Так в учебнике для вузов инновации классифицируются в зависимости от технологических параметров, типа новизны для рынка, места в системе предприятия и глубины вносимых изменений [4,с.39]. Причем под технологическими параметрами понимается деление инноваций на продуктовые и процессные.
По типу новизны для рынка инновации делятся на:
· новые для отрасли в мире;
· новые для отрасли в стране;
· новые для данного предприятия (группы предприятий).
По месту в технологической системе предприятия выделяют инновации:
· на входе в воспроизводственные процессы предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации);
· на выходе (изделия, услуги, технологии, информация);
· инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
В зависимости от глубины вносимых изменений разные авторы справедливо выделяют инновации:
· радикальные (базовые);
· улучшающие;
· модификационные (частичные).
Оригинальной является классификация А.И. Пригожена, который в качестве ее признаков использует распространенность, место в производственном цикле, преемственность, охват ожидаемой доли и степень новизны.
По распространенности выделяют единичные инновации, которые, являясь оригинальными, могут использоваться только в локальных условиях и один раз, и диффузные, которые могут быть применены в различных отраслях и комбинациях.
По месту в производственном цикле инновации могут быть сырьевыми (на входе в систему технологического процесса предприятия) и продуктовыми (на выходе из производственного цикла).
По преемственности инновации разделяются на замещающие что-либо, отменяющие (т.е. использующиеся взамен устаревшего), возвратные на новой основе, открывающие новые возможности и ретровведения.
Еще более полной является классификация инноваций и инновационных процессов Л.Н. Оголевой. Эта схема представлена в Приложении 2. Оголева рассматривает инновационную деятельность как целенаправленную систему мероприятий по разработке, внедрению, освоению, производству, диффузии новшеств по этапам жизненного цикла, а инновации классифицируются по следующим признакам: предметно-содержательному, уровню разработки и распространения, сферам разработки и применения, новизне, инновационному потенциалу, назначению и по факторам общественного производства.
Р.А. Фатхутдинов, пытаясь углубить классификационные признаки, располагает их в строгой последовательности и кодифицирует для последующего использования в системе ЭВМ.
Таким образом, рассмотрев попытки различных научных школ под руководством ведущих ученых классифицировать инновации и инновационные процессы, можно сделать вывод, что все они внесли определенный вклад в общую систему характеристики инноваций и инновационных процессов и могут быть использованы для разработки общей национальной системы. А применение этой системы будет способствовать разнообразию инновационной деятельности и повышению ее эффективности, что, в свою очередь, обеспечит рост национальной экономики.
Значимость инноваций существенна, и, несомненно, инновационная деятельность требует регулирования со стороны государства. Это мы попытаемся раскрыть в следующей главе.
2. Государственное регулирование инновационной деятельности в РФ
Государственное регулирование экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. На этапе переходной экономики роль государства как основного участника и партнера по бизнесу в развитии инновационного сектора является стратегической.
В настоящее время государство в нашей стране ответственно в основном только за блок фундаментальных исследований, что может привести к наращиванию научного потенциала, который будет использоваться в странах с высокой ценой на интеллектуальные ресурсы. В результате очень скоро Россия может превратиться в поставщика «интеллектуального сырья» в экономически развитые страны [10, с.43].
Одной из наиболее актуальных проблем российской экономики сегодня является повышение конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг. И в этом первоочередную роль играет активизация инновационной деятельности. В этих условиях государство должно принять меры, направленное на существенное оживление инновационной деятельности.
К основным функциям государственного регулирования инновационной сферы являются:
· аккумулирование средств на научные исследования и инновации;
· координация инновационной деятельности;
· стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;
· создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;
· кадровое обеспечение инновационной деятельности;
· формирование научно-инновационной инфраструктуры;
· институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;
· обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;
· повышение общественного статуса инновационной деятельности;
· региональное регулирование инновационных процессов;
· регулирование международных аспектов инновационных процессов [6, с.47].
К формам государственной поддержки научной и инновационной деятельности Б.А. Райзберг относит следующие:
· прямое финансирование;
· предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;
· снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;
· отсрочку уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
· реализацию права на ускоренную амортизацию оборудования;
· создание сети технополисов, технопарков и т.д.[]
Основными направлениями государственной поддержки инновационной политики являются следующие:
· содействие повышению инновационной активности, обеспечивающий рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;
· ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
· сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма;
· содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства [2, с.27].
Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств.
Страницы: 1, 2, 3, 4