Рефераты. Инновационный менеджмент
Вместе с тем трудно оценить относительные
преимущества НВ в ранней фазе их диффузии, особенно если речь идет о
радикальных нововведениях. В такой ситуации значительную роль в деле будущего
технологического развития играет выбор последователей. Дело в том, что каждый
выбор позволяет повысить конкурентоспособность соответствующей технологии и
увеличивает шанс последней на ее принятие последующими хозяйствующими
субъектами, которые будут учитывать ранее сделанные выборы. После накопления
достаточного опыта, когда альтернативные технологии освоены многими
хозяйствующими субъектами, и их относительные преимущества известны с высокой
достоверностью, последующие реципиенты принимают решения, основываясь на
ожидаемой прибыльности альтернативных технологий. В результате, конечное
разделение рынка новыми альтернативными технологиями определяется стратегиями
имитаторов.
Для быстрого распространения инновации нужна
развитая инфраструктура.
По мере развития деятельность, представляющая
ИП, распадается на отдельные, различающиеся между собой участки и
материализуется в виде функциональных организационных единиц, обособившихся в
результате разделения труда. Экономическое и технологическое воздействие ИП
лишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях. Значительно больше
оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала
как предпосылки возникновения новой техники, то есть повышается технологический
уровень инновационной системы и ее составных элементов, повышается тем самым
восприимчивость к инновациям.
Рассматривая ИП с точки зрения конечного
результата, необходимо выделить исследовательскую деятельность, направленную на
получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и
информации только в области теории вопроса.
Теоретическое, фундаментальное (ФИ)
исследование не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач.
Однако именно оно является фундаментом инновационного процесса. Вместе с тем,
необходимость теоретических исследований может быть обусловлена потребностями
практики и синтезом предыдущих знаний о предмете.
Фундаментальные исследования, как правило,
воплощаются в прикладных исследованиях, но происходит это не сразу: зачастую
одно исследование становится основой ветвящейся цепочки дальнейших разработок,
часть из которых не получает последующего развития, замыкая тупиковые ветви,
другие же, напротив, доходят до стадии прикладных исследований, получая
воплощение в НИОКР и производстве продукта для внедрения на рынок. Например,
при создании новых лекарственных средств начальному фармакологическому
скринингу подвергаются сотни тысяч веществ, но лишь сотни из них включаются в
прикладные разработки, и лишь единицы становятся основой нового
фармацевтического продукта.
Таким образом, инновационный менеджер имеет
дело с различными стадиями инновационного процесса и с учетом этого строит свою
управленческую деятельность.
Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными
процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью
организационными структурами и их персоналом.
Для него, как и для любой другой области
менеджмента, характерны:
¨
постановка цели и выбор стратегии
¨
четыре цикла.
Сказанное наглядно представлено на схеме:
1. Планирование : составление плана
реализации стратегии.
2. Определение условий и организация :
определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного
цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы.
3. Исполнение : осуществление
исследований и разработок, реализация плана.
4. Руководство : контроль и анализ,
корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных
проектов; инновационных управленческих решений; применения новшеств.
Научно-техническая и инновационная
деятельность является необходимым условием развития инновационных процессов и
управление этой областью является одной из задач инновационного менеджера.
Научно-техническая деятельность связана с
рождением, развитием, распространением и применением научно-технических знаний.
Она включает: научные исследования и разработки; научно-техническое
образование и подготовку кадров; научно-технические услуги.
Научные исследования и разработки представляют
собой творческую деятельность. Их целью является увеличение объема знаний о
человеке, природе, обществе, поиск новых путей применения этих знаний.
Научные исследования и разработки охватывают:
фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки.
Фундаментальные исследования – экспериментальные или теоретические исследования, направленные на
получение новых знаний. Их результатом могут быть теории, гипотезы, методы и
т.п. Они могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований,
научными докладами, публикациями.
В отличие от фундаментальных исследований, прикладные
исследования имеют целью решение конкретных практических задач. Они
представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний,
поиск путей использования результатов фундаментальных исследований; новых
методов решения тех или иных проблем.
Разработки – это
работы, направленные на создание новых продуктов или устройств, новых
материалов, внедрение новых процессов, систем и услуг или усовершенствование
уже выпускаемых или введенных в действие. Они могут быть связаны с разработкой:
определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские
работы ); идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, на
уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы );
технологических процессов, то есть способов объединения физических, химических,
технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему,
производящую определенный полезный продукт (технологические работы );
созданием опытных образцов (оригинальных моделей , обладающих
принципиальными особенностями создаваемого новшества); проведением испытаний
для получения технических и других данных и накопления опыта . (это находит
отражение в технической документации по применению нововведений).
Объектами управления в инновационном
менеджменте является процесс внедрения инноваций, деятельность органов
управления и финансирования научных исследований и разработок.
Инновационная деятельность – понятие более широкое. Она включает научно-техническую деятельность,
организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей составляющей
продвижения новшеств потребителям. Научные исследования и разработки, являясь
источником новых идей , осуществляются на различных этапах инновационного
процесса.
В исследованиях инноваций выделяют следующие
виды инновационной деятельности:
¨
инструментальная подготовка и организация
производства;
¨
пуск производства и предпроизводственные
разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса,
переподготовку персонала, а также пробное производство;
¨
маркетинг новых продуктов (виды деятельности,
связанные с выходом нового продукта на рынок);
¨
приобретение неовеществленной технологии со
стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок,
конструкций, моделей и услуг технологического содержания;
¨
приобретение овеществленной технологии (машин и
оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением
продуктовых или процессных инноваций);
¨
производственное проектирование.
Виды инноваций и организационные структуры инновационного
менеджмента
Управление инновационной деятельностью может
быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их
отбора и использования. Прежде всего, необходимо различать инновации и
несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например,
эстетические изменения, то есть цвет и т.п.); незначительные технические или
внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное
исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры,
свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов;
расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не
выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке
продуктов, с цель. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам,
а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
В зависимости от технологических параметров
инновации подразделяются на продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации включают применение
новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально
новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации
производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с
созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).
По типу новизны для рынка инновации делятся
на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного
предприятия (группы предприятий).
Соответственно особенностям инноваций в той
или иной отрасли различаются и организационные структуры инновационной
деятельности.
Секторы науки (деятельности)