Рефераты. Культура управленческого труда на сельскохозяйственном предприятии






·                   неуточненное время.

Руководитель СПК «Обидовичи» в то же время учитывает и планирует не только рабочее, но и свободное время.

Культура содержания рабочего места. Отдельные менеджеры считают, что в процессе работы необходимо, чтобы все находилось «под рукой», и с этой целью на рабочий стол выкладывают всю имеющуюся документацию. Это не правильно. При таком подходе трудовой процесс сильно затрудняется: уменьшается рабочая площадь стола; трудно сосредоточиться на каком- либо одном деле; ухудшаются санитарно- гигиенические условия; легко потерять нужные в данный момент документы.

Следует считать идеальным такой порядок на рабочем столе, когда на нем находятся лишь нужные для работы документы.

Кроме того, в служебном помещении необходимо своевременно проводить уборку, заменить вышедшую из строя мебель.

Руководитель СПК «Обидовичи» содержит порядок на столе и что касается рабочего места, использует его рационально.

Культура проведения массовых мероприятий. Речь идет, прежде всего, о культуре проведения различного рода совещаний, переговоров и бесед.

Культура приема посетителей. Она предполагает соблюдение правил и требований при приеме работников, как по личным, так и по служебным вопросам, что так же частично соблюдает руководитель СПК «Обидовичи».

Как организовать прием посетителей? Некоторые руководители считают, что двери их кабинета открыты для посетителей в любое время, когда они на месте (принцип «открытых дверей»). Такой подход оправдывает себя, если руководитель имеет в своем подчинении всего несколько человек.

Другие устанавливают для приема определенные дни и часы. Такая практика наиболее распространена. Если руководитель по каким-то причинам не может проводить прием, то это не значит, что прием следует перенести на другое время. Прием должен осуществлять кто-либо другой (как правило, один из заместителей). Идти на срыв приема руководитель, не должен ни при каких обстоятельствах, что не соблюдает руководитель СПК «Обидовичи». Для небольших предприятий прием может осуществляться без предварительной записи.

Культура работе с письмами. В СПК «Обидовичи» входят обязательная регистрация писем, определенные сроки их рассмотрения, персональная ответственность руководителя за своевременное и правильное реагировать на них, обязательный ответ на каждое письмо.

Культура речи. Около 80% рабочего времени менеджера связано с контактами с людьми. Поэтому умение говорить является важной составной частью культуры труда менеджера.

Организационная культура руководителя. Она определяет степень владения знаниями теории управления, методами организаторской работы, опыт, навыки, умение осуществлять разнообразные организаторские процедуры, составляющие значительный удельный вес в структуре рабочего времени менеджера.

К числу организационных процедур можно отнести подбор и расстановку кадров, работу с кадрами; разработку организационных норм и нормативов, планов личной работы; постановку задач и доведение их до исполнителей, распорядительство, контроль исполнения и др.

Характер управления во многом определяет успех или неудачу в деятельности организации. Несмотря на то, что управление представляет собой сложный процесс, его можно описать, выделив основные элементы. К их числу относятся инициативность, информированность, защита своего мнения, принятие решений, разрешение конфликтных ситуаций, критический анализ.

Все шесть элементов имеют важное значение с точки зрения обеспечения эффективного управления, так как ни один из элементов не может компенсировать отсутствие или избыток любого другого.

Поведенческие элементы.

1. Инициативность – в руководителе СПК «Обидовичи»проявляется во всех случаях, когда усилия руководителя направлены на конкретную деятельность или на то, чтобы начать работу, которой до сих пор занимались, изменить направление и характер усилий подчиненных. Т.е. руководитель может проявлять инициативу или избегать ее проявления в условиях, когда другие ждут от него конкретных действий.

2.       Информированность - позволяет руководителю получать доступ к фактам, данным или другим источникам информации. Суть состоит в том, что одни руководители фактору информированности придают основное значение, а другие - второстепенное.

3.       Защита своего мнения - руководитель СПК «Обидовичи» предполагает занятие определенной позиции. Такой тип руководителя может иметь сильное убеждение, но считает при этом опасным отстаивать ту или иную точку зрения.

4.       Разрешение конфликтных ситуаций - в зависимости от способа
разрешения конфликтных ситуаций конфликты могут играть роль факторов,
порождающих «разрушение» либо способствующих развитию творческих и
консервативных начал. Руководитель СПК «Обидовичи», способный разрешить конфликтную ситуацию, вызывает к себе уважение.

         5.       Принятие решений - эффективность управленческого труда зависит от типа управления через процессы принятия решений. Решение может приниматься единолично руководителем либо такое право предоставляется другим членам коллектива. Руководителем СПК «Обидовичи» осуществляется коллективная работа в процессе подготовки, принятия и реализация управленческих решений.

6. Критический анализ-совокупность методов, приемов изучения (исследования) и решения проблем. Речь идет, прежде всего, о выявлении альтернативных возможностей повышения эффективности управленческого труда. Это изучение предшествующего опыта, критического анализа явлений и процессов. На основе анализа строится обратная связь в системе руководитель - подчиненный.


