Вывод: предприятие 2 и 3 используют собственный капитал более эффективно; об этом свидетельствует показатель чистой рентабельности собственного капитала (ЧРСК), а заемный капитал (ЗК) используют с большей отдачей, чем цена его привлечения. Такую стратегию привлечения заемного капитала называют стратегией спекуляции капитала.
Показатель прибыли до выплаты % и налогов является базовым показателем финансового менеджмента, который характеризует создаваемый предприятием доход на привлеченный капитал. Иначе он называется нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ)[10 c. 201-202]:
НРЭИ=БП-S%,
Рассмотрим влияние финансового левериджа на чистую рентабельность собственного капитала для предприятия, использующего как заемный капитал, так и собственный капитал, и выведем формулу, отражающую влияние финансового левериджа на экономическую рентабельность активов (ЭРА)[10 c.211]:
Итак, эффект финансового левериджа (ЭФЛ) по 1 концепции расчета определяется[10 c.220]:
,
где – дифференциал, – плечо рычага.
Вторая концепция: Американская концепция расчета финансового левериджа.
Эта концепция рассматривает эффект в виде приращения чистой прибыли (ЧП) на 1 обыкновенную акцию на приращение нетто-результата эксплуатации инвестиций (НРЭИ), то есть этот эффект выражает прирост чистой прибыли, полученный за счет приращения НРЭИ[10 c.249]:
;
Из вышеизложенного следует[10 c.246]:
Эта формула показывает степень финансового риска, возникающего в связи с использованием ЗК, поэтому, чем больше сила воздействия финансового левериджа, тем больше финансовый риск, связанный с данным предприятием [5 c. 306]:
а) для банкира – возрастает риск невозмещения кредита:
б) для инвестора – возрастает риск падения дивиденда и курса акций.
Т.о. первая концепция расчета эффекта позволяет определить безопасную величину и условия кредита, вторая концепция позволяет определить степень финансового риска, и используется для расчета совокупного риска предприятия.
Рассмотрим два варианта финансирования предприятия – из собственных средств и с использованием собственных средств и заемного капитала. Предположим, что уровень рентабельности активов (РА) составляет 20%. Во втором варианте за счет использования заемных средств получен эффект финансового левереджа (рычага) – повысилась рентабельность собственного капитала.
Таблица 2 - Расчет рентабельности собственного капитала
Показатели
Вариант 1
Вариант 2
Валюта баланса
1`000`000 руб.
Структура пассивов:
Собственный капитал
Заемный капитал
1`000`000 руб. – 100%
нет
500`000 руб. – 50%
Чистая прибыль за период
200`000 руб.
Плата за заемный капитал (I = 15%)
75`000 руб.
Рентабельность активов
РА = 200/1`000 = 20%
Рентабельность собственного капитала
РСК = 200/1`000 = 20%
РСК = (200 – 75)/500 = 25%
Решение об использовании заемных средств в той или иной пропорции составляет предмет финансового левериджа. Возможность управления источниками финансирования для повышения рентабельности собственного капитала измеряется показателем «уровень финансового левериджа».
Уровень финансового левериджа – это соотношение темпа прироста чистой прибыли к темпу прироста валового дохода, характеризует чувствительность, возможность управления чистой прибылью[8 c.363].
Уровень финансового левериджа возрастает при увеличении доли заемного капитала в структуре активов. Но, с другой стороны, большой финансовый «рычаг» означает высокий риск потери финансовой устойчивости:
С ростом уровня финансового левериджа возрастает леверажный риск.
Леверажный (финансовый риск) – это возможность попасть в зависимость от кредитов и займов в случае не достатка средств для расчетов по кредитам, это риск потери ликвидности/финансовой устойчивости[6 c.127].
2.4 Понятие порога рентабельности и его значение для предприятия
Каждое предприятие в своей коммерческой деятельности стремиться получить наибольшую прибыль и снизить свои издержки. Чтобы организация была прибыльной, ее деятельность должна быть рентабельной, т.е. выручка от реализации производимой (или продаваемой, если это торговое предприятие) фирмой продукции должна компенсировать издержки и затраты предприятия.
