Рефераты. Использование менеджером своего персонала в процессе маркетинга и продаж






4) повышенные запросы со стороны потребителей в отно­шении качественных характеристик предлагаемых товаров в связи с расширением ассортимента производимых изделий;

5) общее увеличение степени неопределенности конъюнк­туры на рынке, потребовавшее выработки критериев опера­тивного принятия стратегических решений в сфере управле­ния фирмой.

Таким образом, объективная задача маркетинга как стра­тегии управления состоит в попытке преодолеть конфликт между общественными условиями воспроизводства, которые олицетворяются здесь рыночной средой, и частномонополистическими мотивами деятельности корпорации. Указанная объективная роль маркетинга и предопределяет основные особенности этой новой системы управления.

Ориентация на рынок сбыта является основным приз­наком маркетинговой стратегии управления фирмой и выра­жается, прежде всего, в перенесении центра управленческих решений в сбытовые звенья корпорации. Основными объек­тами изучения и воздействия выступают потребитель, конку­ренты, конъюнктура самого рынка и характеристики товара. Задачей является гибкое и постоянное реагирование на из­менения условий сбыта.

Исторически маркетинговые методы управления возникли первоначально в области производства потребительских то­варов. Это объясняется тем, что ускорение научно-техничес­кого прогресса обусловило огромный рост дифференциации моделей потребительских товаров, во много раз сократило срок их пребывания на рынке, способствовало внедрению са­мых последних научно-технических разработок как в процес­се производства, так и в сами производимые товары. Это обусловило исключительную скорость изменения вкусов пот­ребителей, превратило рынок потребительских товаров в на­иболее динамическую сферу сбыта. Основная особенность маркетинга потребительских товаров — это ориентация всей производственно-сбытовой системы фирмы на использование последних технологических достижений для создания новых моделей потребительской продукции, отличающихся нетоль­ко улучшенными эксплуатационными характеристиками, но и, в ряде случаев, удовлетворяющих новые виды потребле­ния.

Маркетинг в области производства средств производства начал развиваться позже, чем маркетинг потребительских товаров, так как в этой сфере процесс диверсификации пот­ребностей заказчика происходил относительно более медлен­ным темпом. Тем не менее, в 70—-80-е гг. технологические сдвиги все в большей степени вызывают сокращение цикла

жизни машин и оборудования, технологических процессов, методов производства. Особенность маркетинга средств про­изводства заключается в том, что он направлен преимущест­венно на поиск новых технологических решений в производ­ственном процессе, а также на разработку новых видов средств производства, позволяющих промышленному потре­бителю снизить издержки и повысить производительность труда.

Маркетинг услуг, в отличие от маркетинга потребитель­ских товаров и маркетинга средств производства, не обра­зует единой модели, отличной от рассмотренных выше. На­против, он подразделяется на маркетинг потребительских и производственных услуг, причем первый вид маркетинга по своим особенностям смыкается с маркетингом потребитель­ских товаров, а второй — с маркетингом средств производ­ства. Маркетинг услуг зачастую осуществляется в качестве сопутствующей деятельности в комплексе с маркетингом потребительских товаров или средств производства.

Маркетинг как система стратегического управления дея­тельностью фирмы с ориентацией на рынок включает в себя целый ряд этапов и форм управленческой и исследователь­ской деятельности, находящихся в строгом соподчинении. Два основных аспекта маркетинговой деятельности — это маркетинговые исследования, а также выбор и реализация стратегии маркетинга. Указанные два аспекта выступа­ют, с одной стороны, как этапы маркетинга, но с другой — это два вида маркетинговой деятельности, которые не только следуют друг за другом, но и осуществляются одновременно: фирма претворяет в жизнь стратегию, принятую на основе предшествующих исследований, и одновременно продолжает проводить исследования с целью поиска новых стратегических решений или расширения сферы действия уже имеющихся стратегических альтернатив.

Исследование спроса в практике маркетинга делится на три составляющие: сегментация рынка; изучение мотивов спроса потребителей; выявление неудовлетворенных потреб­ностей.

Сегментация рынка — это деятельность по классификации потенциальных потребителей производимой фирмой продук­ции в соответствии с особенностями качественной структуры их спроса. Сегментация спроса основана на применении раз­личных критериев деления потребителей на группы, предъ­являющие разный по качеству и объему спрос на различные виды и модели товаров.

В маркетинге предметов потребления выявляются, напри­мер, следующие группы критериев сегментации:

а) географические—т. е. географические особенности спроса на продукты в разных регионах ввиду исторических, климатических и прочих особенностей;

б) национальные — особые вкусы различных националь­ных групп;

в) половозрастные—особый спрос мужчин, женщин и де­тей различных возрастов;

г) профессиональные—различия во вкусах ввиду разни­цы занятий;

д) экономические—зависимость спроса от цены, от эко­номичности в эксплуатации и т. п.;

е) имущественные — различия в спросе разных по уров­ню дохода слоев населения;

ж) психологические — приверженность к определенному типу продуктов, марке или сорту и т. п.

