Рефераты. Концепция стратегического управления






В зависимости от объекта и характера осуществляемых мер по реформированию предприятия, различают следующие формы реструктуризации:

1.                 Реструктуризацию производства;

2.                 Реструктуризацию активов предприятия;

3.                 Финансовую реструктуризацию;

4.                 Реорганизацию, т.е. изменение организационной структуры предприятия.

Каждая из этих форм реструктуризации предполагает проведение целого комплекса мероприятий, направленных на усовершенствование и оптимизацию соответствующей сферы предприятия. Профсоюзному комитету необходимо ориентироваться в их содержании, понимать цели и задачи, которые ставятся при их осуществлении.

Ключевой и наиболее сложной формой реструктуризации является реорганизация предприятия, предусматривающая совершенствование организационно-хозяйственной и управленческой структуры предприятия.

Обычно различают такие виды реорганизации (и соответственно реструктуризации предприятий:

1.                 Направленную на укрупнение предприятия (слияние, присоединение, поглощение);

2.                 Направленную на дробление предприятия (разделение, выделение);

3.                 Без изменения размеров предприятия (преобразование).

Сущность каждого из этих видов реорганизации состоит в следующем:

Ø     Слияние двух и больше предприятий в одно означает переход имущества, прав и обязанностей каждого из них к вновь возникшему предприятию. Различают: горизонтальное слияние - объединение предприятий, которые производят одинаковый тип товаров или предоставляют одинаковые услуги, и вертикальное слияние - объединени какого-либо предприятия с его поставщиком сырья или потребителем его продукции. Примером слияния предприятий является образование Криворожского государственного горно-металлургического комбината "Криворожсталь" посредством объединения трех предприятий: Криворожского металлургического комбината, Новокриворожского ГОКа и Криворожского КХЗ. Подобное слияние характеризуется как вертикальное.

Ø     Присоединение одного предприятия к другому означает, что к последнему переходят имущество, права и обязанности первого предприятия. Новое предприятие вследствие такой реорганизации не возникает. В качестве примера присоединения можно сослаться на включение Донецкого химико-металлургического завода в состав Мариупольского металлургического комбината им. Ильича.

Ø     Поглощение - представляет собой приобретение всех или абсолютного большинства корпоративных прав одного предприятия другим предприятием. При этом поглощенное предприятие может сохранить свой статус юридического лица и стать дочерним предприятием, либо может оказаться присоединенным к нему и стать его структурным подразделением, потеряв при этом свой юридический статус. Такой способ реорганизации использован при создании ГАК "Украинские полиметаллы", ГАК "Укррудпром", в результате чего все государственные предприятия, целиком вошедшие в эти структуры, трансформировались в дочерние предприятия.

Ø     Разделение предприятия есть создание на основе одного существующего двух и больше новых предприятий как самостоятельных юридических лиц. При этом исходное предприятие прекращает свое существование, ликвидируется. Такой способ реорганизации еще не применялся в металлургическом комплексе.

Ø     Выделение предусматривает, что из действующего предприятия выделяется одно или несколько структурных подразделений и на базе их имущества создаются новые предприятия. При выделении из юридического лица одного или нескольких новых юридических лиц к каждому из них переходит в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованного юридического лица. Примеров данного способа реорганизации предприятий в отрасли достаточно много: выделение нескольких ЗАО и дочерних предприятий из ОАО "Никопольский Пивденнотрубный завод"; выделение ЗАО "Истил-Украина" из ОАО "Донецкий металлургический завод"; выделение СП "Метален" из ОАО "Енакиевский металлургический завод" и другие.

Ø     Преобразование предприятия представляет собой изменение существующих формы собственности, или организационно-правовой формы предприятия на другие без прекращения его хозяйственной деятельности. При преобразовании к вновь возникшему предприятию переходят все права и обязанности прежде существовавшего предприятия.

Такой способ реорганизации в последние годы является самым распространенным. Его применяли на всех предприятиях, которые проходили процедуры корпоратизации и приватизации.

В данном случае, важно обратить внимание, что при осуществлении всех перечисленных способов трансформации предприятий имеет место правопреемство, т.е. замена в ранее возникших правоотношениях одних юридических лиц другими с переходом к последним прав и обязанностей первых. На практике это означает, что к вновь созданному юридическому лицу от прекратившего свое существование юридического лица переходят все (или часть) требования и долги, имущество, незаконченные расчеты, права и обязанности по договорам, т.е. весь (или часть) его актив и пассив.

Таким образом, изложенное позволяет сделать вывод: реструктуризация по своей сути есть сложнейшая процедура комплексной оптимизации структуры и функционирования предприятия в соответствии с требованиями внешней экономической среды и выработанной стратегией его развития.

