Рефераты. Инновационный менеджмент в туризме






2.  Маркетинговые инновации, позволяющие охватывать потребности целевых потребителей или привлекать не охваченных на данный период времени клиентов.

3. Периодические нововведения (продуктовые инновации), направленные на изменение потребительских свойств туристского продукта, его позиционирование и дающие конкурентные преимущества.

Таким образом, инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание нового или изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности.


2. Формы финансирования инновационной деятельности


Решение проблемы финансирования деятельности по созданию нововведения заключается в использовании различных источников финансовых средств, как государственных, так и привлеченных на рынке капиталов.

Государственное финансирование может быть в форме:

•    прямого финансирования фундаментальных исследований и прикладных разработок, осуществляемого на принципах программно-целевого управления на конкурсной основе (программы, гранты и т.п.);

•    косвенного финансирования инновационных проектов в виде налоговых льгот, ускоренной амортизации, льготного кредитования и т.д.

Прямые бюджетные ассигнования осуществляются на основе сочетания двух форм прямой поддержки: в форме базового финансирования научной организации и в форме конкурсного распределения средств на проведение фундаментальных и поисковых исследований (система грантов) а реализацию заданий государственных научно-технических программ (система контрактов).

Рыночные способы привлечения средств под инновационные проекты подразумевают следующие варианты покрытия затрат за счет:

•    собственных средств организации-исполнителя, в том числе за счет фонда развития, амортизационного фонда, резервного фонда для покрытия временных текущих убытков, собственного капитала, помещенного в уставный фонд фирмы;

•    привлеченных средств акционеров-учредителей (пайщиков), полученных за счет эмиссии и распространения ценных бумаг;

•    заемных средств, в частности, кредитов коммерческих банков и иностранных инвесторов (например, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, международные фонды и т.д.) на различных принципах возвратности (например, участие в прибылях, предоставление пая и т.п.), средств от размещения на фондовых рынках облигаций предприятия;

•    комбинированного финансирования, например, прямые вложения денежных средств отечественных и международных организаций, финансовых учреждений различных форм собственности и частных лиц в соответствии с законодательством;

•    ипотеки – вида залога недвижимого имущества (земли, предприятий, сооружений, зданий и иных объектов, непосредственно связанных с землей) с целью получения денежной ссуд и др.

•    лизинга, т.е. получения от лизингодателя производственных активов (машин, оборудования, транспортных, вычислительных средств, сооружений производственного назначения и т.п.), а также прав интеллектуальной собственности (лицензий, компьютерных программ, ноу-хау и т.д.) с их последующим выкупом лизингополучателем;

•    венчурного финансирования, основанного на принципе финансирования сравнительно небольших и несвязанных между собой проектов в расчете на окупаемость инвестиций с высокой нормой прибыли на инвестированный капитал без каких-либо гарантий или обеспечения. Отличие венчурного инвестирования от обычного банковского кредитования в том, что рисковые предприятия не должны возвращать фирмам венчурного капитала инвестированные ими средства. Как свидетельствует зарубежный опыт, инвесторы венчурного капитала предъявляют высокие требования к инвестируемой фирме, ее руководству и работникам и предпочитают поэтапное выделение долгосрочных инвестиций.

Они участвуют в руководстве фирмой и часто заинтересованы в «выращивании» новой фирмы для последующей продажи. Разновидностью венчурного финансирования является траст – как способ доверительного управления системой инвестирования, используемый некоторыми отечественными инвестиционными фондами.

Каждый из способов и источников финансирования имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому необходимо разрабатывать альтернативные варианты, основанные на сочетании различных форм финансирования. Важным является возможность бюджетного финансирования, поддержания баланса между долгосрочными заемными средствами и акционерным капиталом. Чем выше доля акционерного капитала, тем меньше долговые обязательства и тем выше валовая прибыль перед уплатой налога. Чем выше доля заемного финансирования, тем выше будут выплаты процентов по обязательствам. В каждом проекте следует тщательно оценивать последствия различных схем и форм финансирования.


3. Государственная поддержка инноваций


Развитие науки в первой половине XX в. характеризовалось усилением регулирующих функций государства путем создания ведомственных научных институтов и лабораторий, увеличением доли бюджетного финансирования. Резко возросла степень огосударствления науки в период Второй мировой войны и послевоенные годы. Международные отношения определялись «гонкой вооружений», в основе которой лежали новейшие научно-технические разработки. Успехи во внедрении технологий двойного назначения обеспечивали высокую конкурентоспособность, лучшие возможности для экспортной экспансии и получения более высоких прибылей.

