С учетом ситуации, сложившейся в сфере образования была разработана концептуальная модель самофинансируемого высшего учебного заведения в условиях рыночной экономики, которая включает в себя следующие структурные элементы:
Генеральная цель: создание Университета нового типа, реализующего современную концепцию гуманитарного образования, выступающего в качестве не только образовательного и научного, но и духовного центра, формирующего личность специалиста нового типа и отличающегося повышенной привлекательностью для абитуриентов в силу качества образования, его нацеленности на реальные потребности рынка труда, особой духовной атмосферы, позволяющей интегрировать образовательные и воспитательные аспекты.
Цели-средства: создание новой экономической стратегии функционирования вуза, обеспечивающей его развитие в рыночных условиях, опирающейся на самофинансирование, как ведущее условие достижения автономности Университета и самостоятельности в принятии решений и одновременно как показатель успешности и эффективности его деятельности.
Разработка новой управленческой стратегии, позволяющей добиться качественно новых отношений между Университетом, с одной стороны, и учредителями (ФНПР), ГК РФ по высшему образованию, администрацией города и района, другими вузами России и зарубежных стран и т.п., с другой стороны: оптимизировать отношения между администрацией вуза и преподавателями, фирмами, предприятиями, студентами и т.д.
Формирование инновационной организационно-педагогической модели, ориентированной на дальнейшую гуманитаризацию образования, оперативное реагирование на ситуацию на рынке труда, на достижение высокой эффективности обучения за счет использования современных методик и новейших технологий.
Психологическая перестройка коллектива в связи с отказом от традиционной конкурсной системы замещения вакансий и перехода на контрактные формы построения трудовых отношений, повышенные требования к педагогической, научной, организационно-методической, воспитательной и другим сторонам деятельности.
Формирование нового образа Университета не только как образовательного и научного, но и духовного и социально-культурного центра.
Социально-культурные аспекты эффективности модели СПбГУП.
Внедрение инновационных организационно-педагогической, управленческой, экономической моделей позволили СПбГУП превратиться в вуз, продолжающий и обогащающий традиции российских университетов как центров культуры, открытых для самых различных слоев населения, осуществлять систему просветительных, социально-культурных, гуманитарных функций.
Основными направлениями этой деятельности выступают: просветительная и театрально-зрелищная работа на базе оснащенного всем необходимым оборудованием современного театрально-зрелищного комплекса: просветительная, образовательная, творческая деятельность с населением района и города на базе ряда кафедр СПбГУП: социальная работа по различным направлениям с населением города.
Для реализации последнего из направлений в СПбГУП создан Центр социальной работы, осуществляющий: социально-психологическую и социально-правовую помощь населению, проведение комплексных исследований в области социальной работы и социальной защиты граждан, разработку и внедрение целевых программ социальной работы с различными категориями населения (престарелые, инвалиды, дети-дезадаптанты, неполные и многодетные семьи, безработные и др.), просветительную деятельность и т.п.
В короткие сроки сформированы университетские традиции. Их организующей основой выступает университетский праздничный календарь, событийную основу которого составляют мероприятия различного уровня, охватывающие практически все стороны вузовской жизни и знаменующие важные этапы формирования специалиста. Все эти мероприятия, будучи системно выстроены, содействуют решению важной задачи формирования специалиста гуманитарного профиля, сочетающего в себе профессиональные качества и духовно-нравственные черты. Приложение 3
