Рефераты. Формирование государственной инновационной политики и нормативно-правовой базы, стимулирующей инновационную деятельность






1) Несмотря на многолетние дискуссии, в России до настоящего времени еще не создана комплексная национальная инновационная политика, включающая всех участников системы. Недавний законопроект в области инновационной политики имеет смещенный центр тяжести в сторону государственных научных исследований и не отводит бизнес-сектору более активной роли. Следовательно, мало внимания уделено вопросам участия в нем бизнес-сектора, таким как обеспечение соответствующего законодательства по защите собственных исследований и честной конкуренции, финансовых стимулов при инвестировании в инновации и создании новых компаний.

2) Государственные исследовательские организации в России продолжают работать больше в режиме «технологических толчков», нежели руководствуясь технологическими потребностями рынка. В результате, часто создаются невостребованные рынком технологии, которые, естественно, отвлекают ресурсы и усилия. Чтобы в будущем избежать подобных проблем, требуется решительное изменение процесса принятия решения при постановке приоритетов исследований. Конечным потребителем новых знаний и технологий (бизнес, правительство и гражданское общество) необходимо предоставить значительно больше прав участия в разработке приоритетов исследований и оценке их результатов.

3) По сравнению с международными конкурентами, российские компании инвестируют относительно небольшие средства в собственные исследования и разработки. Российское правительство должно инициировать активную кампанию, призванную стимулировать инвестиции со стороны частного сектора НИОКР, и разработать меры (налоговые, грантовые и т.д.) для ее реализации. Кроме того, правительство должно существенно активизировать свое участие в оказании поддержки создаваемым высоко - технологичным компаниям.

4) Система государственных научных исследований в России (и система образования) стремительно теряет свою репутацию как внутри страны, так и за ее пределами. Последние пятнадцать лет могут быть охарактеризованы как период застоя, упадка и борьбы за выживание. Наиболее важно то, что система смогла восстановить свой исследовательский потенциал и расширить новые области познания. Необходимы решительные реформы для полного изменения такой ситуации. О некоторых мерах было уже заявлено, например, о существенном увеличении зарплаты научным сотрудникам и профессорам наряду со значительным сокращением штата.[5]

5) В целях возрождения государственной системы научных исследований необходимо в срочном порядке привлечь молодых сотрудников в научно-исследовательские институты. Одновременно необходимо отказаться от идеи рассматривать исследовательскую карьеру как пожизненную деятельность. Это не означает, что выбор научной карьеры на всю жизнь должен быть отменен, однако, это не должно выходить за принятые нормы. Результатом такого подхода должен стать более высокий уровень мобильности персонала, призванный объединить ценнейшие знания внутри инновационной системы.

6) Для возрождения финансирования российской науки предлагается ввести специальный налог, который будут платить производственные и сервисные компании, средства которого позволят создать фонд, подобный ранее действовавшему Фонду научно-технического развития [5]. Другой альтернативой данному предложению может стать использование части средств от доходов нефтяных компаний.

Наряду с предоставлением прав ИС на результаты НИОКР, рекомендуется рассмотреть возможность введения в российское законодательство нормативного акта, определяющего коммерциализацию как одну из основных сфер деятельности исследовательских организаций.

Создать стимулы и соответствующую правовую базу для коммерциализации научно-технологических результатов, полученных государственными научно-исследовательскими организациями.

Стимулировать создание новых предприятий («старт-ап» компаний). Законодательные ограничения на учреждение «старт-ап» компаний государственными научно-исследовательскими организациями, ориентированными на коммерциализацию технологий, следует снять. Разработка нормативных актов, создающих условия для легального участия государственных институтов в создании «старт-ап» компаний, является неоспоримым приоритетом для законодательной деятельности, направленной на стимулирование коммерциализации в России.[5]

Единого законодательного акта, определяющего понятие, виды инноваций, порядок осуществления инновационной деятельности, пока нет. Подзаконными актами разнога уровня регулируются отдельные аспекты инновационной деятельности организаций. Например, Постановлением Госкомстата России от 3 августа 1998 г. № 80 (с изм. от 30 марта 2000 г.) утверждена форма федерального государственного статистического наблюдения за технологическими инновациями предприятия (организации) и инструкция по ее заполнению, Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 утверждена концепция инновационной политики РФ на 1998- 2000 годы. Велика роль актов Российского агентства по патентам и товарным знакам.[1]