Сегментация рынка средств производства (включая сы­рье, материалы, машины и оборудование) обладает целым рядом особенностей в сравнении с сегментацией рынка пред­метов потребления. Основная характерная черта — это отно­сительно ограниченное число важнейших критериев сегмен­тации. Ведущую роль играют производственно-экономичес­кие критерии сегментации потребителя. К ним относятся:

а) отрасль, к которой относится предприятие потребите­ля;

б) технологический процесс, применяемый на предприя­тии;

в) размер компании-потребителя;

г) экономический регион, к которому относится потреби­тель средств производства.

Следует особо выделить роль такого критерия, как тех­нология, который по сути является решающим при выборе потребителем поставщика. Так, крупные компании, применя­ющие передовую технологию, ориентируются преимуществен­но на ведущих поставщиков оборудования и материалов, продукция которых зарекомендовала себя на рынке. Они предъявляют спрос на наиболее сложные виды техники, электронную аппаратуру и т. п., предпочитают приобретать наиболее дорогостоящую технику и сырье, если они выше качеством. Напротив, сегменты, использующие традицион­ную технологию (компании развивающихся стран, мелкие фирмы и т. п.) ориентируются на более дешевые средства производства, отчасти в ущерб качественным показателям.

Вторая группа критериев относится к специфике органи­зации закупок, особенностям запросов потребителей:

а) наличие специфических проблем заказчика в области закупки средств производства (например, скорость, комп­лектность поставки, особые требования к параметрам обору­дования) ;

б) факторы, учитывающиеся заказчиком в закупочной политике (условия оплаты, методы расчетов, централизация или децентрализация операций по закупке и пр.);

в) формы взаимоотношений с поставщиком (контрактная долгосрочная основа, разовые закупки и т. п.).

Третья группа—это критерии личных характеристик лиц, представляющих компанию-заказчика. На рынках промыш­ленных материалов и оборудования, где совершаются круп­ные сделки, число заказчиков у одного поставщика зачас­тую ограничено; при этом один заказчик может представлять целый экономический район или даже страну. В этих усло­виях компания-производитель вырабатывает «индивидуали­зированную» схему сегментации рынка и особую стратегию маркетинга для каждого индивидуального заказчика. При этом учитываются не только индивидуальные параметры последнего по выше приведенным критериям, но и личные качества руководителей: склонность к принятию рискован­ных технически новых решений, отношение к изменению сбытовой политики, подход к выбору продавца и т. п.

Сегментация рынка—это процесс выявления наиболее благоприятных условий на рынке с целью выбрать вариант ориентации производственно-сбытовой политики. Фирма в ре­зультате сегментации может избрать стратегию сбыта во многих или даже большинстве сегментов рынка или, наоборот, предпочесть маркетинг лишь в одном сегменте. В пер­вом случае также представляется возможность выбора меж­ду альтернативой дифференцированного подхода к сегмен­там и приспособления продукции к каждому из них и вари­антом глобального сбыта продукции, учитывающим в целом потребности всех сегментов.

Принятие того или иного варианта стратегии невозмож­но лишь на основе сегментации рынка по группам потреби­телей, без всестороннего изучения мотивов и специфики спроса каждого сегмента на тот или иной товар. Для мар­кетинга средств производства изучение мотивов спроса пот­ребителей принципиально другое.

Основная группа факторов, определяющих спрос покупа­телей на средства производства, — экономические факторы. Важным показателем экономической целесообразности при­обретения того или иного вида оборудования является повы­шение прибыльности на единицу капиталовложений, дости­гаемое за счет экономии живого труда, материалов или энергии. В ряде случаев применение дорогостоящего обору­дования взамен дешевого является выгодным, так как повы­шение производительности труда или экономия сырья и ма­териалов перекрывает повышение годовых расходов на амор­тизацию. Второй показатель спроса—это стоимость мате­риалов, машин и оборудования, снижение которой позволяет компании-покупателю повысить прибыльность своих сбыто­вых операций или, наоборот, снизить цену продукции с це­лью расширения рыночной доли.

Экономические факторы определяют и спрос того или иного сегмента рынка на передовую технологию в виде бо­лее совершенных машин и оборудования. Общеизвестно, на­пример, что трудосберегающая технология пользуется осо­бым спросом у компаний развитых стран и значительно мень­шим в развивающихся странах с дешевой рабочей силой.

Вторая группа факторов, определяющих спрос покупате­лей средств производства, — организация поставок и харак­тер их осуществления. Сюда относятся: степень потребности в ритмичных поставках в строгом соответствии с графиком поставок, стандартами качества; требования, предъявляемые к комп­лектности поставок; степень заинтересованности в низком уровне цены; степень заинтересованности в соответствии от­ношений с поставщиком общепринятым нормам.

