Рефераты. Историческая эволюция финансового менеджмента







 

Глава 3. Три направления эволюции финансового менеджмента

 

3.1 Концептуальные основы финансового менеджмента


Эволюция финансового менеджмента базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальных концепций, развитых в рамках теории финансов.

«Концепция (лат. Conceptio) – это система взглядов, отражающая понимание явлений и процессов, т.е. с помощью концепции выражается точка зрения на сущность и направления развития исследуемого явления или процесса.[17]»

«Под концептуальными основами финансового менеджмента можно понимать совокупность теоретических построений, определяющих логику, структуру и принципы функционирования системы управления финансовой деятельностью хозяйствующего субъекта в контексте окружающей политико-экономической среды.[18]»

Эволюция финансового менеджмента шла в трех направлениях: развитие представлений о результативности финансовой деятельности компании и совершенствование методов управления этими результатами; эволюция техники и технологии диагностики финансового состояния предприятия; становление и развитие теории и практики оценки рисков и методов управления ими (риск-менеджмент). Отдельные исследователи эти три направления представляют как «теоретический четырехугольник» финансового менеджмента. Иначе говоря, финансовый менеджмент базируется на четырех поколениях финансовой теории, образующих замкнутый четырехугольник.

Угол «А» (конец 50-х годов 20 в.) представляют теории Гордона и Линтнера; угол «Б» (начало 60-х) - революционные открытия Миллера и Модильяни; угол «В» (1964 г.) - появление модели Шарпа (модели САРМ), которая впервые использовала в анализе фактор риска; угол «Д» обозначает новейшую модель оценки опционов (1973 г.). Поэтому последующие открытия в этой области будут вынесены в отдельный параграф курсовой работы.

 

3.1 Первое направление эволюции финансового менеджмента


Среди концепций финансового менеджмента первого направления центральное место по праву занимает концепция денежных потоков, предопределившая истоки многих последующих концепций. Она выступает методологической основой систематизации финансовых операций, обеспечивающей концептуальную базу для решения наиболее широкого круга задач, объясняющей природу потоков денежных средств, поступающих в компании и выходящих из них.

«По своей природе финансы идут за производством. Но сознавая, что финансами заканчивается любое экономическое дело, люди пытаются приблизить его окончание, заглядывая в будущее. Это обстоятельство является глубинной субъективной причиной отрыва товарных потоков от финансовых. Оно же определяет главную особенность финансовых решений, которая заключается в том, что расходы и доходы разнесены во времени, поэтому они всегда связаны с риском.[19]»

Существуют различные модельные представления предприятия. Одна из распространенных моделей, составляющая суть денежного потока, - представление предприятия как совокупности чередующихся притоков и оттоков денежных средств.

«В основе концепции - логичная предпосылка о том, что с любой финансовой операцией может быть ассоциирован некоторый денежный поток, т.е. множество распределенных во времени выплат (оттоков) и поступлений (притоков), понимаемых в широком смысле. В качестве элемента денежного потока могут выступать денежные поступления, доход, расход, прибыль, платеж и др. В подавляющем большинстве случаев речь идет об ожидаемых денежных потоках. Именно для таких потоков разработаны формализованные методы и критерии, позволяющие принимать обоснованные решения финансового характера.[20]»

В мировой финансовой практике концепция денежных потоков наиболее широкое распространение получила при оценке будущих экономических выгод. Процесс такой оценки называют анализом дисконтированного денежного потока. Впервые концепция дисконтированного денежного потока была разработана Дж.Б. Уильямсом. Однако исследование области практического применения концепции денежных потоков впервые провел М.Дж. Гордон. Он обосновал метод дисконтированного денежного потока для определения цены капитала корпорации.

«Концепция денежных потоков имеет фундаментальную роль и в практическом финансовом управлении компанией. Именно на основе этой концепции становится возможным проанализировать синхронность товарных и денежных потоков, эффективность их трансформации.[21]»

В теории финансового менеджмента в рамках первого направления его эволюции по праву важнейшее место отводится моделям Линтнера и Гордона. Линтнеру принадлежит ряд других открытий в области финансового менеджмента, но наибольшее признание получило исследование достижимого роста корпорации. Моделирование достижимого роста опирается на модель устойчивого состояния фирмы.

 

3.3 Второе направление эволюции финансового менеджмента


Второе направление эволюции финансового менеджмента долго развивалось по пути совершенствования коэффициентного анализа как основы принятия финансовых решений. Сегодня известно их больше сотни. Большинство методик анализа финансового положения предполагает анализ следующих групп показателей: ликвидности (финансовой устойчивости, платежеспособности), деловой активности (рисков), рентабельности (доходности). Эти методики излагаются в специальных курсах.

