Рефераты. Концепция управления совокупным риском на уровне предприятия через изменение соотношения переменных и постоянных затрат






Воздействие на операционный рычаг возможно, но степень этого воздействия зависит от структуры затрат в отрасли, в которой работает компания. Операционным рычагом (ОР) предприятие может управлять в некоторых пределах, увеличивая или уменьшая постоянные операционные затраты (аренда, амортизация, административные расходы). Например, решение использовать наемный транспорт вместо собственного превращает транспортные расходы из постоянных в переменные и снижает уровень операционного рычага. Манипулируя переменной и постоянной частями затрат, можно влиять на изменение темпов прироста прибыли и величину операционного рычага.

Варьирование структуры затрат представляется возможным, как минимум, в двух направлениях:

изменение переменной и/или постоянной частей затрат при одновременном изменении величины совокупных затрат (при этом неизбежно изменится и соотношение затрат и выручки от реализации);

изменение переменной и постоянной частей затрат при фиксированной величине суммарных затрат (в этом случае соотношение затрат и выручки от реализации остается неизменным).

Первое направление зачастую связано с болезненным для любого предприятия процессом сокращения отдельных статей затрат.

Второе направление является менее болезненным. В то же время классификация затрат на основные категории в зависимости от связи с объемом производства – переменные и постоянные – обусловлена характером конкретного производства, в силу чего список переменных и постоянных затрат для каждого предприятия является относительно устойчивым. Поэтому использовать данный путь становится возможным лишь в отношении определенных статей затрат.

Так, у фондоемких производств наблюдается высокая доля постоянных издержек в совокупных затратах, обусловленная большим удельным весом амортизационных отчислений. Данная статья затрат носит явно выраженный постоянный характер; "переместить" ее в категорию переменных затрат не представляется возможным.

Для фирм, работающих в высокотехнологичных отраслях, – например, разработка программного обеспечения – обязательны существенные затраты на НИОКР. Эти затраты являются постоянными, а, значит, повышают уровень операционного рычага, что приводит к увеличению производственного риска и возможным значительным колебаниям прибыли до выплаты процентов и налогов. Наоборот, для небольших продуктовых магазинов постоянные затраты обычно относительно низки, а значит уровень операционного рычага тоже невысок, что снижает риск и делает прибыль более стабильной. Под "низкими" или "высокими" затратами подразумевается сравнение процента переменных и постоянных затрат в определенном стоимостном объеме выпуска по различным отраслям.

Затраты на оплату труда в зависимости от вида системы оплаты труда могут рассматриваться либо как переменные – при сдельной оплате, либо как постоянные – при твердом окладе. Поэтому именно для трудоемких производств второе направление манипулирования структурой затрат является столь же актуальным, как и первое.

В совокупных затратах на оплату труда можно выделить переменную часть, которая возрастает либо уменьшается пропорционально объему деятельности (например, премиальные выплаты, сдельная зарплата, вознаграждение продавцам и агентам в виде процента от выручки), и постоянную часть, которая не следует за динамикой объема производства, а начисляется в прежних размерах и при сужении деятельности предприятия и снижении выручки от реализации (так обстоит дело с частью заработной платы, начисляемой по тарифным ставкам и окладам). Поэтому, правильно устанавливая долю переменной части зарплаты в выручке, предприятие может управлять "зарплатным" рычагом.

Для предприятий, у которых доля затрат на оплату труда превышает 20% от себестоимости, представляется возможным создать систему оплаты труда, учитывающую динамику рынка. В случае роста рынка предприятие снижает переменную часть ФОТ, выплачиваемую в виде премиальных выплат, по сдельным расценкам, в процентах от выручки, и несколько повышает постоянную часть, способствуя тем самым увеличению массы прибыли и потенциальному развитию производства (при соответствующем использовании прибыли). В случае падения рынка главная стратегическая установка направлена на разделение рисков между предприятием и работниками, при которой снижается гарантированная доля оплаты труда и повышается ее переменная часть. Эта система была опробована в Управлении федеральной почтовой связи по Тульской области в 2004 году.

Для обоснования структуры затрат на оплату труда требуется определить значения следующих показателей:

Ø    коэффициента b – доли затрат на оплату труда соответствующей категории работников в совокупных затратах;

Ø    коэффициента g – соотношения затрат и выручки от реализации;

Ø    коэффициента d0 – доля постоянной части в затратах при допущении о постоянном характере всех затрат на оплату труда ;

Ø    допустимого уровня операционного рычага (СРmax из ф-лы (15) );

Ø    ожидаемого изменения выручки от реализации (прогноз выручки b).

