Рефераты. Функциональное и иерархическое разделение труда в системе управления






·                    создание условий для раскрытия и развития личности работников, повышения качества трудовой жизни и эффективности работы[21].

Отношения с подчиненными в организации существенно зависят от условий развития общества в целом, региона, отрасли, самого предприятия. Вот, например, как определяет вице-президент Центра образовательных программ США условия, заставляющие менеджеров использовать более цивилизованные отношения с персоналом в компаниях:

·                    снижение уровня безработицы (в 1997–1998 гг. он был самым низким за последние 28 лет), приведшее к дефициту квалифицированных кадров. Это заставило руководителей отказаться от жесткого директивного стиля, который был оправдан в то время, когда предложение рабочей силы на рынке превышало спрос;

·                    достижение баланса в оценке значения, которое придается собственности компании и людям, работающим в ней. В качестве иллюстрации приводится фирма Microsoft, цена капитализации которой составляет 270 млрд. долл. при общей стоимости ее акций всего 14,4 млрд. долл. Большая часть разницы между этими оценками объясняется высокой стоимостью интеллектуального капитала – высокого класса специалистов, которые, если с ними плохо обращаться, могут уйти, «хлопнув дверью».

Эти факторы буквально вынуждают руководителей менять стиль управления и вырабатывать способности к набору профессионалов и удержанию их в компаниях. Особенно большое значение этому придается в организациях, где главным активом являются люди. Ко всему прочему, исследования свидетельствуют, что работники, удовлетворенные отношениями в организации, работают более ответственно и производительно, а замена одного работника другим (с учетом затрат на поиск, наем и обучение новых служащих) обходится по некоторым данным в 30 тыс. долл.

В работе руководителей с людьми и организациями, непосредственно не подчиняющимися им, большое место занимает координация общих усилий по достижению целей, переговоры с представителями заинтересованных компаний, а также обмен информацией. Значение такого межличностного взаимодействия особенно важно для наших руководителей в условиях, когда произошло разрушение действовавших многие годы хозяйственных связей, на месте бывших партнеров появились конкуренты, а налаживание новых связей потребовало использования совершенно новых подходов к организации информационных связей между предприятиями и людьми.

Руководители должны проявлять незаурядные способности и предприимчивость в усваивании и использовании информации. Она может послужить основанием для принятия решений по рационализации производства и управления, по переориентации на новые виды продукции и / или услуг, по корректировке ранее разработанной стратегии и т.д.

Принятие управленческих решений – важнейшее направление деятельности руководителей, требующее от них не только высокого профессионализма в решении задач организации, но и методологической компетенции, т.е. способности к системному восприятию и интерпретации информации, структурированию проблем и поиску методов их разрешения.

Организация выполнения принятых решений отражает их умения и способности доводить до коллектива цели и задачи, формировать единую систему ценностей, контактировать с людьми, вовлекать их в процесс разрешения проблем, мотивировать и поощрять производительную и качественную работу[22].

В периоды радикальных преобразований экономики и реформирования работы организаций существенно растет число новых и нестандартных решений, которые требуют не применявшихся ранее методов и связаны с большими рисками. Это еще более усложняет работу руководителей, которые не только сами должны адаптироваться к неизбежным переменам, но и убедить коллектив в их необходимости[23].

Содержание и характер труда руководителей зависят от того уровня иерархии, к которому относятся их должности. Руководители высшего уровня, например, значительную часть своего времени и усилий затрачивают на разработку концепции, стратегии и политики предприятий и его ключевых подсистем (таблица 2.2), а также на поддержание внешних контактов с другими предприятиями и организациями.


Таблица 2.2. Главные задачи руководителей высшего уровня

1

Определение видения, миссии и целей развития организации

2

Установление стратегических целей и направлений развития организации

3

Разработка и проведение политики развития ключевых подсистем организации: маркетинга, научных исследований и нововведений, производства продукции и услуг

4

Финансовая и инвестиционная политика

5

Проектирование организационной структуры управления

6

Главные вопросы управления персоналом и социальным развитием

7

Управление системами, обеспечивающими координацию, контроль и оценку деятельности подразделений и организации в целом


Важнейшая задача руководителя – разработка видения, назначения (миссии) и ценностей – требует от них умения управлять движением организации вперед, постоянно обучать других членов продуктивно решать проблемы и повышать свое мастерство. Поэтому на них возлагается ответственность за непрерывное обучение, повышающее общий потенциал организации. Они должны обладать способностью формировать разделяемое видение организации и общее понимание сложных проблем бизнеса. Это обеспечивает контроль того, что делается на местах, и координацию работы всех частей организации.

