Рефераты. Феномен российского менеджмента в лице Владимира Довганя и его компании Довгань






p> Очередная авантюрная идея, которая осенила Довганя, заключалась в том, чтобы начать воспитывать свои кадры через практическую деятельность. Он договорился с директором одного колледжа, что организует фирму для детей из ее учебного заведения, зарегистрирует ее, пускай мальчишки сами делают себе печать, устав, открывают счет в банке. Назовет новую фирму «Дока-юниор» и пускай ребятишки растут и работают. Так и поступили.

Мальчишки из «Доки-юниор» в своей деятельности проявляли море выдумки и фантазии, умудряясь зарабатывать деньги там, где их, казалось, заработать практически невозможно. К примеру, они установили в городской библиотеке ксерокс и посадили рядом своего представителя, который предлагал копировальную технику в аренду всем желающим. Кроме того, чтобы сплотить
«юниорский» коллектив, повысить их работоспособность, а заодно и свой собственный жизненный тонус, по вечерам Довгань начал устраивать для мальчишек тренировки по восточным единоборствам. Это был чрезвычайно сильный ход. В неформальной обстановке, в состязательных играх и в спаррингах самые трудолюбивые и целеустремленные характеры проявляются первыми. Одновременно Довгань и себя заставлял заниматься спортом, не мог же он не прийти на тренировку к пацанам, если уже обещал! И вот совершенно бесплатно и даже во вред основному бизнесу, он начал активно общаться с молодежью. На самом деле, такие ребята - самый благодатный материал. От его рассказов глаза у них загорались, словно светящиеся в темноте лампочки в тысячу ватт. «Дока-юниор» стал одним из самых любимых проектов Довганя, куда он вкладывал всю свою душу. Обидно, что основная фирма в тот период уже переживала не лучшие времена. Постепенно Довгань отвлекся на проблемы основного бизнеса, а без его непосредственного участия проект с детской фирмой был успешно загроблен.

Владимиру Довганю всегда нравились вещи, которые никто до него не делал. По крайней мере, в России. И вот еще в 1993 году он придумал развивать в России экспресс-доставку товаров на дом. На Западе выгодность этого бизнеса давным-давно осознали. Самая высокая башня в Чикаго принадлежит «Сирс», компании, которая начинала с рассылки по фермам запчастей к тракторам, а сейчас занимается доставкой на дом разнообразной каталожной продукции. Решившись взяться за подобный бизнес, Довгань осознавал, что люди, которые уже работают в фирме (в том числе и он), слишком косные для такого живого дела. Нужна свежая кровь. Тогда он направился в Тольяттинский политехнический институт и выступил перед старшекурсниками с заявлением: «Ребята, есть интересная работа...» Это было и им хорошо и «Доке». Потому что студенты могли заниматься «Экспресс- доставкой» в свободное от учебы время, а если кто-то из них хорошо себя проявлял, «Дока» сразу по окончании института забрала бы его к себе. То есть фирма, с одной стороны, не ломала судьбы ребят и, в то же время, устраивала проверку их творческому потенциалу и организаторским способностям.

В «Экспресс-доставку» было набрано порядка 25 человек. Им предстояло начать совершенно новый для России бизнес. Почта и рассылка товаров в стране к тому времени были уже основательно разрушены. Но перед Довганем в полупустой аудитории сидело две дюжины студентов пятого курса, перед которыми была поставлена задача: разработать свою технологию доставки товаров на дом. Ребята тотчас завелись, и у них полным ходом пошла интереснейшая работа.

Студенты купили где-то стандартные почтовые ящики. Поставили их в магазинах, напечатали карточки-заявки, установили телефон с дежурным и разместили объявления в газетах, по которым клиент мог заказать себе все, что ему было необходимо. Заказы посыпались один за другим, и студенты начали разносить товар по домам. Делали это они с колоссальным энтузиазмом, невзирая на то, что у нас нет расчета по кредитным карточкам, и что люди уже привыкли ничему не доверять. Сейчас в Москве уже появились аналогичные службы, эффективно использующие городское телевидение, но тогда ничего подобного в стране и в помине не было. В «Доке» понимали, что если они охватят хотя бы европейскую часть России рынком экспресс-услуг, то в результате получат невероятного размера магазин без стен, дверей и окон.
Ведь если поставить в каждом городе и поселке магазин одной торговой марки, доход составит миллиарды долларов в десятилетие. А здесь, используя полуразрушившуюся почту и новую для России технологию распространения, предполагалось открыть колоссальное количество рабочих мест, предложить населению комфортабельный способ доставки товаров и, конечно, получить немалую прибыль! «Экспресс-доставка» явилась классическим примером того, как талантливая молодежь, не зная броду и не страдая лишними комплексами, буквально на пустом месте создает что-то толковое. Кстати, директора, которого Довгань им поначалу назначил, ребята почти сразу же переизбрали!
Переворот совершили внутренний, как это бывает… Довгань старался дать им возможность действовать и думать самостоятельно, помогал не руководящими установками, но советами, ребята ведь зачастую не знали о бизнесе элементарных вещей. Мальчишки сразу приняли на вооружение его принцип - решать любые текущие проблемы мозговым штурмом, и никогда не откладывать их в долгий ящик. Недосыпали, не жалели себя и, в результате, быстро построили совершенно новый для страны бизнес.

