Рефераты. История возникновения менеджмента






Двенадцатый принцип, постоянство состава персонала, был призван обеспечивать планирование персонала и условия для замены человеческих ресурсов. Инициатива, как принцип, призывала индивидуумов показывать рвение и энергию во всех усилиях. Наконец, единение персонала, подчеркнул создание гармонии и единство в пределах фирмы. Разделение вражеских сил, чтобы ослабить их – дело искусное, но разделение своих собственных сил – серьезный грех против дела.

Файоль не использовал термин процесс, чтобы описать функции менеджера, но выбрал вместо него – элементы управления: планирование, организацию, руководство и контроль.

 Первым элементом, и один он подчеркнул это, является планирование. Для Файоля управлять – это значит предвидеть, и предвидение является необходимым элементом управления.

Организация (второй принцип) включала в себя условия для структурирования действий и отношений, а также набор, оценку и обучение персонала.

Руководство, третья функции Файоля, имело своей целью вовлечение, насколько это возможно, подчиненных служащих в круг интересов предприятия. Руководство – это искусство, которое базировалось на определенных личностных качествах и знании общих принципов управления.

Контроль состоял из проверки – все ли протекает согласно принятой программе, согласно данным приказаниям и установленным принципам.

Виды и формы организаций. Основные цели и задачи организации


Принципы самоопределения и самоорганизации являются первыми, с которых начинается всякая человеческая деятельность: индивидуальная и групповая; экономическая и социальная; культурная и хозяйственная и т.д.

Прежде чем приступить к организации какого-либо дела, процесса или деятельности, человек или группа людей должны сначала самоопределиться и в том, чего они хотят, и в том, чего они могут (каковы их возможности); сопоставить все это и сделать выбор целей, которые должны быть ясные и выполнимые. В зависимости от ориентации организации цели можно классифицировать следующим образом (см. табл. 2.1):

Таблица 2.1 Ценностные ориентации организации и типы целей

Ориентации

Категория ценностей

Типы предпочтительных целей

Теоретические (просвещенческие)

Истина, рациональное мышление, знание

Непрерывные исследования и разработки

Экономические

Накопление, богатство, полезность, практичность

Результаты. Рост. Прибыльность. Процветание.

Политические

Власть. Признание.

Стабильность. Общий объем капитала и продаж. Количество работников.

Социальные

Человеческие отношения Приверженность. Отсутствие конфликта.

Развитие личности. Социальная ответственность, относительно прибыльности. Косвенная конкуренция. Климат организации.

Культурные (эстетические)

Художественная гармония Привлекательность.

Качество, состав, форма и симметрия. Дизайн.

Религиозные (связывающие)

Нравственность. Согласие со Вселенной.

Этика, мораль.


Таким образом, организацию характеризуют следующие признаки:

1. Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением.

2. Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

3. Объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур

Организация как система или, другими словами, организационная система имеет состав элементов и структуру. Состав элементов определяет функции системы и их количественные параметры: производительные или продуктивные. Структура системы определяет качество ее деятельности. Качество – это всегда влияние структуры. Изменение структуры всегда влечет за собой изменение качества результата деятельности продукта, информации, действия (услуги) и т.д.

Вопрос или разговор о структуре возникает только тогда, когда появляется необходимость (проблема, цель) изменения качества: цели, стратегии, тактики, продукта, услуги, политики, информации и вообще какого-либо результата. Но обязательно – смены качества, поскольку структура предполагает изменение состава элементов (как разнотипных по своим функциям): введение нового элемента или, наоборот, упразднение какого-либо из существующих как неудовлетворительного, нежелательного, бесполезного, лишнего, вредного и т.д.