Расчет показателей порога рентабельности и запаса финансовой прочности позволяет руководству организации понять, какой объем продукции ему необходимо выпустить и продать, чтобы выйти в "ноль", т.е. полностью окупить свои затраты. Далее, на основе этих расчетных данных, руководство фирмы может планировать выпуск продукции и цены реализации для того, чтобы получить ту прибыль, на которую организация рассчитывает. Запас финансовой прочности позволяет оценить, насколько предприятие далеко ушло от порога рентабельности в зону прибыли. Чем больше запас финансовой прочности, тем предприятие более подготовлено к различным неблагоприятным экономическим явлениям. В случае каких-либо непредвиденных сбоев в работе организации, или же ухудшения состояния внешней среды – у фирмы есть шанс остаться в зоне прибыли или же убытки будут меньше чем они могли бы быть, если бы организация была близка к зоне убыточности и запас финансовой прочности был бы небольшим.
Далее в работе будет более подробно описано значение порога рентабельности и запаса финансовой прочности, а также методы их расчетов.
Порог рентабельности (точка безубыточности, критическая точка, критический объем производства (реализации)) – это такой объем продаж фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство и реализацию продукции. Для определения этой точки независимо от применяемой методики необходимо прежде всего разделить прогнозируемые затраты на постоянные и переменные.
Практическая польза от предложенного разделения затрат на постоянные и переменные (величиной смешанных затрат можно пренебречь или пропорционально отнести их к постоянным и переменным затратам) заключается в следующем:
Во-первых, можно определить точно условия прекращения производства фирмой (если фирма не окупает средних переменных затрат, то она должна прекратить производить).
Во-вторых, можно решить проблему максимизации прибыли и рационализации ее динамики при данных параметрах фирмы за счет относительного сокращения тех или иных затрат.
В-третьих, такое деление затрат позволяет определить минимальный объем производства и реализации продукции, при котором достигается безубыточность бизнеса (порог рентабельности).
Для расчета порога рентабельности применяются:
- математический метод (метод уравнения);
- метод маржинального дохода (валовой прибыли);
- графический метод.[11, с. 215]
Математический метод (метод уравнения). Для вычисления порога рентабельности сначала записывается формула расчета прибыли предприятия:
П = ВР – Зпост. – Зпер,
где П – прибыль; ВР – выручка от реализации; Зпост – постоянные затраты;
Зпер – переменные затраты
Или же данная формула может иметь следующий вид:
П = Ц.ед*Х – Зпер.ед*Х – Зпост,
где Ц.ед – цена за единицу продукции; Зпер.ед – переменные затраты на единицу продукции; Х – объем реализации в точке безубыточности, шт.
Затем в левой части уравнения за скобку выносится объем реализации (X), а правая часть - прибыль - приравнивается к нулю (поскольку цель данного расчета - в определении точки, где у предприятия нет прибыли):
Х*(Ц.ед – Зпер.ед) – Зпост = 0,
При этом в скобках образуется маржинальный доход на единицу продукции маржинальный доход - это разница между выручкой от продаж продукции (работ, услуг, товаров) и переменными издержками. Далее выводится конечная формула для расчета точки равновесия:
X = Зпост/МДед,
где МДед – маржинальный доход на единицу продукции.
Метод маржинального дохода (валовой прибыли) является альтернативным математическому методу.
В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные издержки. Организация так должна реализовать свою продукцию (товар), чтобы полученным маржинальным доходом покрыть постоянные издержки и получить прибыль. Когда получен маржинальный доход, достаточный для покрытия постоянных издержек, достигается точка равновесия.
Альтернативная формула расчета имеет вид:
П = МД – Зпост,
Поскольку в точке равновесия прибыли нет, формула преобразуется следующим образом:
МДед*ОР = Зпост,
где ОР – объем реализации.
ОР будет являться порогом рентабельности. Формула для вычисления порога рентабельности в этом случае будет иметь вид:
ПР = Зпост/МДед,
Для принятия перспективных решений полезным оказывается расчет соотношения маржинального дохода и выручки от продаж, т.е. определение маржинального дохода в процентах от выручки. Для этого выполняют следующий расчет:
(МД/ВР)*100%,
Таким образам, запланировав выручку от продаж продукции, можно определить размер ожидаемого маржинального дохода.
Необходимо учитывать, что приведенные выше формулы и проиллюстрированные зависимости справедливы лишь для определенной масштабной базы. Вне этого диапазона анализируемые показатели (совокупные постоянные издержки, цена реализации единицы продукции и удельные переменные затраты) уже не считаются постоянными. Любые результаты расчетов по вышеприведенным формулам и сделанные на основании этих расчетов выводы будут неправильными. [11, с. 218]
Страницы: 1, 2, 3, 4