- Делегирование положительно влияет на мотивацию сотрудников. Они чувствуют себя хозяевами на участках работы, а это способствует раскрытию способностей, проявлению инициативы и самостоятельности.
Разработаны правила делегирования полномочий, которых рекомендуется придерживаться руководителю, старающемуся поддерживать имидж компетентного начальника, не унижающего при этом недоверием своих подчиненных. В числе этих правил следующие:
- Делегировать полномочия следует заблаговременно. Решение о том, что и кому поручить, руководитель должен принимать сразу после составления рабочего плана.
- Делегирование следует осуществлять, руководствуясь способностями и возможностями сотрудников.
- Делегировать следует с учетом необходимости мотивации и стимулирования сотрудников.
- Делегировать задачу или работу следует по возможности целиком, а не в виде частичных изолированных заданий.
- Руководитель должен объяснить сотруднику, идет речь об отдельном случае или о длительном делегировании.
- Однородные задачи следует делегировать по возможности одному и тому же сотруднику.
- Вместе с рабочей задачей руководитель должен передавать сотруднику полномочия, необходимые для ее выполнения.
- Руководитель должен объяснить сотруднику смысл и цель задачи.
- Крупные и важные задачи следует поручать приказным путем, желательно, в письменном виде.
- Руководитель должен представлять сотруднику возможность дальнейшего профессионального обучения в целях лучшего выполнения порученных последнему ответственных задач. (См. пункт о профессиональном обучении).
- Руководитель должен обеспечить доступ сотрудника к любой необходимой ему информации.
- Руководитель должен избегать вмешательства в рабочий процесс без серьезных причин для того, чтобы не нарушить процесс делегирования полномочий.
- Руководитель должен придать сотруднику уверенность в том, что в случае возникновения затруднений последний может попросить у него совета и поддержки.
- Следует контролировать конечные результаты порученного дела и немедленно извещать сотрудника о результатах контроля.
На Западе считается хорошим тоном, когда начальник готовит себе преемника. В этом случае он безбоязненно болеет, уходит в отпуск и вообще по каким-либо причинам оставляет организацию. Он спокоен, так как управление в руках доверенного лица.
3.2.4 Применение методов оценки действий руководителя.
Для определения отношения руководства, коллег и подчиненных к деловым качествам и методам руководства вновь назначенного руководителя среднего звена можно воспользоваться методикой экспертной оценки. Пример использования такой методики приведен в таблице 7.
Таблица 7.
Пример применения методики экспертной оценки к конкретному руководителю.
Перечень качеств
Оценки экспертов
Средняя оценка по качеству
Весовой коэффициент
Средневзвешенная оценка по качеству
Выше по должности
Равных по должности
Подчиненных
1. Знание технологии производства
5
4
3
2
3,50
0,5
1,75
2. Знание вопросов хозрасчета и финансирования
0
2,67
1,33
3. Стремление рационализировать производственный процесс
3,17
0,3
0,95
4. Умение решать новые производственные задачи без дополнительных ресурсов
3,67
1,10
5. Владение методами стимулирования
2,83
0,85
6. Умение располагать к себе людей
7. Уверенность в себе
3,83
1,15
8. Оказание помощи товарищам по работе
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16