Рефераты. Личность руководителя как фактор совершенствования работ предприятия в условиях кризиса






Личность руководителя как фактор совершенствования работ предприятия в условиях кризиса

Глава I. Личностные качества руководителя как фактор управления производственным коллективом

1.1 Личность руководителя как фактор управления. Власть и авторитет


Управление предприятием предполагает использованием руководителем таких инструментов, как авторитет и власть. В зависимости от этих инструментов их параметров использования формируется способность принимать решения, ответственность перед коллективом и профессионализм, что, в конечном итоге формирует типологию личности руководителя. Давайте остановимся на первом аспекте — окружение руководителя предметами власти и авторитета.

Авторитет руководителя - это разделяемое большинством подчиненных, коллег и вышестоящих руководителей положительное мнение о личностном соответствии данного руководителя требованиям занимаемой должности. Это концентрированное отражение в решениях руководителя и в сознании подчиненных убеждающего потенциала личности руководителя. Следует отметить, что авторитет руководителя (как мера влиятельности), зависит не столько от занимаемой должности, сколько от личностных качеств человека.[1] Часто формальный руководитель, например директор, только думает, что он влияет на процессы в организации, а на самом деле - он лишь получает директорскую зарплату и отвечает за какие-то общие вопросы. Реально ситуацией управляет какой-нибудь авторитетный «серый кардинал», обладающий необходимыми личностными качествами.

Высокий уровень профессиональных знаний, безусловно, увеличивает шансы любого менеджера на успешную деятельность. Однако существуют некоторые другие не менее важные факторы, которые оказывают весомое влияние на управленческую деятельность менеджера. В связи с чем, к этим факторам можно определенно отнести авторитет руководителя. Его отсутствие вызывает массу сложностей во взаимоотношениях с подчиненными. И напротив - авторитетный руководитель не имеет проблем коммуникации и сравнительно легко реализует стоящие перед коллективом задачи.[2]

В переводе с латинского «авторитет» - это влияние, власть, общепризнанное неформальное влияние лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в более узком значении - одна из форм осуществления власти.

Власть есть право, которым обладает человек вследствие того служебного положения, занимаемого в организационной структуре. Власть, с этой точки зрения, имеет межличностный характер и не имеет ничего общего с конкретным человеком, занимающим его положение.

Способы реализации власти менеджера осуществляются через:

принуждение

авторитет

материальное стимулирование

вовлечение в процесс принятия решений

компетентность

творчество

Авторитет, напротив, в большой мере персонифицирован и имеет отношение к умению человека добиваться выполнения задач путем оказания влияния на других людей.

Несомненно, авторитет и власть взаимозависимы, но первое может существовать и без второго.

Авторитет руководителя предполагает неукоснительное выполнение подчиненными его распоряжений и указаний: в одном случае они выполняются добровольно, а в другом нуждаются если не в постоянном, то, по меньшей мере, в систематическом подкреплении силой принуждения. В практике управленческой деятельности не всегда можно рельефно разграничить эти две формы подчинения. Чаше всего авторитет и власть настолько слиты, что трудно усмотреть, где кончается власть и начинается авторитет.[3]

Таким образом, авторитет есть прямой результат воздействия личности человека. Для того чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе лидерские и руководящие функции.[4]

Исследования позволяют выявить основные типы личности руководителя.

В соответствии с темой исследования было принято взять за основу такие личностные качества руководителей, как:[5]

1. Профессиональная компетентность руководителя. Этому параметру присущ так называемый оперативный авторитет. Этот авторитет позволяет оказывать воздействие на подчиненных путем использования уровня своей профессиональной квалификации. Оперативный авторитет, безусловно, необходим в управлении производством, в первую очередь - в части оценки достоверности информации о текущих процессах в конкретном объекте управления. Достоверность играет большую роль на крупных промышленных предприятиях с очень тесной и разветвленной технико-технологической и организационно-функциональной кооперацией между производственными подразделениями и различными функциональными службами, а также между их специалистами.

2. Организаторские качества руководителя. При управлении материальными производственными процессами, связанными с изготовлением продукции, требуется быстрое решение возникающих проблем, характеризующихся относительной простотой, высоким уровнем информационной обеспеченности и малым временным лагом между моментом принятия решения и получением реального эффекта. Наиболее предпочтительны здесь руководители способные правильно организовать работу подразделений. Чем выше уровень активности руководителя в сфере управления производством, тем короче период эффективной деятельности.

3. Наличие педагогических качеств. Этот параметр позволяет легко находить общий язык с подчиненными. Налаживая непосредственные отношения с коллективом, что в последствии способствует тому, что авторитет руководителя в компании очень высок.

