Рефераты. История развития теории и практики менеджмента






В годы Великой Отечественной войны система управления промышленностью, сложившаяся в предше­ствующие годы, не претерпела принципиальных измене­ний. Основным принципом управления продолжал оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.

В послевоенный период времени возобновилась на­учная и практическая работа в области организации и управления производством. Вместе с тем, имело место сокращение исследований в области управления производством. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расши­ряться.

 Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по тер­риториальному принципу через Советы народного хозяйст­ва (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ве­домственных тенденций в развитии промышленности.

К этому же времени относится рождение такой важ­ной самостоятельной ветви экономики, как экономиче­ская кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей стране осуществлялось под руково­дством академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова. Кибер­нетика сыграла важную роль в развитии теории управле­ния производством.

Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования системы и методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы.

Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется проведением в стране трех ре­форм, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся:

1.     Реформа системы управления экономикой 1965 г.

2.     Реформа системы управления 1979 г.

3.     Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).

     В связи с произошедшими серьезными изме­нениями  в политической системе управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. Специальная комиссии, возглавляемая академи­ком А. Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:

1)     внесение отдельных элементов рынка в сущест­вующую командно-административную систему управления;

2)     быстрый переход к рынку без какого-либо госу­дарственного регулирования;

3)     создание системы управления на основе регули­руемой рыночной экономики. Этот вариант со­вершенствования системы управления соответст­вовал предложениям правительства.

Другая комиссия под руководством академика С. Шаталина подготовила программу, получившую назва­ние «500 дней», в которой был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемо­му рынку. Эта программа многими учеными рассматри­валась как «шоковая терапия».

По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регу­лируемому рынку. В его основу была положена программа «500 дней», основной целью которой было полное раз­рушение административно-командной системы управле­ния. С ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.

Однако, несмотря на принятые меры, не удалось при­остановить развала экономики России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжает ухудшать­ся. Было принято много ошибочных решений. Одной из причин сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства правительства в эко­номику регионов и импортно-экспортные операции. Не­управляемого рынка нет ни в одной развитой стране ми­ра. Рынок требует управления, руководства, регулирова­ния со стороны государства.

В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления страной. Оте­чественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления.




 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать следующие выводы:

 1.Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, нау­ку. Значительное влияние на формирование менеджмен­та оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и челове­ческих отношений, школа науки управления (количест­венная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.

     2.Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим факто­ром успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.

     3.Большое значение при­обретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.

      В современных условиях перестройки экономики на основе рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основных теоретиче­ских и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности российских организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления примени­тельно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

 


БЮРОКРАТИЯ (BUREAUCRACY) — тип организации, для которой характер­но специализированное распределение труда, четкая управленческая иерар­хия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, осно­вывающиеся на компетенции работни­ка.

ВТОРИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (SECONDARY NEEDS) — потребно­сти, имеющие психосоциальную приро­ду, такие как оценка, привязанность и власть.

ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ МАСЛОУ (MASLOWS HYERARCHY OF NEEDS) — подразделение всех потреб­ностей людей на пять групп: физи­ологические, безопасности, социальные, уважения и самовыражения.

КОНТРОЛЬ (CONTROLLING) — процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей.

КРУЖОК КАЧЕСТВА (QUALITY CIRCLE) — группа работников подраз­деления, которые на добровольных на­чалах собираются для того, чтобы обсудить проблемы качества и вырабо­тать идеи, направленные на повышение качества. Обычно члены группы полу­чают специальную подготовку, позволя­ющую им выявлять проблемы, свя­занные с качеством.

МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА (MECHANISTIC STRUCTURE) — тра­диционно-бюрократическая форма ор­ганизации, в противоположность органической или адаптивной структу­ре.

 

 

 

 

 

МОТИВАЦИЯ (MOTIVATING) — про­цесс стимулирования самого себя и дру­гих на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации.

ПЕРВИЧНЫЕ  ПОТРЕБНОСТИ (PRIMARY NEEDS) — психологиче­ские, обычно врожденные потребности, такие, например, как потребность само­сохранения.

ПЛАНИРОВАНИЕ (PLANNING) -

процесс выбора целей и решений, необ­ходимых для их достижения.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ(ENTREPRENEUR)- человек, кото­рый идет на риск при создании новой организации или при внедрении новой идеи, продукта или услуги.

ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ (MANA­GEMENT PROCESS) — общий объем взаимосвязанных непрерывных дейст­вий или функций в рамках организации.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (WORK REDESIGN) -— в передовых организа­циях изменение условий труда путем расширения объема или углубления со­держательности работ в целях повыше­ния внутренней удовлетворенности работников.

СТРАТЕГИЯ (STRATEGY) — общий, всесторонний план достижения целей.

ТАКТИКА (ТАСПС) — краткосрочная

стратегия для достижения цели, разра­батываемая обычно на уровне руководи­телей среднего звена.

УБЕЖДЕНИЕ (PERSUASION) — приемы эффективного сообщения точки зрения одного человека другим.

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.

 Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.

2.     Семенова И.И.

История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с.

3.     Попов А.В.

Теория и организация американского менеджмента. – М.: МГУ, 1991. – С.12.

4.     Кунц Г., О’Доннел С.

Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. – М.: Прогресс, 1981. Т. 1. – С.92.

 

 

 

 

 












Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.