|Стадия |Характеристика организации |Характеристика | |жизненного | |организационной культуры| |цикла | | | | |Плюсы |Минусы | | |Эксплерент |1.Сплоченность |1.Ограниченност|-Начальный этап в | |(Зарождение) |коллектива |ь ресурсов. |формировании о/к. | | |вокруг лидера. |2.Большая |-Из всех составляющих | | |2.Минимальный |зависимость от |о/к выделяются лишь | | |управленческий |рыночной |сильные коммуникации. | | |аппарат. |конъюнктуры. |-Слабое влияние вопросам| | |3.Простые |3.Слабые |о/к. | | |организационные |кредитные |-Отсутствие четко | | |связи. |возможности. |сформулированных миссии,| | |4.Высокая |4.Прегрузки |целей, и кодекса | | |готовность |персонала в |поведения сотрудников. | | |кадров к |процессе |Некоторые не | | |радикальным |работы. |декларируемые лозунги: | | |новациям. |5.Условия |1.Лучшая организация – | | |5.Высочайшая |труда, зарплата|отсутствие всякой | | |взаимозаменяемос|и социальное |организации. | | |ть специалистов |обеспечение |2.У нас полный разгул | | |6.Четкая |значительно |демократии – будете | | |специализация |ниже, чем на |делать только то и так, | | |научной |более крупных |что и как я скажу. | | |направленности. |предприятиях. |3.Если честолюбивая | | |7.Интеллектуаль-| |мечта не заставляет вас | | | | |страдать, значит её у | | |ный продукт | |вас нет. | |Патиент |1.Сплоченность |1.Появление |-Четко сформулированы | |(Рождение) |коллектива |значительных |миссия и цели. | | |вокруг группы |разногласий в |-Сформировавшийся штат | | |энтузиастов, |коллективе. |сотрудников. | | |работающих в |2.Ограниченност|-Сильные коммуникации. | | |одном |ь ресурсов. |-Развитие других | | |направлении. |3.Имеющиеся |составляющих о/к | | |2.Мобильность и |перегрузки в |(ритуалы, лозунги и | | |гибкость |работе. |т.д.). | | |перехода к |4.Неподготовлен|-Начало формирования | | |новациям. |ность |делового кредо | | |3.Неусложненные |производства и |-Выработка общего языка.| | |организационные |условий труда. | | | |связи. |5.Недостаточная|-Начальный этап в | | |4.Небольшой |техническая |формировании традиций. | | |управленческий |оснащенность. |Некоторые не | | |аппарат. |6.Недостаточные|декларируемые лозунги: | | |5.Значительная |производственны|1.Выживает только | | |взаимозаменяемос|е мощности. |сильнейший. | | |ть специалистов | |2.Хорошо то, что плохо | | |6.Интеллектуальн| |конкуренту. | | |ый продукт | |3.Человек человеку волк.| | |значителен. | | | | | | |4.Работай локтями. | | | | | | |Стадия |Характеристика организации |Характеристика | |жизненного | |организационной культуры| |цикла | | | | |Плюсы |Минусы | | |Виолент |1.Наличие |1.Появление |-Полностью | |(Утверждение) |коллектива, |значительных |сформулированное деловое| | |работающего над |разногласий в |кредо. | | |имиджем фирмы. |коллективе. |-Наличие сотрудников, | | |2.Качество |2.Организация в|занимающихся вопросами | | |кадрового |коллективе |о/к. | | |состава. |оппозиции. |-Большое внимание | | |3.Финансовая |3.Ограниченност|вопросам о/к и развитию | | |устойчивость. |ь ресурсов. |социальной сферы | | |4.Низкие |4.Консерватизм |-Работа над имиджем | | |удельные |в принятии |организации во внешней и| | |затраты. |нововведений. |внутренней среде. | | |5.Высокая |5.Сложные |-Полностью | | |техническая |коммуникационны|сформировавшиеся | | |оснащенность. |е связи. |традиции в организации. | | |6.Сформированная|6.Большая |-Пик в развитии о/к. | | |и стабильная |численность |Некоторые не | | |номенклатура |управленческого|декларируемые лозунги: | | |продукции. |персонала. |1.Цель – все ; движение | | |7.Большие |7.Слабая |к ней – ничто. | | |производственные|приспособленнос|2.Хорошо живет тот, кто | | |мощности. |ть к |умеет хорошо жить. | | |8.Конкурентоспос|принципиально |3.Путешествие в тысячу | | |обность |новой |миль завершается одним | | |продукции. |продукции. |единственным шагом. | | |9.Высокая | | | | |социальная | | | | |обеспеченность | | | | |кадров. | | | |Коммутант |1.Наличие |1.Сужение |-Сложный этап в развитии| |(Стабилизация) |лидера, хорошо |рынка. |о/к. | | |понимающего |2.Большие |-Фирма и о/к исчерпывает| | |специфику |недогруженные |свой потенциал | | |национального |мощности. |дальнейшего роста. | | |рынка. |3.Устаревшая |-Требуется корректировка| | |2.Умение |номенклатура |делового кредо и о/к в | | |удержать своего |продукции. |общем. | | |покупателя. |4.Организация в|-Сложная внутренняя | | |3.Конкурентоспос|коллективе |структура организации. | | |обность |оппозиции. |-Сложный | | |продукции. |5.Высокие |коммуникационный | | |4.Нетребователь-|удельные |процесс. | | | |затраты. |-Необходим инновационный| | |ность кадров к |6.Организационн|«скачок» | | |их социальной |ая инертность. |Некоторые не | | |обеспеченности. |7. Большая |декларируемые лозунги: | | |5.Высокая |численность |1.Есть ещё порох в | | |техническая |управленческого|пороховницах. | | |оснащенность. |персонала. |2.Если бы молодость | | | |8.Невозможность|знала, если бы старость | | | |вносить |могла. | | | |значительные |3.Технический прогресс | | | |усовершенствова|снабдил их действенными | | | |ния в |средствами для движения | | | |продукцию. |назад. | | | | |4.Если вы не восходящий,| | | | |значит, вы ниспадающий. |
----------------------- [pic]
[pic]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13