Зависимость переменной части затрат на оплату труда (коэффициента a) от уровня операционного рычага (a = f (ОР) протабулирована А. Калугиным на основе разработанной им совместно с Н. Ушаковой математической модели, что позволяет в каждом конкретном случае, определяемом сочетанием вышеперечисленных параметров, найти рекомендуемое значение a.

Доля зарплаты в выручке определяется произведением a*b*g .

Например, для продажи сопутствующих товаров в отделениях почтовой связи такой расчет показал, что помимо окладов им можно платить до 11,28 коп. с каждого рубля выручки.

Полученные выводы были проверены по отчетным данным 45 предприятий Тульской области, выбранных в случайном порядке управлением госстатистики. Выяснилось, что у 17 из них коэффициент a соответствовал рекомендованному таблицами, а у 28 - нет. У предприятий первой группы (с правильным, на наш взгляд, соотношением постоянной и переменной части оплаты труда) размер зарплаты и темпы роста выручки были в среднем в 1,5 раза выше, чем в контрольной группе.

Определение силы влияния маркетинговых затрат на величину операционного рычага в современных условиях является важным, поскольку в деятельности хозяйствующих субъектов возрастает доля затрат на маркетинг. Маркетинговая политика, принятая организацией, предполагает наличие определенных расходов на свое осуществление. Эти затраты в зависимости от конкретной маркетинговой деятельности можно отнести к переменным (бонусы, скидки) или к постоянным (реклама, маркетинговые исследования, затраты на совершенствование товарной смеси). Условно-постоянные затраты составляют основную долю маркетинговых затрат.

Маркетинговая политика, выраженная в виде определенной суммы постоянных затрат, предполагает два разнонаправленных, с точки зрения влияния на уровень совокупного риска, процесса.

Первый – осуществление затрат на проведение маркетинговых мероприятий – увеличивает общую сумму постоянных затрат предприятия, вследствие чего уменьшается запас финансовой прочности и в результате увеличивается значение совокупного рычага.

Второй – приращение выручки в результате проведения маркетинговых мероприятий – приводит к большему "убеганию" выручки от точки безубыточности, то есть запас финансовой прочности увеличивается, что в итоге означает уменьшение совокупного риска компании.

Итак, маркетинговые затраты с одной стороны, увеличивают рычаг, а с другой стороны, уменьшают его. Существование таких противоположным образом направленных тенденций позволяет предположить существование точки перегиба, соответствующей оптимальной величине затрат на маркетинг.

Исследование было направлено на выявление условий, при которых преобладает один из процессов, и проводилось методом финансового моделирования. В основу модели положен расчет прибыли в зависимости от выручки и прирост выручки в зависимости от маркетинговых затрат пропорционально коэффициенту эластичности. В ходе экспериментов на модели удалось выявить, что точки экстремума на кривых совокупного рычага возникают, если:

Ø    рентабельность продаж не превосходит 20%;

Ø    доля переменных затрат в выручке не превосходит 40%;

Ø    доля маркетинговых затрат по отношению к выручке не превосходит 10%.

В итоге Т.Ериной предложена формула для расчета предельной доли маркетинговых затрат по отношению к выручке:


,(16)


где  - доля маркетинговых затрат по отношению к выручке;

В0 – исходная величина выручки от реализации;

Эр - эластичность спроса по рекламе;

 - темп роста маркетинговых затрат;

Соп – постоянные операционные затраты;

t – период;

СРmax – максимально допустимое значение совокупного рычага.

Апробация разработанной модели была проведена на примере тульского филиала ООО "Русский Свет", которое занимается продажей электротехнической продукции.

Оказалось, что принятая в организации величина расходов на маркетинг превышает их оптимальный уровень (существующая доля маркетинговых затрат – 10% от выручки, в то время как предельно допустимое ее значение – 8,22% по отношению к выручке). Величина совокупного рычага при этом составляет 5,7, что также превышает максимально допустимое для данной фирмы значение (4,76).

Дальнейшее наращивание затрат в такой ситуации грозит для компании уменьшением величины чистой прибыли, а в перспективе – появлением убытков.

В связи с этим, для тульского филиала фирмы "Русский Свет" в сложившихся условиях функционирования наиболее целесообразно постепенно снижать свои постоянные затраты на маркетинг, как по абсолютной величине, так и за счет замены их переменными.

Основываясь на расчетах, проведенных с помощью разработанной модели, для тульского филиала фирмы "Русский Свет" было рекомендовано принять на 2008 год темп сокращения постоянных маркетинговых затрат равный 5% в месяц. Благодаря изменению маркетинговой политики уже в мае доля маркетинговых затрат компании стала ниже предельно допустимой, а в августе величина совокупного рычага вошла в границы оптимального интервала, определяемого формулой (15).