Если наряду с морально-этическими качествами доминирует одна из трех указанных подструктур личности, то в результате выделяются следующие типы личности руководителя:[6]

«Специалист» - наиболее выражена по сравнению с другими подструктурами профессиональная компетентность руководителя;

«Организатор» - преобладает подструктура организаторских качеств;

«Наставник» - наиболее выражена подструктура педагогических качеств.

Среди руководителей среднего и низового звеньев управления встречается так же такое соотношение подструктур, когда наряду с морально – этическими качествами достигают две из оставшихся трех специальных подструктур личности. В таком случае возможны следующие типы:[7]

«Специалист – организатор» - наиболее выражены профессиональная компетентность и организаторские качества;

«Организатор-наставник» - наряду с организаторскими способностями преобладает подструктура педагогических качеств;

«Специалист-наставник» - доминируют профессиональная компетентность и педагогические качества руководителя. К такому типу личности относятся многие мастера производственного обучения в профессионально-технических училищах, которые называются «мастера – наставники».[8]

Встречается такой тип личности руководителя, у которого все четыре специальных подструктуры личности выражены с критерием доминирования. Такой тип личности обозначается как «гармоничный».[9]

Таким образом, в настоящем параграфе, было выделено 8 основных типов личности руководителя. Они зависят от непосредственных личностных качеств, которыми должен обладать современный руководитель чтобы эффективно управлять организацией. Во второй главе будут приведены новые параметры личности руководителя, которые появились вследствие глобального финансово-экономического кризиса. Каждый тип личности, так или иначе, модернизировался, что обусловило необходимость исследования новых личностных качеств руководителя.

1.2 Влияние личностных качеств руководителя на формальные и неформальные отношения в коллективе


Формальные отношения складываются между людьми при выполнении ими определенных производственных ролей. Они отражают функциональные связи между должностными лицами, работниками различных категорий и квалификации, руководителями и подчиненными, в основе их лежат нормы, стандарты, права и обязанности. Содержанием формальных отношений являются взаимная требовательность, ответственность, товарищеское сотрудничество, взаимопомощь.

В каждом трудовом коллективе наряду с формальными отношениями существуют неформальные отношения, микроструктура коллектива. Они также возникают при функциональных связях между членами коллектива, но на базе их индивидуально-личностных качеств и выражаются в оценке этих качеств. Эти отношения могут возникать между друзьями и недругами, приятелями и недоброжелателями как по поводу официальных, так и неофициальных функций. Основой неформальных отношений являются влечения и отвержения, притяжения и отталкивания, симпатии и антипатии.

Формальные и неформальные отношения находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Формальные отношения могут вызывать к жизни неформальные, замедлять или ускорять процесс их развития, придавать ему определенную направленность и социальный характер. Неформальные отношения, в свою очередь, могут активно влиять на формальные, приобретать устойчивый характер и перерастать в формальные. Они могут дополнять, конкретизировать, способствовать целям формальных отношений, могут быть индифферентными, безразличными к ним, а могут и противоречить этим целям.

Очень важно, чтобы неформальные отношения не только не противоречили формальным, а служили их естественным дополнением и в этом многое зависит от руководителя коллектива. Руководитель является формальным лидером, а его подчиненные могут объединяться в неформальные группы, в которых будут свои неформальные лидеры. И если у руководителя достаточно здравого смысла и опыта, то он постарается завоевать доверие неформального лидера и через него влиять на поведение членов неформальной группы.

Задачей данного параграфа является исследование влияния типов личности руководителя, представленных в параграфе 1.1 настоящей главы, на отношения в коллективе.

1.                Влияние типа личности «специалист» на формальные и неформальные отношения в коллективе. Этот тип личности способен оценивать подчиненных по их профессиональным качествам, выявлять наиболее сильных и слабых членов команды. Для усиления восприятия работниками профессиональной компетентности руководителя этот тип акцентирует их внимание на полученном руководителем формальном образовании, курсах повышения квалификации и предшествующем богатом опыте, на удачных решениях руководителем управленческих проблем и его способностях анализировать и принимать решения. Без сомнения, усиление действий в указанном направлении предполагает коммуникативные усилия не только самого руководителя, но и членов управленческой команды, и может рассматриваться как элемент внутреннего пиара, где целевой аудиторией являются члены самой организации. В сочетании со зримыми привилегиями руководителей и понятными правилами повышения по службе это создает очевидную стимуляцию к более высокой эффективности работы у многих подчиненных, стремящихся к должностному росту. В то же время отсутствие привилегий в сочетании с признанной компетентностью руководителя может несколько снизить привлекательность карьерного роста и дистанции власти, что полезно для организаций, где исчерпан потенциал вакантных руководящих должностей.[10]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.