Осуществление функции контроля – это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. И контролировать может только тот, кто знает, что в действительности должно быть, и своевременно делает это достоянием других.
В контроле можно выделить две стороны: организационную и поведенческую.
Организационная сторона контроля. В ней выделяют четыре стадии:
1. Установление норм деятельности или стандартов, то есть точное определение целей, которые должны быть достигнуты в определенный отрезок времени. Она опирается на целевое планирование;
2. Отбор данных о фактическом состоянии дел как результат исполнения или измерения того, что было в действительности достигнуто за определенный период. При этом важно иметь необходимую информацию, используя как компьютерные средства, так и традиционные отчеты исполнителей и анализы статистики;
3. Оценка и сравнение достигнутого с ожидаемым результатом. Здесь главным становится установление факторов, которые определяют отклонение реальных результатов от первоначальных установок;
4. Выработка и осуществление корректирующего действия, если есть отклонения от первоначального плана. Возможен также и пересмотр ориентиров с целью сделать их более реалистичными и соответствующими ситуации. Здесь важно представление о том, где как и когда следует предпринять корректирующие действия, пока ситуация не переросла в кризисную.
Контроль должен прежде всего ориентироваться на результат, производиться своевременно, быть простым и экономичным. Отвечать существу проводимой работы.
Поведенческая сторона контроля. Человеческий фактор при контроле – это психологическая реакция подчиненных на контролируемые функции. Для многих людей контроль означает прежде всего ограничения, принуждение, отсутствие самостоятельности – все то, что не совпадает с представлениями о свободе личности. Однако возможен другой подход: контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
При правильном контроле можно быстро получить данные об успехах или неудачах и сделать выводы на будущее. Контроль за результатами деятельности является очень важным, поскольку именно он определяет успех организации. Оценка основных результатов выполнения поставленных задач организации является предпосылкой целенаправленного контроля.
Измерение результатов с помощью заданных стандартов позволяет менеджерам определить, какие действия нужно предпринимать в конкретной ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
менеджмент управление функция
Подведем итог. Целью данной контрольной работы являлось теоретическое изучение классификации функций менеджмента.
Существуют следующие основные функции менеджмента, общие для любых организаций: планирование, организация, мотивация и контроль, к ним относят также подфункцию координации, обеспечивающую согласование и взаимодействие остальных функции.
При выполнении каждой функции решаются определенные задачи. Для функции планирования важным является постановка целей, составление плана работы. Функция организации – управление выполнением обще групповых целей. Мотивация – знание и учет потребностей работников, своих возможностей. Функция контроля – обнаружение и предупреждение проблем в доброжелательном ключе.
Для эффективного управления организацией необходимо выполнение всех функций в комплексе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ботавина, Р.Н. Этика менеджмента: учебник/ Н.Р. Ботавина.-М.: Финансы и статистика, 2002.- 255с.
2. Сетков, В.И. Основы общего менеджмента: учебник/ В.И. Сетков.-М.: ИНФРА-М, 2003.- 278с.
3. Вачугов, Д.Д., Березкина, Т.Е., Кислякова, Н.А. Основы менеджмента: учебное пособие / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова/под ред. Д.Д. Вачугова. - 2-е изд.- перераб. и доп.-М.: Высшая школа, 2005.-288с.
4. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: учебник /В.Р. Веснин. - 4-е изд., испр. и доп.-М.: Элит, 2004.-279с.
5. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процессы: учебник/ О.С. Виханский, А.И. Наумов.-М.: Гардарика, 2002.- 302с.
6. Основы менеджмента: современные технологии: учеб. пособие / под ред. М.А. Чернышева.-М.: ИКЦ «МарТ», 2003.- 358с.
7. Румянцева, З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник/ З.П. Румянцева.-М.: ИНФРА-М, 2005.- 402с.
Приложение А
Схема 1. Взаимосвязь общих функций менеджмента.
Приложение Б
Схема 2. Взаимосвязь специализированных и общих функций управления.
1.Планирование
2.Организация
3.Мотивация
4.Контроль
1.Производство
2.Экономика и финансы
3.Персонал
4.Маркетинг и сбыт
5.Техническая политика и инновация
Приложение В
Таблица 1 - Содержание деятельности менеджера при выполнении им функций управления.
Планирование
Организация
1.Постановка четких и ясных целей.
1.Знание профессиональных и личностных качеств подчиненных.
2.Составление четкого плана работы группы.
2.Знание динамики групповых процессов.
3.Сбор необходимой информации о решаемых задачах.
3.Управление выполнением обще групповых целей.
4.Привлечение исполнителей к дальнейшей работе над планом.
4.Осознание каждым работником общих целей деятельности.
5.Возможность развития плана для постановки дальнейших целей.
5.Урегулирование конфликтных ситуаций.
6.Составление возможных прогнозов в работе.
6.Проведение мероприятий по использованию психологических феноменов.
Мотивация
Контроль
1.Знание личностных особенностей исполнителей.
1.Доброжелательность при контроле.
2.Знание потребностей работников.
2.Помощь работникам в исправлении ошибочных действий.
3.Учет удовлетворенности (неудовлетворенности) работника трудом.
3.Положительные цели контроля
4.Нормальное деловое общение с подчиненными.
4.Четкость в проведении процедуры контроля.
5.Знание потенциала работников.
5.Нормальное состояние общения при контроле.
6.Знание своих возможностей.
6.Наличие доверия при контроле.
Приложение Г
Схема 3. Действия менеджера по выполнению функций организации
Совпадение полномочий и ответственности менеджера
ЦЕЛЬ организации
Положительное мотивирование работников
Принятие общих целей организации менеджером и персоналом
Знание о неформальных связях внутри группы
Своевременное устранение конфликтных ситуаций внутри группы
Правильное руководство работой персонала
Страницы: 1, 2, 3