В зависимости от содержания (набора элементов) и связей (функций) можно выделить шесть основных типов организационных систем:

территориальные;

отраслевые;

 функциональные (комитет по труду и социальным вопросам, федеральная служба безопасности и др.);

 целевые (консорциумы по созданию трансматериковых нефте- и газопроводов, железнодорожных магистралей, морских и речных каналов, космических станций и т.д.);

корпоративные (акционерные общества);

интегративные (живые организмы, экономика, мировые рынки).

В основе приведенной классификации лежат разные признаки: хозяйственные пространства; виды, объекты и цели деятельности; характер связей и материальное качество систем.

Согласно концепции Г. Эмерсона (1912 г.)[1] человеческая цивилизация знает только два типа систем: пирамидальные и горизонтальные. Первый тип организаций он назвал военными, поскольку они создавались для нападения и обороны, а второй тип он назвал рыночными. Соответственно первый тип организаций он считал разрушающими, а второй – созидающими. Однако считается, что Ф. Тейлор первый увидел недостатки чисто линейного, «военного» принципа управления и предложил более прогрессивный функциональный принцип.

В России начало системных идей связано с именем А.А. Богданова. В годы Первой мировой войны он написал книгу «Всеобщая организационная наука (тектология)», в которой он представил общую теорию строения систем и обосновал общие закономерности развития организаций. Это была первая попытка разработать общую теорию систем, общее учение о типах организаций, закономерности их возникновения и функционирования. Он ввел понятия: управляющая и управляемая системы, обратная связь, эмерджентность (качества и свойства, присущие целой системе, отсутствующие у ее элементов и не вытекающие из их свойств), т.е. понятия целостности системы как новообразования, качественно отличного от ее элементов. А.А. Богдановым в этой работе была предпринята попытка моделирования социальных процессов, чем он предвосхитил многие работы Л. Берталанфи, Н. Винера, У. Эшби и др., разработавших общую теорию систем в 50-60 гг. XX столетия.

В пирамидальной системе руководство осуществляется на основе должностных полномочий и личной власти. Отношения регулируются административным правом, их основной формой является подчинение.

Пирамидальную систему характеризуют следующие признаки:

·        Выполнение приказов сверху.

·        Руководство подчиненными в соответствии с указаниями сверху.

·        В основе системы лежит принуждение (угнетение).

·        Если указания выполняются, жалование выплачивается независимо от результата.

·        Не интересуют понятия: конкурент-покупатель, потребитель, прибыль.

·        Оценка достижения целей. Субъективное мнение начальника.

·        Результат зависит от стиля руководства начальника и его личной харизмы.

·        Строгое соблюдение правил, инструкций, приказов.

·        Исполнение обязанностей не связано с личностью, идеалами, предвидениями. Стратегическое мышление не оценивается.

В горизонтальной системе отношения внутри организации регулируются хозяйственным правом. Их основу составляет стимулирование работающих в данной организации.

Горизонтальная система отвечает следующим критериям:

·  Реализация собственных идей, замыслов. Чувство ответственности.

·  Делегирование полномочий подчиненным, возможность получить и реализовать свободные идеи.

·  Базируется на интересе и свободе выбора эффективного решения.

·  Зарплату необходимо заработать.

·  Цели: найти и заполучить покупателя, победить конкурента, увеличить прибыль.

·  Объективная оценка от соотношения средств, вложенных на входе, и полученной отдачи.

·  Лидерство основано на воспитании лидеров и доверия к ним.

·  Ежедневно обновляемая активность.

·  Необходимы воображение, предвидение, ответственность за принятое решение.

·  Стратегическое мышление рождает новые идеи управления.

ЛИТЕРАТУРА

1.   Богданов А.А. Тектология: всеобщая организационная наука. – М.: 1989, в 2-х томах.

2.   Вершигора В.Н. Менеджмент. Ростов-на-Дону, 1997.

3.   Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: 1994.

4.   Управление организацией. Учебник под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой. М.: 1999.

5.   Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. – М.: Экономика, 1992.


[1] Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. – М.: Экономика, 1992. Стр. 34.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.