Рефераты. Исследование целей управления
Организационные
системы представляют собой системы, обеспечивающие функционирование коллектива
людей для достижения определенных целей. В самом определении организационной
системы заложен целенаправленный характер её функционирования.
Развитие
методологии анализа целей направлено на исследование ряда взаимосвязанных
проблем. Так, ведется изучение закономерностей целеобразования в
организационных системах, его свойств, характеристик и т.д. Разрабатываются
методы и процедуры ( как правило, с элементами эвристики ) описания и анализа
целей. Ряд методов направлен на выявление и обработку субьективной экспертной
информации о целях организационных систем. В последние годы методы формирования
и анализа целей были расширены за счет привлечения возможностей и средств
машинной имитации.
В
процессе анализа целей организационных систем был предложен целый ряд принципов
и условий их классификации. Так, можно разделять их на общие и частные,
внутренние и внешние, количественные и качественные и т.д.
Цели
различаются по уровням иерархии. Цели низлежащего уровня выступают в качестве
средств достижения целей следующего, более высокого уровня. Следовательно, при
формировании комплекса целей организационной системы может осуществляться их
декомпозиция.
В
организационных системах существуют состязательность и взаимодополняемость
целей.
Важен
временной аспект целей, при этом используется «траекторная» и «точечная» их
формулировка. При описании стратегических долгосрочных целей высшего уровня
используется «траекторная» формулировка, поскольку эти цели задают лишь спектр
возможных траекторий, продвижение по которым понимается как реализация данной
цели. Они задаются в качественном виде, определяющем общее направление
развития. Их конкретизация по времени и количественным характеристикам может
осуществляться с помощью «точечной» формулировки на основе использования
целевых нормативов.
Формирование
целей организационной системы должно основываться на использовании всей
накопленной объективной и субъективной информации. Объективная информация об
организации существует в виде директивных документов, определяющих её цели и
критерии (в содержательном или даже количественном виде, в виде целевых
нормативов, планов, управляющих параметров, норм и т.д.) и задающих способы,
которые обеспечивают реализацию этих целей. Субъективная информация
определяется индивидуальным и коллективным знанием, опытом и интуицией
руководства организации, приобретенным в результате наблюдения и участия в
процессе функционирования системы. Она проявляется в виде различных систем
предпочтения отдельных людей, служб и организаций. Эти предпочтения часто
систематизированы не полностью, разрозненно. Установит их априори часто не
представляется возможным. Кроме того, предпочтения неизбежно изменяются во
времени и в процессе получения информации и демонстрирует определенную
устойчивость лишь в среднем.
Формирование
целей организации – своеобразный итерационный адаптивный механизм. В результате
повторения процесса их формирования, наблюдения за результатами
функционирования системы снимается целый ряд неопределенностей устанавливается
более ясное, согласованное понимание.
Необходимость
адаптивной подстройки процесса формирования целей и критериев системы
управления обусловлено ещё и тем, что в процессе функционирования организации
могут меняться внешние условия, в существенной мере оказывающие влияние на их
формирование.
Современная
методология выделения, описания и анализа целей основывается на использовании
методов декомпозиции ( расчленения ), включающих элементы эвристики,
использующих дедуктивные и индуктивные способы человеческого мышления и
реализуемых с участие экспертов.
Методика системного анализа, процесс
формирования целей укрупнено представляется тремя этапами:
1)
Анализ исходной информации. Анализу подлежат,
нормативные документы, различные государственные программы, дынные о
территории, схемы развития и размещения производительных сил, мировой и
отечественный опыт и т.д.;
2)
Написание сценария. Сценарий представляется
как инструмент упорядоченности нашего представления о будущем. Систематизация
черт этого будущего в едином документе. Систематизация черт этого будущего в
едином документе. Сценарий как модель содержит два важных аспекта: а) описание
существующих позитивных и негативных тенденций, т.е. разрабатывается модель
современного состояния; б) разрабатывается модель будущего
состояния. Это анализ тенденций будущего в зависимости от ситуаций которые
могут возникнуть и оказать влияние на развитие системы. Общесистемные цели
задаются в качественном виде и определяются какими видами деятельности будет
заниматься организация. Рассматриваются два варианта представления о будущем:
·
Опорное представление, на основе экстраполяции
и факторного анализа;
·
Целевое представление. То есть, то чего хочет
добиться компания в будущем. При этом целевое отношение рассматривается в трех
аспектах: писемистическом, реалистическом и оптимистическом.
