Рефераты. Источники и формы финансирования инноваций






При всем многообразии внешних источников финансирования можно отметить одну доминирующую черту – несмотря на новые тенденции, сохраняются «непрозрачные отношения предприятий с кредитующими инновации организации.


1.3 Механизмы и формы финансирования инновации

Формы определяют способы формирования финансовых ресурсов предпринимательства и повышения их заинтересованности во внедрении новшеств. Здесь можно выделить механизмы кредитования, формирования собственного капитала, формирования затрат на НИОКР и характера отнесения на их себестоимость, увязки размеров налогообложения с интенсивностью инновационной деятельности.

Роль кредита в развитии предпринимательства детально исследовал Й. Шумпейтор. Он показал, что, «чтобы осуществлять новые комбинации, предпринимателю нужна покупательная сила, которая не предоставляется ему автоматически как производителю в процессе кругооборота в форме дохода от продукта предшествующего периода. Если предприниматель не обладает покупательной силой заранее…, то он должен ее у кого-нибудь занять.

Чем отличается эта роль от той, которую играет кредит в ходе обычного кругооборота товаров?

Все дело в том, что осуществляя инновационный процесс, особенно, если он основан на радикальных и стратегических инноваций, предприниматель производит затраты, но не имеет замещения этих затрат реальным продуктом или услугами в течении длительного времени.

Большинство производственных процессов для своего бесперебойного осуществления требуют подпитки кредитными ресурсами в течении краткосрочного периода. Но обеспечением этого кредита является создаваемый или находящийся на складе продукт. То есть появляющиеся в хозяйственном обороте кредитные деньги имеют товарные покрытия. В инновационном процессе такого покрытия нет. В этом заключается основное различие кредитования производственного и инновационного процессов.

Собственных средств на цели финансирования инноваций может быть не достаточно, тем более, если разработка инновации происходит на фоне параллельно протеканию рутинного и устоявшегося производственного процесса. В это производство уже вложены значительные средства и зачастую их отвлечение представляет весьма болезненную процедуру. Поэтому появляется необходимость получения требуемых для разработки инноваций финансовых ресурсов извне. Одним из механизмов привлечения средств со стороны является получение кредита. Но этот кредит является либо среднесрочным, либо долгосрочным. Цель такого кредитования – получение способности распоряжаться материальными ресурсами в течении значительного времени до создания рыночной стоимости, которая может выступать покрытием данного кредита. Это стоимость будет создана по истечении определенного периода времени, необходимого для разработки и коммерциализации новшества. Но понятно, что возможности кредитных организаций по отвлечению средств ограничены. Банки не могут надолго расставаться со своими деньгами. Они нацелены, прежде всего, на короткие периоды кредитования. Поэтому только одного кредитования недостаточно для создания финансовой базы инновационных процессов.

Соответствующей инновационным потребностям формой привлечения финансовых ресурсов, является выпуск облигаций. Их особенностью является длительный срок обращения. Можно утверждать, что для рассматриваемых процессов финансирование на основе облигационных займов является наиболее предпочтительным.

Следующей формой является увеличение собственного капитала за счет внешних источников. Особенно важна такая форма для уже давно функционирующих предприятий, имеющих высокую репутацию и известность. Они имеют возможности произвести эмиссию акций и за счет этого нарастить свой капитал. Но не все предприятия пользуются этим механизмом, если даже возможности для этого имеются. Дело в том, в ряде случаев увеличивается количество собственников предприятия, и возникают возможности неуправляемого менеджерами перемещения контрольного или блокирующего пакета акций.

Для вновь образованных предприятий биржевой механизм не подходит, так как их акции еще не контролируются на фирме. В этом случае необходимо развитие внебиржевого рынка акций, а также венчурного финансирования.

Стимулирование инновационной деятельности предполагает создание условий, в которых осуществление этой деятельности будет выгодным. Степень выгодности может быть измерена размером чистой прибыли, то есть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Это может быть достигнуто посредством снижения налоговых платежей при увеличении инновационных и инвестиционных усилий предприятия.

Снижение налоговых платежей рекомендуется проводить пропорционально абсолютному увеличению затрат на НИОКР с установлением предельного размера снижения налоговых выплат. С этой целью предоставляется целесообразно установить долевые коэффициенты по отношению к приросту затрат на НИОКР для определения размера уменьшения налоговых платежей. Но поскольку базовые величины затрат на НИОКР могут быть весьма значительными, следует определить предельную долю уменьшения налоговых выплат.


Глава II Оценка инновационного потенциала проекта

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

5.1. Оценка инновационного потенциала проекта

5.1.1. Описание проекта.

Расположенное в г. Серове предприятие ОАО «Серовский хлебокомбинат» - выпускает кукурузные хлопья. Предлагается организовать новый вид продукта (услуги), который состоит в том, что кукурузные хлопья будут в яркой, красочной упаковке, с различными сюрпризами в нутрии упаковки (леденцы, жевательная резинка и т.д.). Предполагаемыми потребителями могут быть родители и дети, спонсоры детских учреждений и т.д.

