Рефераты. Корпоративная разведка как неотъемлемая часть стратегического менеджмента






Как показывает отечественный и зарубежный опыт, карьеру в сфере КР может сделать любой человек. Все зависит от его индивидуальных особенностей. Например, О.Д.Фиров (компания "ИнфоГаз") более 15 лет занимается этим и при этом не проходил специальной подготовки. Он закончил военно-техническое училище, затем экономический факультет МГИМО. В качестве примера он рассказал такую историю: "Во время моей работы советником по экономическим вопросам советского посольства в одной из африканских стран нужно было продать дизель-генератор. Он проработал десять лет и нуждался в замене. Я изучил ситуацию на рынке, собрал информацию об аналогичных моделях западных производителях, и на основе полученных данных составил сравнительную таблицу. С ней я пришел к потенциальному покупателю. Тот сразу согласился с названной мною ценою - пятнадцать тысяч долларов. А между тем новые дизель генераторы продавались по цене не больше шести тысяч долларов". Рассказанная им история - типичный пример работы специалиста КР. "Инкубатор" для "промышленных шпионов"

Рынок услуг в сфере подготовки кадров для КР сейчас находиться в стадии становления. И несколько российских учебных заведений стремятся занять эту нишу. Считается, что специалисты этого профиля не только будут востребованы в ближайшие годы, но и их потенциальные работодатели будут оплачивать обучение своих будущих сотрудников. Сторонники этой точки зрения ссылаются на зарубежный опыт.

Основная дискуссия идет вокруг списка дисциплин, которые необходимо изучить будущему специалисту "конкурентной разведки" и сроков обучения. По мнению Л. М. Кондутаева (Институт безопасности бизнеса и личности") нужно готовить не менее пяти лет и особое внимание уделить экономики, менеджменту и юриспруденции.

А вот у Б. С. Топоря (Академия народного хозяйства при Президенте РФ) другое мнение. Нужно, чтобы выпускник имел практические знания в области экономики, психологии, социологии, культурологии, финансов, права и т. п. Всем этим требованиям соответствует подготовка маркетологов. Срок обучения - не более одного года.

В любом случае, это новая версия специалиста по экономической безопасности или маркетолога. Говоря другими словами, известный товар в новой упаковке.

А что думают по этому поводу практики? Они очень осторожно относятся к идее массовой подготовки специалистов КР, справедливо полагая, что ближайшие годы эти люди не смогут работать по специальности.


7.3 С чего начинается Родина?


Пока теоретики спорят о том, чему и как учить, практики утверждают, что сейчас в нашей стране специалисты по конкурентной разведке просто не нужны. Количество отечественных пользователей их услуг измеряется тысячами. Их потребности способности удовлетворить уже работающие на рынке компании.

Большинство потенциальных потребителей, по разным причинам, не будут в ближайшие годы пользоваться услугами аналитиков, а предпочтут другие методы добычи необходимой им информации.

Теоретически, услугами российских специалистов КР должны быть востребованы западными компаниями. А вот на практике этого не происходит. Почему? Есть две основных причины. Во-первых, пока Россия не стала страной с привлекательным инвестиционным климатом.

А, во-вторых, существует статья 275 (Государственная измена) УК РФ. Она карает не только за шпионаж и выдачу государственной тайны, но и "иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации". Отечественные специалисты, работающие в сфере КР, серьезно рискуют, когда выполняют заказы зарубежных компаний. Были случаи, когда различные исследования, например, экономическая и политическая ситуация в отдельном регионе, заказывали иностранные спецслужбы.

В стране, где на протяжении семидесяти лет советской власти агенты и сотрудники внешней разведки, наравне с инженерами, конструкторами и учеными, участвовали в становлении и развитии всех отраслей промышленности, услуги специалистов "конкурентной разведки" будут всегда востребованы. При этом подготовка профессионалов никогда не будет поставлена на поток, а их деятельность будет всегда оставаться "в тени"...


Заключение


Конкурентная разведка — это узкое направление, которое должно отвечать основной цели — построению системы борьбы с конкурентами, т.е. создания комплекса мероприятий по получению и обработке данных о конкуренте: имущественных, финансовых и управленческих ресурсах, возможностях и уязвимости, а также о ближайших и стратегических планах.

Фактически КР — это служба, обеспечивающая руководство предприятия (под предприятием здесь понимается любая организация, от ИЧП до государства или межнациональной корпорации включительно) информацией, необходимой для превентивного принятия решений.