В настоящее время индустриально развитые страны направляют усилия на обеспечение долгосрочного и устойчивого экономического роста путем перехода на инновационный путь развития, который заключается в обеспечении взаимодействия науки, образования, производства и финансово-кредитной сферы. Особое внимание уделяется информационным технологиям, микропроцессорной и энергосберегающей технике, новым материалам, нано- и биотехнологиям – всем стратегическим направлениям, которые связаны с использованием высоких технологий.

Развитые страны начали использовать науку как средство производства богатств. Область инновационной политики охватила структурные соотношения в системе «наука – производство»; формы и способы включения научно-технических результатов в хозяйственный оборот; ресурсное обеспечение сферы нововведений (включая систему непрерывного образования); организационно-правовые и экономические формы инновационной деятельности.

В связи с тем что создание и внедрение нововведений требуют объединенных усилий различных экономических и социальных сфер, инновационный путь развития невозможен без осуществления государственной поддержки. Для этого используются три схемы:

1.  Прямое участие государства в реализации специальных целевых программ и ассигнованиях региональных, местных органов власти; создание крупных национальных центров (лабораторий), находящихся на бюджетном финансировании и бесплатно предоставляющих полученные знания широкому кругу потенциальных пользователей.

2.  Предоставление субсидий и грантов для осуществления конкретных проектов в области науки, культуры, образования.

Грант является поддержкой или стимулированием государством научных исследований и разработок финансами, собственностью или услугами. Особенно часто грант используется в том случае, если результаты работ неопределенны или не могут в ближайшем будущем принести полезного результата [4, с. 92].

Для приобретения результатов исследований и разработок, которые могут принести государству непосредственную выгоду, заключается государственный контракт. Он дает право представителю государства контролировать и корректировать ход выполнения разработок.

Государственные субсидии предоставляются и на других условиях. В некоторых странах они выделяются с условием возмещения затрат государства только в случае достижения коммерческого успеха или составляют до 50% стоимости конкретных проектов. Безвозмездные субсидии бывают при отказе автора от особых прав на полученное знание – он регулярно отчитывается о ходе исследований, а все полученные результаты открыто публикуются.

3. Обеспечение частным предприятиям и лицам благоприятных условий для научно-технологических разработок. Частному бизнесу, вкладывающему средства в научные исследования и приобретение необходимого для этого оборудования, предоставляются разнообразные налоговые льготы, государственные кредиты и гарантии, а также финансирование через участие государства в акционерном капитале.

В ряде случаев заключается кооперативное соглашение, которое не требует, как и грант, заранее жестко заданного и сиюминутно полезного результата. От гранта это соглашение отличается тем, что это – форма совместного инвестирования, а затем раздела полученного результата между частным и государственным секторами. Соглашением четко определяются вклады участников соглашения и права, в том числе и право контроля со стороны государства.

Государство должно сосредоточить свои усилия и имеющиеся свободные ресурсы на развитии перспективных для всей национальной экономики наукоемких отраслей, т.е. таких отраслей, которые активно влияют и способствуют развитию других секторов экономики. В связи с этим государственная поддержка стала более избирательной и концентрируется на конкретных направлениях, прежде всего имеющих важное значение для повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке, развития малого и среднего бизнеса, совершенствования инфраструктуры научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Развитие экономики, основанной на знаниях, процесс глобализации товарного и финансового рынков затрагивают и научно-техническую сферу, что создает для государственного регулирования новые проблемы. По данным ОЭСР, крупнейшие фирмы стран, входящих в эту организацию, около 20% своих исследований проводят за границей. Это вызвано тем, что фирмы привлекает высокая квалификация иностранных работников в сочетании с дешевой рабочей силой.

В условиях глобализации государство вынуждено отказаться от практики протекционизма и создавать среду, стимулирующую инновации и риск, приток иностранного капитала в инновационную сферу при соблюдении общих условий развития национального предпринимательства.

В России сохраняется доминирующая роль государства как источника ассигнований на научно-технические исследования и разработки. Из общих средств финансирования внутренних затрат на исследования и разработки, которые в 2003 г. составили 169,86 млрд. руб., доля государственных расходов равна 57,8%.

В целях дальнейшего стимулирования инновационных процессов в конце 2004 г. Правительство РФ определило механизм установления партнерских отношений государства с частным бизнесом, стимулирования вовлечения в экономический оборот результатов научно-технической деятельности и совершенствования защиты прав интеллектуальной собственности.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.