 тысяч рублей специализированной юридической фирме и через неделю можно получить необходимые документы.

Удивляет только потрясающая живучесть искусственно созданных административных барьеров. Ведь об огромных очередях в налоговых инспекциях говорил сам Президент в одном из своих выступлений. А они по-прежнему вьются длинными очередями возле окошка регистрирующего органа, вызывая чувство тошноты граждан, рискнувших начать свой бизнес

В качестве четвертого барьера опрошенные отметили возможные проблемы, связанные с бухгалтерской отчетностью малого предприятия или индивидуального предпринимателя (11,8%), также тормозит рост малых предприятий - слабая доступность и качество экономических консультаций.

Слабые кредитные возможности из-за отсутствия залоговой базы;

Частые изменения в Законодательстве требующие больших денежных затрат;

Расходы на приобретение и обслуживание ККМ становятся сопоставимыми с величиной Единого налога и создают дополнительный барьер при организации собственного дела, при использовании упрощенной системы налогообложения (Единый налог на вмененный доход, остро стоит вопрос о необходимости и целесообразности применения ККМ;

.Малое количество центров по подготовке и переподготовке кадров для малого бизнеса, и обучения начинающих предпринимателей основам предпринимательской деятельности

Новые барьера появятся перед малым бизнесом после вступления России во Всемирную торговую организацию, которое неизбежно приведет к повышению планки стартового капитала и усилением конкуренции в результате свободного выхода на наш внутренний рынок продукции международных компаний.

Китай и Турция перед вступлением в ВТО практически освободили свой малый бизнес от налогов. Наша держава пока предпочитает не замечать проблем, с которыми столкнуться «малыши» в результате присоединения к международному торговому альянсу.

3 Финансово-кредитная политика поддержки малого бизнеса  МО г. Тихорецк

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.