Правовой базой инновационного процесса в настоящее время является законодательство в области интеллектуальной собственности. Приняты специальные законы, определяющие правовой режим изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ и баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров. Правовой режим некоторых объектов инновационной деятельности сформулирован лишь в виде общих понятий нормами общего законодательства (фирменное наименование, коммерческая тайна) или вообще не определен российским законодательством (открытия, рационализаторские предложения).

Инновационные отношения регулируются также международными договорами и оглашениями (Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Евразийская патентная конвенция и др.).[1]

Заключение


Крайне важно, чтобы в обществе сформировалась инновационная культура. Создание специализированных инновационных Институтов, готовящих специалистов для инновационного производства является важным шагом на пути создания такой культуры. Необходимо привлекать молодежь в науку, чтобы ей было интересно как в творческом, так ив материальном плане. Даже страны Западной Европы, имеющие развитые рыночные структуры и финансовые средства, сталкиваясь с инновационным застоем, ищут пути его преодоления.

Только воздействие на культурную среду через образование, науку, правовую базу, общественное мнение, организацию профессионального обучения позволит российской экономике реально перейти на инновационный путь развития.

Вопрос о том, быть или не быть России передовой в научно-технологическом отношении державой, безусловно, относится к разряду наиважнейших, важные для будущего страны решения должно принимать только государство.

Остается актуальной проблема нехватки у государства финансовых ресурсов, при этом вопрос об активизации инновационной деятельности как о действительном приоритете современной государственной политики также может быть решен только на государственном уровне.

Значительные финансовые ресурсы в России имеются у частного капитала и крупного промышленного бизнеса, однако у них не воспитан вкус к инновациям. Подтолкнуть их к инвестированию инноваций – тоже прерогатива государства.

В работе был рассмотрены основы государственного регулирования в области инноваций. Основными функциями государства в лице своих органов в сфере инноваций являются:

стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

страхование инновационных рисков;

аккумулирование средств на научные исследования и инвестиции в инновации;

Также была проанализирована инновационная политика ЕС и России. Были выявлены основные отличия в инновационном стимулировании нашей страны и европейского блока.

В последнем пункте была подробно рассмотрена государственная инновационная политика России, её экономические, правовые и политические составляющие. Вследствие данного рассмотрения были выявлены основные недостатки и сформулированы предложения по их устранению.

Список используемой литературы


1.       Epшoвa И. Правовое регулирование инновационной деятельности, статья. #"1.files/image001.jpg" hspace=10 vspace=10>

Рис.1. Сравнительная характеристика доли затрат на исследования и разработки в ВВП в Европейском Союзе и России в 1990-2002 гг.


Приложение 2


Таблица 1

Внутренние затраты на исследования и разработки в России и некоторых развитых странах ОЭСР в 2003 году

Страны

Всего (в млн. долл.)*

В % к ВВП

В расчете на душу населения ( в долл.)

Россия

16837,6

1,28

98,6

США

277099,9

2,67

977,7

Германия

54449,5

2,5

659,98

Япония

106863,6

3,12

838,4

Швеция

10232,5

4,27

1149,0


Приложение 3


Таблица 2

Структура внутренних затрат на исследования и разработки в России, 1995-2003 гг., в %

Источники финансирования

1995

1997

1999

2001

2003

Федеральный и местный

60.5

59.6

49.9

56.2

58.4

Средства организаций предпринимательского сектора

17.4

15.5

15.7

19.6

20.1

Средства неприбыльных организаций

0.1

0.8

0.04

0.2

0.1

Собственные ресурсы научных организаций

10.6

10.6

6.9

10.1

9.6

Средства внебюджетных фондов

6.7

6.0

6.9

5.2

2.7

Собственные ресурсы институтов высшей школы

0.1

0.1

0.2

0.1

0.1

Средства иностранных источников

4.6

7.4

16.9

8.6

9.0



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.