«После Второй мировой войны эволюция финансового менеджмента в области оценки финансового состояния предприятий пошла по пути поиска ключевых факторов, предопределяющих экономическую несостоятельность предприятий, их количественного выражения и определения корреляционной зависимости между ними. Эти исследования проводились на основе огромной базы эмпирических данных о банкротствах компаний, накопившихся после депрессии и войны.[22]»

В этот период были разработаны всемирно известные методики диагностики банкротства фирмы, которые получили широкое распространение на практике, и прежде всего: модели Олтмэна; модель Чессера; системы критериев для определения неплатежеспособных предприятий; диагностика банкротства на основе анализа финансовых потоков.

Эволюция финансового менеджмента в области диагностики финансового состояния предприятия нашла отражение и в отечественной теории и практике финансового управления в период рыночных преобразований. Об этом свидетельствует результат исследования состояния предприятия по методике Межведомственной балансовой комиссии (МБК).

Это профессиональная методика. Она базируется на простых расчетных показателях, не использует официальных нормативных показателей, применима к российской и международной формам бухгалтерской отчетности

Переход от коэффициентного к рейтинговому анализу и диагностике финансового состояния компании произошел в начале 80-х годов XX в. Среди концепций рейтингового анализа наибольшую известность получила модель CAMEL, разработанная Бостонской консалтинговой группой в 1978 г.

В последние годы развитие финансового менеджмента в области диагностики финансового состояния предприятия пошло по пути осмысленного поддержания финансового равновесия компании как главной цели финансового менеджмента. Это высшая и последняя ступень эволюции финансового менеджмента в данном направлении.

«В рамках второго направления важное место занимают концепции оценки стоимости бизнеса. Принято считать, что истоки этих концепций основывались на мощной теоретической базе знаменитого ученого Фишера. В 1930 г. он показал, что, несмотря на различие предпочтений акционеров при определенных допущениях (условия совершенной конкуренции), оптимальная стратегия управления заключается в максимизации чистой приведенной стоимости фирмы.[23]»

«Концепция рыночной стоимости фирмы - фундамент финансового менеджмента, предопределяющая его современную сущность. На ранней стадии развития этой концепции под рыночной стоимостью компании понимали рыночную стоимость обыкновенных акций, привилегированных акций и долговых обязательств. При этом рост стоимости компании вследствие наращивания доли долга в структуре капитала объяснялся только налоговым щитом по процентам.[24]»

Приведенные выше посылки стали отправной точкой исследований замечательных экономистов М. Миллера и Ф. Модильяни. Именно благодаря их открытиям мир получил классические модели оценки основных активов. Открытия Миллера и Модильяни обычно представляют в виде трех теорем.

Теорема 1 - описание рыночной стоимости компании и способ ее определения как отношение чистой операционной прибыли к стоимости капитала при отсутствии долга и налогового щита по процентам.

Теорема 2 - модель оценки стоимости акционерного капитала при наличии финансового рычага и ее налоговые свойства.

Теорема 3 - представляет собой описание того, как по данным о стоимости капитала и ставке внутренней доходности следует принимать инвестиционные решения

Миллер и Модильяни утверждали, что поскольку инвесторы, как и инвестируемая ими фирма, с таким же успехом могут пользоваться кредитами в надежде получения выгод от финансового рычага, то это ведет к равновесию финансовых рисков в национальном хозяйстве, поэтому рыночная стоимость компании не зависит от структуры капитала. Этот вывод можно поставить под сомнение введением в анализ налогового фактора. Однако в этом случае нетрудно привести и контраргументы, что и сделали Миллер и Модильяни.

«Позднее в качестве альтернативы отдельные исследователи предложили другой базовый критерий оценки финансовой эффективности деятельности фирмы - рост стоимости акционерного капитала. Действительно, при прочих равных условиях альтернативы росту акционерного капитала нет. Он ведет к росту капитализации фирмы, занятости и богатства»[25]

Этот давний научный спор англо-американской финансовой школы и классической европейской время от времени разгорается с новой силой. И надо заметить, на это есть веские основания, поскольку на карту ставится правильность стратегического выбора фирмы.

Противоречивое поведение фирм, исповедующих в качестве главной цели финансового менеджмента максимизацию акционерного капитала, уже с 80-х годов 20 века стало предметом исследования многих научных школ. В конечном счете, была признана новая цель финансового менеджмента - максимизация стоимости компании. Эта цель предполагает такое поведение руководства предприятия, когда все финансовые решения направлены на максимальное увеличение стоимости компании. Это обстоятельство стало мощным толчком развития теории оценки бизнеса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.