Различают два вида работы службы КР: стратегическая КР и оперативная КР. Задачи стратегической КР по смыслу близки задачам стратегического планирования и маркетинга и сводятся к прояснению структуры и динамики того поля хозяйственно-экономической деятельности, на котором работает (или собирается работать) предприятие, с выявлением и анализом всех конкурентов и контрагентов на этом поле. Оперативная КР решает острые задачи негативного взаимодействия с конкретным конкурентом и частенько действует на грани этически и юридически приемлемых норм и средств.

Основными целями КР являются: определение истинной стратегии конкурентов для корректировки собственной стратегии; определение потенциала конкурентов (об их сильных и слабых сторонах) для корректировки собственной стратегии; определение организационных, финансовых, технических и других способов обеспечения конкурентных преимуществ для целей возможного копирования или нейтрализации; оценка общей емкости рынка через сумму долей конкурентов для оценки состояния отрасли по изменению динамики; оценка степени выгодности условий сотрудничества с теми или иными поставщиками и покупателями.

К задачам корпоративной разведки относят: определение основного уникального торгового предложения конкурента; определение ценовой политики конкурента; определение методов продвижения деятельности или продуктов; определение линии развития конкурента; определение круга реальных конкурентных преимуществ; определение круга существенных недостатков конкурента; определение круга и условий сотрудничества контрагентов-поставщиков конкурента; определение круга и условий сотрудничества контрагентов-покупателей конкурента; определение внешних ключевых фигур поддержки и степень их связи; определение источников текущего финансирования конкурента; оценка перспектив инвестиционных финансовых ресурсов конкурента; определение структуры доходов по видам деятельности или продуктам; определение структуры расходов по видам деятельности и продуктам и др.

Методы конкурентной разведки классифицируются на: прямые и косвенные, наружное наблюдение и проникновение. Сведения о конкурентах можно собирать из открытых или закрытых источников.

Существует два основных способа организации процесса деловой разведки это установка на централизацию и установка на децентрализацию.

Специалисты (осуществляющие исследования) должны быть профессионалами в сфере исследуемых проблем (конкретных рисков, угроз и возможностей). Указанные специалисты должны иметь устойчивые обратные связи с профильными отделами (работающими в сфере исследуемых рисков, угроз или возможностей) и специалистами (менеджерами) этих отделов;

Специалисты должны обладать правом беспрепятственного доступа непосредственно к главному «телу» организации (впрочем, возможно через своего непосредственного начальника).

Важнейшим моментом в деятельности служб экономической безопасности становится прогнозирование. Объективная ограниченность сил и средств, выделяемых владельцами и менеджментом из бюджета предприятия на решение задач экономической безопасности, вынуждает перевести основное внимание служб безопасности с поиска сбежавших задолженников и недобросовестных контрагентов, возврата уже похищенных средств и ценностей предприятия, что становится сегодня все менее и менее эффективным, в плоскость профилактики, предотвращения таких случаев. И основную роль в этом начинает играть аналитическая работа и разведка — мониторинг обстановки. Службами экономической безопасности и деловой разведки идентифицируются риски, разрабатываются модели угроз и сценарии кризисов, определяются факторы, действующие на их развитие и признаки их приближения. Эти признаки выявляются в окружающей обстановке с целью предугадать момент и место наступления кризиса и оценить вероятность его наступления, чтобы вовремя сконцентрировать в нужном месте необходимые силы и средства, провести необходимые организационные изменения и принять превентивные меры, чтобы не допустить негативного развития кризиса. Так действуют сейчас службы экономической безопасности крупнейших российских и зарубежных компаний и холдингов.

Современные средства и технологии обработки разведывательной информации позволяют также решать задачи внутренней безопасности корпорации. Оценивать динамику лояльности персонала, выявлять центры напряженности. Анализ информации от внутренних источников и клиентов помогает службам безопасности выявлять факты утечки конфиденциальной информации, инсайд-трейдинга, иной деятельности персонала против компании.

В стране, где на протяжении семидесяти лет советской власти агенты и сотрудники внешней разведки, наравне с инженерами, конструкторами и учеными, участвовали в становлении и развитии всех отраслей промышленности, услуги специалистов "конкурентной разведки" будут всегда востребованы. При этом подготовка профессионалов никогда не будет поставлена на поток, а их деятельность будет всегда оставаться "в тени"...



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.