Задача сценария состоит в
анализе всевозможных ситуаций, выборе наиболее вероятного состояния и путей его
достижения.
3)
Декомпозиция целей. Основываясь на главных
свойствах целей, развертываемости и подчиненности, конечная цель раскладывается
на составляющие подцели, таким образом, чтобы конъюнкция этих подцелей
определялась в конечную цель. Инструментом с помощью которого осуществляется
систематизация целей является модель – «дерево целей».
Использование
метода дерево целей производится в соединении с экспертными процедурами. Место
ряда экспертных вероятностей и оценок могут занять разнообразные математические
модели и оценки, полученные на основе формализованных методов анализа.
Методы
анализа и моделирования целей опираются на процедуры декомпозиции, синтеза и
оценки. Сначала общие цели сводятся к частным, упорядочиваются в виде дерева
целей. Расщепление проводится до целей, поддающихся количественной или
качественной оценке. В результате формируется система частных оценочных
критериев. В свою очередь, частные критерии сворачиваются в агрегаты для
получения оценок более общих целей и упорядочиваются в виде дерева показателей
В итоге дерево вербально заданных целей проецируется в некоторое дерево
оценочных показателей.
Построение
дерева идет «сверху вниз», от общих целей к частным, путем их дезагрегирования,
декомпозиции и редукции (рис.1). Так, достижение главной цели обеспечивается за
счет реализации целей первого уровня.
В
свою очередь, каждая из этих целей может быть декомпозирована на цели
следующего, более низкого уровня. В основе декомпозиции могут лежать различные
основания, например, по областям деятельности, а внутри областей – по
подобластям, по элементам организованной структуры, по региональной структуре
системы и т.д.
Один
из основных принципов построения дерева целей – полнота редукции: каждая цель
данного уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня таким
образом, чтобы их совокупность полностью определяла понятие исходной цели.
Исключение хотя бы одной подцели лишает полноты или меняет сомопончтие исходной
цели.
Представление
главной цели в виде дерева целей может оказаться неполным, так как могут быть
потеряны присущие её свойства. Проблема полноты в этом случае решается за счет
квалификации эксперта, формирующего полное описание, и использования более сложных
структур, например, путем превращения дерева целей в граф более общего вида.
Оценка
важности целей может быть выражена в их ранжировании. В этом случае каждой цели
приписывается порядковый номер, показывающий её относительную важность для
достижения соответствующей цели более высокого уровня. Другим способом является
нормирование по значимости.
Рис.
1 Иллюстративны пример дерева целей
Многие
цели по своей природе не поддаются формализации, и, следовательно, их не
удается точно измерить. Другие же цели измеримы, но их величины несопоставимы
одна с другой. Поэтому, чтобы осуществить общее ранжирование всего дерева
целей, используются условные показатели и оценки.
Ранжирование
и нормирование целей часто осуществляется на основе метода экспертных оценок.
При этом на основе индивидуальных оценок выводят общую усредненную оценку.
Экспертные
методы прогнозирования (табл. 1) применяются, как правило, в случаях, когда
отсутствуют какие-либо статистические данные, на которых мог бы базироваться количественный
прогноз, как, например, в случае, когда предприятие собирается выпустить на
рынок совершенно новый продукт.
Таблица 1
Классификация
экспертных методов прогнозирования