2.4 Эффективность управленческого труда на предприятии

Эффективность управленческого труда в СПК «Обидовичи» - это соотношение ее полезного результата и объема использованных или затраченных для этого ресурсов. Формирование и реализация полезного эффекта управленческой деятельности выступает как длительный процесс, растянутый иногда на месяцы и даже годы. Оценить эффективность управления значительно сложнее, чем эффективность производства. Процесс управления можно разбить на отдельные этапы и операции, выделяя при этом взаимосвязанные между собой промежуточные (локальные) и конечные результаты деятельности органа управления в целом и его отдельных звеньев. Промежуточные результаты неодинаковы по своей значимости. Главные из них - обобщения, новые идеи, концепции, воплощенные в соответствующих решениях и планах. Кроме того, каждое звено управления, а также отдельные специалисты подготавливают для руководства разработки, нормативные и справочные материалы. Эти промежуточные результаты называются вспомогательными. Однако их качество во многом предопределяет результативность управления в целом и должно быть предметом соответствующего анализа и оценки.

Обобщающие оценки эффективности управленческой деятельности выражают конечные результаты функционирования управляемого объекта - предприятия. Можно принять хорошее своевременное решение, сбалансированный план. Однако это еще не гарантирует высокую эффективность: нужны организационные, контрольные, стимулирующие, воспитательные меры воздействия на коллектив, чтобы реализовать намеченные цели с наименьшими затратами. Сами по себе управленческие решения или план — только предпосылка для получения полезного эффекта производственной деятельности совокупного работника, частью которого выступает управление. Нельзя ожидать высокой эффективности, если принятый план или решение плохо обоснованы, не обеспечены ресурсами. Но хороший план или решение также могут быть не выполнены из-за невысокого уровня организаторской работы на последующих этапах.

Различают два вида эффективности управленческой деятельности: экономическую и социальную. Их самостоятельность, конечно, относительна, так как они находятся в тесном единстве и взаимосвязи. По своей роли в обеспечении гармоничного функционирования в обществе они не равнозначны: социальная эффективность как обобщающая, конечная, и в этом смысле главная; экономическая - как первичная, исходная, и в этом смысле основная. На современном этапе наибольшее развитие получил критерий экономической эффективности управленческого труда, поскольку он позволяет количественно измерить эффективность в сфере труда.

Основой для оценки экономической эффективности управленческого труда является отношение суммы затрат на управление к объему производства или к стоимости единицы продукции. При этом очень важно учитывать такие характеристики:

·                   Соотношение темпов роста затрат на управление и объема прироста продукции или производительности труда;

·                   Соотношение объема прироста затрат на управление и объема прироста продукции, полученной за счет роста производительности труда;

·                   Соотношение между приростом затрат на техническое перевооружение и приростом затрат на управление

·                   Эффективность управленческой деятельности во многом определяется уровнем рациональной организации управляемой системы и процесса управления.

Считается, что эффективность управления в СПК «Обидовичи» представляет собой результативность деятельности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях, как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности. Таким образом, результаты труда, работников аппарата управления, выражаются через конечные результаты деятельности системы любого уровня, а совершенствование системы управления способствует повышению эффективности производственной деятельности, обеспечивая высокий конечный результат. Главная задача системы управления состоит в обеспечении активного воздействия на управляемый объект с целью улучшения его показателей. Однако для сравнения этих различных показателей управляемой системы и выделения из них лучших, необходимо располагать каким- то измерителем. Ведь различные свойства и параметры деятельности субъекта и объекта управления зачастую не согласуются между собой, находятся в диалектическом противоречии, в связи, с чем существует проблема определения предпочтительного показателя, который и явился бы таким измерителем, характеризующим эффективность управления, т.е. критерием эффективности.

В зависимости от назначения системы и условий ее функционирования критерием эффективности могут служить различные показатели.

Так как повышение эффективности системы управления организацией предполагает нахождение наилучших организационных форм, методов, технологии деятельности непосредственно управляющих и управляемых структур в целях достижения последними управленческо-производственных результатов с заданным критерием или системой критериев, то в качестве таковых могут выступать критерии рациональной и качественной организации системы и ее составных частей, управленческого труда и процесса управления. Показатели же, их характеризующие, могут иметь количественное и качественное содержание, которые, в свою очередь, определятся числовой или предметно производственной, экономической, статистической и математической интерпретацией. Кроме того, содержание и характер, как критериев, так и признаков выражается посредством своих, нередко специфических, форм способов идентификации и процедуры, реализация которых может быть осуществлена на инструктивно методической или регламентированной основе.

2.5 Эффективность менеджмента и пути ее повышения эффективности управления

Повышение эффективности управления является необходимой составляющей успешной деятельности любого предприятия.