Финансовый рычаг ФР1 возникает за счет процентов по кредиту и поддается управлению через увеличение или уменьшение использования заемных средств. Эта тема хорошо проработана в теории финансового менеджмента. Известны формулы эффекта финансового рычага и границы его применения, однако при этом не учитывалась связь с другими аспектами деятельности предприятия. Максимум, что можно получить из существующих теорий формирования источников финансирования – это совет "не увеличивать одновременно и операционный, и финансовый рычаг, поскольку они взаимно усиливают друг друга".

Если предприятие, помимо активов, связанных с основной деятельностью, владеет также портфелем ценных бумаг других эмитентов, то у него возникает еще один финансовый рычаг ФР2, действие которого в периоды роста фондового рынка уменьшает совокупный рычаг СР, а в периоды падения – увеличивает его. Остается вычислить, не станет ли совокупный рычаг при уменьшении меньше минимального, а при увеличении – больше максимального.

Если доход, полученный от владения портфелем ценных бумаг, превысит размер финансовых издержек, связанных с использованием заемных средств, то финансовый рычаг


ФР = ФР1 * ФР2 = операционная прибыль / балансовая прибыль


становится меньше 1. Это означает, что предприятие может повысить уровень операционного рычага, не выходя за рамки, определенные выше для совокупного рычага СР.

Управление риском через ФР2 значительно проще, чем через изменение операционного рычага ОР, потому что не затрагивает постоянные активы. Благодаря высокой ликвидности инструментов фондового рынка ФР2 можно изменить быстрее, чем ФР1 .

При инвестировании в портфель ценных бумаг, воспроизводящий структуру фондового индекса, доход от владения портфелем DP может быть выражен через стоимость портфеля P и прирост биржевого индекса Ip в долях единицы:


DP = P * Ip


В общем случае доход может быть оценен с поправкой на бетта-коэффициент, выражающий риск портфельных инвестиций.

При росте фондового индекса совокупный риск СР уменьшается, и нужно проверить, не станет ли меньше минимального. При этом формула ФР2 имеет вид:


ФР2 = (НРЭИ = ФИ) / (НРЭИ – ФИ + DP),


где НРЭИ – операционная прибыль (прибыль до вычета процентов и налогов), ФИ – финансовые издержки, равные сумме процентов за кредит. Размер вложений в ценные бумаги определяется из условия


ОР* ФР1 * ФР2 > СРmin


При падении фондового индекса совокупный рычаг растет, поэтому нужно проверять условие


ОР* ФР1 * ФР2 < СРmax,


а ФР2 вычислять по формуле:


Пчист / (Пчист - . DP), где


Пчист - чистая прибыль после уплаты налогов.

Вложения в ценные бумаги других эмитентов добавляют возможностей по управлению уровнем совокупного рычага на предприятии. Эти вложения, создавая определенный доход, не связанный с изменением выручки от реализации продукции, порождают эффект, аналогичный действию операционного рычага, но направленный в противоположную сторону. У предприятия, владеющего портфелем ценных бумаг, прибыль зависит не только от выручки, но и от ситуации на фондовом рынке. Прибыль становится более изменчивой, но степенью этой изменчивости управлять становится легче. С учетом ограничений на минимальный и максимальный размер рычага Е.Ушаковым выведены формулы расчета допустимой величины портфеля ценных бумаг для предприятия, не являющегося институциональным инвестором. Финансовый рычаг ФР3 , возникающий при наличии фиксированных выплат из чистой прибыли, рассмотрен нами в более ранних публикациях Таким образом, совокупный рычаг СР состоит из предпринимательского ПР и финансового ФР:


СР = ОР*ФР,


а каждый из них, в свою очередь, включает по три сомножителя:


ПР = ОР*ЗР*МР


(операционный, зарплатный и маркетинговый рычаги);


ФР=ФР1*ФР2*ФР3 .


Управление уровнем совокупного риска сводится к тому, чтобы произведение этих шести сомножителей не выходило за пределы интервала, определяемого по формуле (15). Теоретически значения сомножителей могут быть определены методом нелинейного программирования, однако практически достаточно контролировать выполнение условия (15) при каждом решении, затрагивающем какую-либо часть постоянных затрат.

Таким образом, разные аспекты деятельности предприятия объединены в едином показателе, и вполне естественно, что при этом используются универсальные денежные измерители. Согласованность решений в области человеческих ресурсов, маркетинга и операций может быть достигнута через структуру затрат и определение верхних и нижних пределов риска.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.