Важнейшей составляющей в работе руководителей всех трех уровней является управление людьми. Однако характер и содержание этой работы различны. Руководители первого уровня имеют дело в основном со своими подчиненными – исполнителями. На среднем уровне реализуется сложная система взаимоотношений с менеджерами и руководителями всех трех уровней (в этом особенность работы менеджеров этого уровня). Руководителям высшего уровня приходится много внимания уделять не только собственному персоналу организации, но и активно работать с руководством других организаций. Само собой разумеется, что это находит отражение на содержании работ: на первом уровне – это в основном инструктаж и оперативное распорядительство; на среднем – координация деятельности; на высшем – межличностное общение, информационные роли, принятие важнейших решений.

Концептуальные решения принимаются в основном на высшем уровне руководства, тогда как использование профессиональных и технических знаний и умений больше всего необходимо для менеджеров первого уровня. Искусство выполнения управленческих процедур, применения специальных знаний, методов и подходов приобретает здесь нередко значение примера и даже образца для подражания. Одновременно оно повышает уверенность исполнителей в управленческой компетенции руководителей. Фактическая структура затрат времени руководителей может существенно различаться, так как зависит от ситуации, в которой находится организация, от ее структуры, глубины разделения труда и организационной культуры.

 

 


Заключение


В работе мы рассмотрели тему «Функциональное и иерархическое разделение труда в системе управления» и можем сделать следующие выводы.

Группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и ее технико-организационный уровень, которые могут использоваться в качестве нормативных при анализе эффективности проектируемых вариантов организационных структур. К ним относятся звенность системы управления, уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости, сбалансированность распределения прав и ответственности, уровень специализации и функциональной замкнутости подсистем и т.п.

Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и ее организационной структуры объекту управления.

Исследование схем формальных организаций показывает, что существует уровень вертикального и горизонтального разделения труда.

Руководитель верхнего уровня управляет деятельностью руководителей среднего и низшего уровней, т.е. формально обладает большей властью и более высоким статусом. Вертикальная дифференциация связана с иерархией управления в организации. Чем больше ступеней иерархической лестницы между высшим уровнем управления и исполнителями, тем более сложной является данная организация. Полномочия распределяются по должностям и руководителям, занимающим эти должности. Цель организации рассматривается как ориентир для направлений потоков связей и полномочий.

Горизонтальная дифференциация отражает степень разделения труда между отдельными структурными единицами. Чем больше в организации различных сфер, требующих специализированных знаний и навыков, тем более сложной она является. Горизонтальная специализация направлена на дифференциацию функций. Она охватывает определение работы (соединение различных отдельных заданий) и определение взаимосвязи между различными видами работ, которые могут выполняться одним или многими работниками.

Охват контролем – это число подчиненных, которые отчитываются перед одним руководителем. Функционализация – это разнообразие заданий, которые должны быть выполнены, чтобы достичь целей организации. Руководитель высшего уровня имеет прямой контроль над тремя руководителями среднего уровня – по производству, бухгалтерскому учету и маркетингу. В свою очередь, руководители среднего уровня имеют прямой контроль над соответствующими руководителями низшего уровня, а те – непосредственно над определенным числом исполнителей.

Хотя все руководители играют определенные роли, это не значит, что большое число руководителей в крупной организации заняты выполнением одной и той же работы. Крупные организации имеют такой объем управленческой работы, что она также должна быть разделена между менеджерами с учетом их специализации.

Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений по функциональному признаку конкретной сферы деятельности (например, финансы, производство, маркетинг и т.д.). Как и для выполнения производственных работ, горизонтально разделенная управленческая работа должна быть скоординирована, чтобы организация могла добиться успеха в своей деятельности.

Вертикальное разделение труда, развернутое по пирамиде от руководителя, который возглавляет руководителей, до руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала, образует уровни управления.