5.1.2. Оценка параметров проекта.

5.1.2.1. Совместимость проекта с текущей стратегией предприятия, на котором предполагается внедрение. Этот параметр оценивается в 10 баллов, так как в полном объеме совпадает с текущей стратегией предприятия, выпускающего кукурузные хлопья и стремящегося расширить их сбыт.

5.1.2.2. Представление потребителей о предприятии полностью совпадает с предлагаемым проектом. Параметр оценивается в десять баллов.

5.1.2.3. Риск при реализации данного проекта не превышает обычные для данного предприятия риски. Параметр можно оценить в семь баллов.

5.1.2.4. По мере коммерциализации проекта риск будет снижаться, так как появится определенность в вопросе, принял ли массовый потребитель услугу (продукт) или не принял. Этот параметр можно оценить в девять баллов.

5.1.2.5. Соответствует ли проект потребностям рынка? Этот параметр можно оценить в шесть балов, так как услугой, наверняка, воспользуются дети, подростки, спонсоры детских домов, детские комбинаты, школы и другие лица. Вместе с тем неясно, в какой мере будет пользоваться этим продуктом массовый потребитель. Данный параметр можно оценить в шесть баллов.

5.1.2.6. Оценка общей емкости рынка. Данный параметр можно оценить в пять баллов, так как потребность кукурузных хлопьях не очень велика.

5.1.2.7. Оценка доли рынка. Проект в случае его внедрения займет не значительную долю рынка, однако, учитывая общую величину рынка, объемы, реализации нового продукта могут быть значительны. В целом этот параметр можно оценить в четыре балла.

5.1.2.8. Вероятность коммерческого успеха. Этот параметр можно оценить в пять баллов, так как спрос будет наверняка, а вот величина спроса будет зависеть от эффективности продвижения услуги на рынок.

5.1.2.9. Объем продаж, скорее всего, не будет очень большим, так как услуга повышает цену и требует со стороны потребителя дополнительных усилий. Однако оригинальность, позволяет надеяться на устойчивый спрос в средне и низко- обеспеченных слоях населения. По этому параметру проект может быть оценен на пять.

5.1.2.10. В настоящий момент конкурентов по предлагаемому продукту нет, и по данному параметру проект можно оценить на десять.

5.1.2.11. Согласованность с существующими каналами сбыта хорошая. Данный параметр проекта может быть оценен в пять баллов.

5.1.2.12 Общественное мнение о новом продукте. Продукт не нарушает этических норм, не является обязательным и вместе с тем является традиционным для большинства потребителей. По данному параметру проект может быть оценен на девять.

5.1.2.13. Соответствует ли проект инновационной стратегии предприятия. Качество оформления продукции является одним из основных направлений инновационной стратегии предприятия. Данный проект можно рассматривать как конкретное направление повышения качества оформления стандартного продукта. По этому параметру проект можно оценить на восемь.

5.1.2.14. Вероятность технического успеха. Для осуществления проекта не требуется современной технологии. Таким образом, с технической стороны проект гарантирован. Оценка проекта по этому параметру может быть десять.

5.1.2.15. Стоимость и время разработки проекта. Представленный проект основывается на использовании широко распространенного технического решения. Для его реализации не требуется разрабатывать оригинальное оборудование. Достаточно выбрать и заказать существующие приборы. Времени на отработку технологии потребуется также немного. По этому параметру проект может быть оценен на десять баллов.

5.1.2.16. Реализация проекта не требует патентования и не приведет к нарушению чьего-либо патента. По этому параметру проект может быть оценен на десять.

5.1.2.17. Наличие научно-технических ресурсов. Для реализации проекта не требуется проводить научные исследования. Параметр может быть оценен на десять.

5.1.2.18. Предлагаемый проект будет использоваться в будущем во все возрастающем объеме и практически без изменения. По этому параметру проект можно оценить на семь.

5.1.2.19. Представленный проект не требует больших средств и не противоречит другим инновациям в программе предприятия. По этому параметру проект может быть оценен на девять.

5.1.2.20. Наличие вредных воздействий продукта и процесса его производства на окружающую среду. Вредного воздействия нет. По этому параметру можно оценить проект на десять.

5.1.2.21. Соответствие - продукта текущему и перспективному законодательству. Продукт не нарушает текущее законодательство и не просматривается нарушение такого законодательства в будущем. По этому параметру проект можно оценить на десять.

5.1.2.22. Стоимость НИОКР. Стоимость НИОКР сводится к разработке дизайна упаковки и организации рабочего места. По этому параметру можно оценить проект на девять.

5.1.2.23. Затраты на производство. Дополнительные затраты на производство нового продукта сводятся к затратам на заработную плату исполнителей. По этому параметру проект можно оценить на девять.

5.1.2.24. Стоимость маркетинговых исследований. Дополнительные маркетинговые исследования потребуются для выбора точек реализации нового продукта. Их величина будет не высокой. По этому параметру проект можно оценить на восемь.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.