Процедура реструктуризации предприятий осуществляется с соблюдением требований нормативно-правовых актов, действующих на момент ее проведения. Базовыми документами, регламентирующими порядок осуществления реструктуризации являются: "Положение о порядке реструктуризации предприятий", утвержденное Приказом Фонда государственного имущества Украины от 12 апреля 2002г., № 667, а также "Методические указания по проведению реструктуризации государственных предприятий", утвержденные Приказом Министерства экономики Украины от 23 января 1998г., №9, "Комплексная программа реструктуризации государственных предприятий, утвержденная Распоряжением Кабинета Министре Украины от 29 августа 2001г., №401-р.

Следует обратить внимание, что действие Положения распространяется на:

1)                государственные предприятия, входящие в сферу управления органов приватизации;

2)                корпоратизированные предприятия, 100% акций которых принадлежит государству;

3)                ОАО, в которых государство имеет не менее блокирующего пакета акций (25%+1 акция).

Действие Методических указаний и Комплексной программы - только на государственные предприятия.

Согласно Положению порядок осуществления реструктуризации предприятия предусматривает следующие этапы:

1)                принятие решения о проведении реструктуризации предприятия;

2)                образование Комиссии по реструктуризации предприятия;

3)                разработка и утверждение Проекта реструктуризации предприятия;

4)                реализация этого проекта реструктуризации;

5)                осуществление контроля за проведением реструктуризации предприятия;

6)                утверждение отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных Проектом реструктуризации, руководителем предприятия (председателем правления ОАО), а также - общим собранием акционеров (или другим высшим органом ОАО);

7)                направление этого отчета в государственный орган приватизации, которым создана Комиссия по реструктуризации предприятия, издание им приказа о прекращении работы Комиссии.

Поскольку процесс реструктуризации предприятия затрагивает коренные социально-экономические права и интересы трудящихся, а также - права и интересы профсоюзной организации предприятия, - участие в этом процессе профсоюзного комитета является обязательным.

С целью оперативного и квалифицированного влияния профсоюзного комитета на решение вопросов, связанных с реструктуризацией предприятия, целесообразно постановлением профсоюзного комитета образовать при профсоюзном комитете рабочую группу (комиссию) по реструктуризации с участием специалистов обкома, ЦК профсоюза, и предоставить ей права "уполномоченных лиц" от профсоюза при выработке предложений по реструктуризации предприятия.

При подготовке проекта и проведении реструктуризации предприятия существует ряд потенциальных опасностей и рисков как для трудового коллектива, так и для профсоюзной организации, которые профсоюзному комитету нужно предвидеть и уметь предотвращать. К числу таких возможных угроз интересам трудового коллектива и профсоюзной организации относятся:

Ø     игнорирование законных прав и интересов работников в сфере оплаты труда, частности, непогашения существующей задолженности по выплате заработной платы, другим социальным выплатам;

Ø     необоснованное сокращение численности работников, отсутствие реальных мер по обеспечению трудоустройства высвобождаемых работников;

Ø     передача объектов социальной инфраструктуры предприятия в коммунальную собственность без согласия трудового коллектива, или при отсутствии в местном бюджете средств на их содержание;

Ø     недостаточность или неосуществление надлежащих мер по обеспечению социальной защищенности работников в период и после реструктуризации предприятия;

Ø     отсутствие реальных источников средств на осуществление мер по реструктуризации, недостаточность объемов инвестирования, или невыполнение инвестором своих обязательств;

Ø     непогашение предприятием задолженности перед профсоюзным комитетом по перечислению профсоюзных взносов;

Ø     противодействие в различных формах законной деятельности профсоюзного комитета на территории предприятия;

Ø     нарушение имущественных прав работников-акционеров посредством выведения (в ходе реструктуризации) активов предприятия в иные хозяйственные структуры, и др.

Главные цели, достижения которых должен добиваться профсоюзный комитет в условиях реструктуризации предприятия, состоят в следующем:

Ø     с одной стороны, нужно не допустить проведения на предприятии эрзац-реструктуризации (когда из имущественного комплекса предприятия "уводятся" ликвидные и потенциально прибыльные активы, а остальное - бросается на произвол судьбы, что прямо противоречит интересам и предприятия, и его трудового коллектива.

Ø     с другой стороны, необходимо направить процесс реструктуризации действительно на повышение эффективности производства, финансовое оздоровление предприятия (к сожалению, собственники, администрация не всегда в этом заинтересованы), и при этом одновременно обеспечить ее взвешенное и социально-ответственное проведение, не допускать или смягчать возможные социальные издержки.