Список использованной литературы


1.         Ермаков В.В. Менеджмент организации. – М.: МОДЭК, 2007.

2.         Кабкова Е.Н. Шпаргалка по теории организации. – М.: Аллель, 2009.

3.         Кошелев А.Н. Теория организации. Краткий курс. – М.: Окей-книга, 2009.

4.         Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: Инфра-М, 2008.

5.         Миронов М.Г., Жданов Т.С. Теория организации. Конспект лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2007.

6.         Овчинникова Н.В., Шишкова Г.А. Введение в специальность. Менеджмент организации. – М.: РГГУ, 2006.

7.         Одинцов А.А. Менеджмент организации. Введение в специальность. – М.: Академия, 2009.

8.         Пустынникова Е.В. Основы менеджмента. – М.: КноРус, 2010.

9.         Раздорожный А.А. Управление организацией (предприятием). – М.: Экзамен, 2006.

10.    Романова О.С., Романова А.И. Менеджмент организации. – М.: Энергия, 2008.

11.    Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. – М.: Инфра-М, 2009.

12.    Сухов В.Д., Сухов С.В., Москвичев Ю.А. Основы менеджмента: практикум. – М.: Академия, 2009.

13.    Теория организации. Организация производства на предприятиях. – М.: Дашков и Ко, 2010.

14.    Шаститко А.Е. Экономическая теория организаций. – М.: Инфра-М, 2007.

15.    Шеметов П.В., Петухова С.В. Теория организации. – М.: Омега-Л, 2010.

16.    Яськов Е.Ф. Теория организации. – М.: Юнити-Дана, 2010.


[1] Теория организации. Организация производства на предприятиях. – М.: Дашков и Ко, 2010. – с. 78.

[2] Яськов Е.Ф. Теория организации. – М.: Юнити-Дана, 2010. – с. 51.

[3] Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. – М.: Инфра-М, 2009. – с. 100.

[4] Пустынникова Е.В. Основы менеджмента. – М.: КноРус, 2010. – с. 42.

[5] Сухов В.Д., Сухов С.В., Москвичев Ю.А. Основы менеджмента: практикум. – М.: Академия, 2009. – с. 62.

[6] Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. – М.: Инфра-М, 2009. – с. 105.

[7] Пустынникова Е.В. Основы менеджмента. – М.: КноРус, 2010. – с. 57.

[8] Кабкова Е.Н. Шпаргалка по теории организации. – М.: Аллель, 2009. – с. 23.

[9] Шаститко А.Е. Экономическая теория организаций. – М.: Инфра-М, 2007. – с. 75.

[10] Кошелев А.Н. Теория организации. Краткий курс. – М.: Окей-книга, 2009. – с. 84.

[11] Ермаков В.В. Менеджмент организации. – М.: МОДЭК, 2007. – с. 35.

[12] Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: Инфра-М, 2008. – с. 64.

[13] Ермаков В.В. Менеджмент организации. – М.: МОДЭК, 2007. – с. 44.

[14] Сухов В.Д., Сухов С.В., Москвичев Ю.А. Основы менеджмента: практикум. – М.: Академия, 2009. – с. 74.

[15] Шеметов П.В., Петухова С.В. Теория организации. – М.: Омега-Л, 2010. – с. 93.

[16] Романова О.С., Романова А.И. Менеджмент организации. – М.: Энергия, 2008. – с. 109.

[17] Шеметов П.В., Петухова С.В. Теория организации. – М.: Омега-Л, 2010. – с. 98.

[18] Романова О.С., Романова А.И. Менеджмент организации. – М.: Энергия, 2008. – с. 115.

[19] Миронов М.Г., Жданов Т.С. Теория организации. Конспект лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – с. 84.

[20] Раздорожный А.А. Управление организацией (предприятием). – М.: Экзамен, 2006. – с. 61.

[21] Одинцов А.А. Менеджмент организации. Введение в специальность. – М.: Академия, 2009. – с. 71.

[22] Овчинникова Н.В., Шишкова Г.А. Введение в специальность. Менеджмент организации. – М.: РГГУ, 2006. – с. 128.

[23] Романова О.С., Романова А.И. Менеджмент организации. – М.: Энергия, 2008. – с. 119.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.