Рассмотренные выше факторы мотивации спроса покупа­телей средств производства относятся к наиболее существенным, по не исчерпывают всего разнообразия форм и моти­вов рыночного поведения потребителей этого типа товаров. Дополнительную роль играет целый ряд критериев, начиная с юридических и политических тенденций и кончая личност­ными мотивировками руководителей фирм-покупателей.

Выявление неудовлетворенных потребностей является заключительным этапом изучения спроса на рынке. После то­го как компания осуществила сегментацию рынка, определи­ла характерные особенности спроса каждого из сегментов и предварительно установила возможности выбора между стратегией дифференцированного, недифференцированного или сфокусированного (на одном сегменте) подхода, ей тре­буется определить место предполагаемой к сбыту продукции на данном рынке.

В практике маркетинга используется ряд подходов к вы­явлению «рыночных ниш» неудовлетворенного спроса. Один из них—обсуждение подобных вопросов с фирмами, пред­ставляющими наиболее перспективные сегменты рынка. Вто­рой подход, получивший название «проблемного», состоит в разработке перечня проблем, которые возникают при исполь­зовании данного типа продукции; затем 100—200 фирм за­казчиков (или соответствующее число индивидуальных пот­ребителей) просят ранжировать выявленные проблемы по степени их важности, и в соответствии с такой ранжировкой принимаются меры по совершенствованию продукта. Третий подход характеризуется анализом структуры требуемых ка­честв и их наличия у поставляемого продукта.

Учет интересов покупателей зачастую не только способствует выявлению новых потребностей, но и позволяет по­лучить готовые пути их удовлетворения. По свидетельству одного из исследователей, в некоторых отраслях большая часть новых моделей продукции разрабатывается самими потребителями. Так, около 80% новых моделей инструмен­тов, выпускаемых компаниями по производству научной ап­паратуры, были разработаны в рамках самих научно-иссле­довательских институтов, потребляющих данную продук­цию.

 После изложения сути маркетинговых исследований и продаж, имеет смысл расказать о некторых практических советах менеджеру по использованию своего персонала.

Одно из основных правил это вызвать максимальную заинтересованность работников в процветании фирмы, её  имидже, благополучии. Далее постоянно проводить с персоналом образовательные беседы направленные на совершенствование профессиональных навыков и определение им  стратегических задач фирмы. Добиваться  от сотрудников досконального знание предлагаемого ими товара, а также, что не мало важно, умение работать с клиентами.

Для плодотворных маркетинговых исследований, предпочтительно выяснить  у клиентов их мнение о предлагаемых товарах и услугах, пожеланиях, недовольствах. При  возникновении каких либо спорных ситуаций, решать их в пользу клиента. Существует масса советов и рекомендаций, направленных на удовлетворение спросов потребителей, но я считаю неплохой и действенный метод работы с клиентами это поставить себя на его место и попытаться максимально удовлетворить свои запросы. В этом случаи успех фирмы предопределен.

Отвечая на вопрос к курсовому проекту я хочу заметить, что для побуждения сотрудников к хорошей работе можно создав подходящий климат для мотивации или используя концепцию делегирования.

Специальная группа сотрудников фирмы “Райдер” разработала следующие принципы отношений руководства с персоналом:

“Мы будем изо всех сад стремиться:

обеспечить создание на работе климата взаимного доверия, уважения и поддержки;

дать каждому интересную работу, побуждающую его развивать свои знания и умения;

устанавливать четкие цели и задачи, а также спра­ведливые нормы выработки;

давать оценку вклада сотрудников в результаты деятельности фирмы на основе регулярной обрат­ной связи;

давать возможности для роста сотрудников и рас­крытия их потенциала;

предоставлять всем равные возможности при най­ме и продвижении по службе, обусловливаемые только способностями сотрудников, их результа­тивностью и накопленным опытом;

компенсировать затраты усилий сотрудников на базе оценки их вклада в результаты, достигнутые фирмой, посредством повышения заработной пла­ты и премий по результатам года;

давать сотрудникам такие примеры поведения, ко­торые побуждали бы их к единению, искренности и честности;

признавать необходимость сбалансированного об­раза жизни, охватывающего сферы деловых, се­мейных, личных и групповых интересов".


А также использовать метод делегирования, т.к. при данном  способе сотрудник становится более ответственным и исполнительным, что облегчает работу вышестоящего руководства.


В России я считаю данная концепция справедлива, поскольку она основана на человеческой сущности не имеющий национальности.

















































                               Используемая литература.





1)      Завьялов П.С. “Формула успеха” Москва “Междунар. Отнош.” 1988г.


2)      Котлер Ф. “Основы Маркетинга” Москва “Ростинтер” 1996г



3)      Лагунов В.Я. “Основы маркетинга”  Москва “МЭИ” 1992г.


4)      Мескон М.Х., М.Альберт, Ф.Хедоури “Основы менеджмента” Москва ”Дело” 1992г.



5)      Рафел М., Рафел Н. “Как завоевать клиента”   Москва “Питер” 1996г.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.