В настоящее время на СПК «Обидовичи» существует множество способов повышения эффективности менеджмента, каждый из которых направлен или на самого руководителя, его личные и профессиональные качества, или на какой-либо элемент управленческой деятельности.

Работа над повышением эффективности управления может начинаться с любого элемента, того, совершенствование которого является для организации наиболее актуальным. Важно лишь иметь при этом в виду взаимосвязь элементов друг с другом.

Рассмотрим наиболее общие пути повышения эффективности управления в данный период для СПК «Обидовичи»:

1.                 Совершенствование структуры управления, максимальное ее упрощение, децентрализация большинства функций, определение полномочий руководства с учетом квалификаций и личных качеств.

2.                 Выработка стратегии развития организации на основе анализа ее сильных и слабых сторон, разработка философии и политики организации, охватывающей все ее функциональные области.

3.                 Разработка информационной системы организации, обеспечивающей эффективную коммуникационную связь между сотрудниками и подразделениями.

4.                 Разработка системы принятия решений, правил и процедур управления, системы стимулирования.

5.                 Система постоянного повышения квалификации работников на основе обучения, переподготовки, развития инициативы, творчества.

6.                 Разработка системы подбора, обучения, оценки и перемещения руководящих кадров, планирование карьеры руководителей, применение стиля руководства, адекватного внутренним и внешним факторам, воздействующим на организацию.

7.                 Применение наиболее эффективных методов подбора персонала, его оценки, формирование работоспособного, совместимого состава работников, создание нормально благоприятного социально-психологического климата.

8.                 Работа по созданию культуры организации, выработке совместных ценностей, признаваемых и одобряемых сотрудниками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В период формирования рынка возникла необходимость увязки нового качества труда управленческого персонала, повышения роли его творческой, интеллектуальной составляющей с меняющимися условиями экономического роста, с осознанием объективного характера развития общественной организации труда.

Наиболее слабым звеном в СПК «Обидовичи» эффективности труда персонала управления является недостаточная разработка методологии количественного измерения затрат и результатов труда. Основная проблема оценки эффективности управленческого труда состоит в определении его доли в полученном эффекте предприятия, объединения, отрасли.

Учитывая специфический характер труда управленческих работников и его неоднозначное влияние на конечные производственные результаты, оценку эффективности следует производить комплексно, выделяя в качестве объектов оценки: совокупного работника; коллектив служащих функционального подразделения; индивидуального работника.

Повышение эффективности труда управленческого персонала и получение конкретных ее оценок - проблемы, от правильного решения которых во многом зависит развитие рыночных отношений в обществе.

На современном этапе в СПК «Обидовичи» становится решающим условием, обеспечивающим конкурентоспособность предприятий и предпринимательский успех. Возникает острая потребность в подготовке квалифицированных специалистов, способных грамотно руководить и создавать благоприятные условия труда, по этому изучение такой науки как управление, является ключом к успеху деятельности предприятия.

Умение правильно организовать рабочие процессы в организации, создавать благоприятный климат в коллективе, заинтересовать работников в выполнении своих обязанностей наиболее эффективно.

Соотношение элементов эффективности указывает на следующие возможности ее повышения: при неизменных затратах и повышении эффекта; при неизменном эффекте и сокращении затрат; при более быстром увеличении эффекта по сравнению с ростом затрат.

Без сомнения, культура управленческого труда – есть понятие многообразное, характеризующееся множеством показателей и определений. Рассмотренные мной характеристики культуры управленческого труда на СПК «Обидовичи» в данной работе затронули лишь «верхушку айсберга». Однако, уделив внимание таким элементам управленческой культуры как, нормы, лежащие в ее основе, деление ее на личную и организационную по детальная характеристика каждого подразделения с описанием сущности его элементов, я считаю, что цель раскрыть сущность и содержание данного понятия, была мною достигнута.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.                 Воробьев Л.А Основы управления производством // Учебное пособие.- Мн.: Ураджай, 1996.

2.                     Воробьев Л.А. Менеджмент организации// Учебное пособие .- Мн.: Дизайн ПРО 1999.

3.                     Гончаров В.И. Основы менеджмента// Учебное пособие. - Мн.: ООО Современная школа.

4.                     Ефимчик Е.Е Основы менеджмента// Учебное пособие . - Мн.: Информпресс.

5.                 Кабушкин Н.И. Основы менеджмента// Учебное пособие. - Мн.: Новое знание.

6.                     Королев Ю.Б. и др. Менеджмент в АПК// Учебник.- М.: Колос, 2003

7.                     Мескон и др. Основы менеджмента : Дело, 1997.

8.                      Пошатаев А.В., Беспалов В.А. Управление на сельскохозяйственных предприятиях. Учебное пособие.- М.: ВО Агропромиздат, 1980.

9.                 Феденя А.К. Основы менеджмента// Учебное пособие.- Мн.: Беспринт, 2003.

10.            Феденя М.И. Организация производства и управление предприятием// Учебное пособие.-Мн.: ТнтраСистемс, 2004.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.