Для реализации этих целей профсоюзному комитету на каждом из вышеназванных этапов реструктуризации необходимо настойчиво решать определенный круг задач, вытекающих из содержания соответствующего этапа. Рассмотрим эти задачи последовательно.

Основой для оценки реального положения дел на предприятии и принятия профсоюзным комитетом адекватных и своевременных решений является достоверная и оперативная информация о состоянии финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому одна из ключевых задач профсоюзного комитета - сбор и анализ соответствующей информации. Необходим установить ежеквартальный (а на кризисном предприятии - ежемесячный) мониторинг (систематическое отслеживание) производственных и финансово-экономических показателей работ предприятия. Это позволит вовремя определить возникновение или нарастание неблагоприятных тенденций в работе предприятия.

Для сбора информации используются все доступные профкому каналы, как в рамках контроля за выполнением коллективного договора, так и другие способы и источники (квартальные и годовые отчеты, баланс, отчеты ревизионной комиссии, материалы аудиторских и налоговых проверок).

Право на получение профсоюзным комитетом такой информации предоставлено статьями 28 и 45 Закона Украины "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности, а также Статьей 14 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине".

Владение информацией о финансово-экономическом состоянии предприятия и его динамике позволит профсоюзному комитету определить, существует ли потребность в проведении реструктуризации предприятия, и если да, - то какие проблемы, задачи необходимо решать в ходе ее осуществления.

А это в свою очередь даст возможность профкому выработать собственную обоснованную позицию по данному вопросу и довести ее до сведения государственных органов управления, уполномоченных принимать решения о проведении реструктуризации (Кабинет Министров Украины для стратегически важных предприятий. Фонд госимущества Украины или Минпромполитики - для остальных). Обращаем внимание, что срок подготовки выводов о целесообразности реструктуризации предприятия не должен превышать 1 (одного) месяца.

Анализируя информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия, состоянии социально-трудовых отношений, профсоюзный комитет обязан регулярно доводить свою позицию до трудящихся. Для этого могут использоваться разнообразные формы:

Ø     проведение совещаний с профсоюзным активом;

Ø     подготовка информационных листков;

Ø     проведение собраний в трудовых коллективах цехов, других структурных подразделении;

Ø     публикации в заводской прессе;

Ø     размещение материалов на информационном стенде профкома;

Ø     публикации в общегородских СМИ.

Параллельно с проведением мониторинга состояния предприятия профсоюзному комитет обязательно необходимо освоить (изучить) действующую законодательную и нормативно-правовую базу реструктуризации предприятий.


Заключение


Стратегическое управление исходит из того, что человек составляет основу организации, её сущность и её основное богатство. И от того, в какой мере она сможет задействовать его потенциал, существенно зависит её успех в конкурентной борьбе. Люди ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к организации, к своим обязанностям, люди имеют различные потребности, их мотивы к деятельности могут существенно отличаться. Наконец люди по-разному воспринимают окружающих их людей и самих себя в этом окружении. Всё это говорит о том, что управление человеком в организации исключительно сложное, но в то же время исключительно ответственное дело.

Результатом функционирования системы стратегического планирования является совокупность взаимосвязанных плановых документов, в которых отражены принятые стратегические решения и распределение ресурсов. Система планов служит формой материализации плановой деятельности организации, но не главным ее результатом. Главным является определение целей, стратегий, программ, распределение ресурсов, позволяющие организации во всеоружии встретить будущие перемены. А эти перемены служат содержательным результатом стратегического планирования и могут включать планы НИР, диверсификации продукции, утверждение на рынке новой продукции, сворачивание и ликвидацию нерентабельных производств и т.д.

Приоритетным направлением стратегии организации является разработка и выпуск новых видов продукции, т.к. оно определяет все остальные направления ее развития. Главное внимание уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Стратегическое управление является рамкой инновационного менеджмента.


Список использованной литературы


1.         О.С. Виханский. Стратегическое управление. - М.: Издательство Московского Университета, 2007.

2.         Котлер Филипп. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 2003.

3.         Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. - М.: Прогресс, 2002.

4.         Афонін А.С., Нестерчук В.П. Технологія реструктуризації підприємства. - Київ: 2000.

5.         Криворучко А.В., Озерський І.В. Проблеми реструктуризації і банкрутства. // Економіка. Фінанси. Право. - 2003, №7.

6.         Мазур Й.Й., Шапиро В.Д. Реструктуризация предприятий и компаний. - М.: Экономика, 2001.

7.         Ольшанский А.Д. Оздоровление предприятия. - К., 2003.



Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.