Следующий глобальный кадровый эксперимент был сделан уже в Москве.
Когда фирма переехала в столицу, Довгань понял, что им не хватает хорошего менеджера, систематизатора с большим опытом управления людьми. Кроме того, нужный компании человек должен был обладать и опытом обращения с финансами.
Они опубликовали в газетах рекламные объявления, что компания «Довгань» ищет управленцев со стажем. От 30 и старше. Они понимали, что хороший, зрелый управленец моложе быть попросту не может. Пошли факсы, анкеты…
Разбираться с ними привлекли профессионала с двадцатилетним стажем работы… в отделе кадров КГБ. Кадровик высочайшего класса, который за 5-10 минут разговора с человеком мог рассказать о нем все! И здесь было потерплено неожиданное фиаско, потому что при таком серьезном подходе вообще не смогли никого найти. Конечно, параллельно, через какие-то посреднические организации, компания в течение полугода отыскала-таки одного хорошего менеджера. Но из сотен обратившихся к ним людей фирме не подошел ни один! И
Довгань еще раз убедился, что если пытаться при построении кадровой политики искусственно создать какую-то технологию поиска, ни один институт не сможет помочь в том, чтобы обеспечить компанию менеджерами первого и второго эшелонов. Хорошими специалистами - да, может быть. Но в поиске блестящих, уникальных управленцев может помочь только чутье на людей, а его не измерить и не отразить никакими анкетами.

Мультимиллиардер Онассис за всю свою жизнь создал 170 фирм. Однажды, сотрудник, зашедший к нему в кабинет простым курьером, вышел оттуда одним из ведущих директоров. И это была не какая-то блажь знаменитого предпринимателя, но концентрированное чутье и трезвый расчет.

Чувствовать потенциал людей - очень важно. Довгань сам начал руководить людьми еще со времен тренерской работы, которая тоже является разновидностью деятельности управленца. Посмотрев на ребенка в течение дня, двух, трех, можно с уверенностью сказать, кем он станет в жизни.
Ефрейтором, полковником или блестящим маршалом. Когда много общаешься с людьми, сталкиваешься с сотнями разнообразных человеческих реакций на те или иные житейские ситуации, начинаешь как-то чувствовать потенциал человека, его энергетический и интеллектуальный уровень. Как ни странно, все это проявляется уже в раннем детстве.

На самом деле каждый человек излучает свой особый магнетизм и только ему свойственную энергию. И очень важно научиться воспринимать людей на этом, еще подсознательном уровне. Ведь порой собеседник говорит вам одно, а энергия излучается им совсем другая, со словами его совершенно несовместимая. Поэтому Владимир Довгань, знакомясь с людьми, старался больше доверять не словам их, а своему сердцу.

Молодые предприниматели, которые только входят в бизнес, очень часто заблуждаются, считая, что за деньги можно купить хорошие кадры. Это не так.
На Западе, где люди не такие одухотворенные и более специализированны как профессионалы, этот принцип еще работает. В основном благодаря десятилетиями складывавшейся культуре бизнеса. У них за плечами менеджеров стоят Оксфорд или Итон, у нас институтский коридор и заводская курилка.
«Мы» - выходцы из другого мира. Профессиональные непрофессионалы.

Во Франции Довганю рассказали потрясающую историю создания фирмы
«Женемэ плюс». Пять стариков, бывших инженеров, самому младшему из которых было за 50 лет, собрались и создали компанию, которая через несколько лет стала мощнейшим конкурентом концерну-монополисту, занимавшемуся во Франции выпуском кредитных карточек. Президент этой компании, чтобы добыть деньги для бизнеса, продал на старости лет свой дом. Жена, посчитав старика сумасшедшим, развелась с ним. В итоге люди за семь лет завоевали 45% мирового рынка по производству кредитных карточек с чипом. Как раз перед посещением Довганем компании «Женемэ плюс» к ним приехали представители
«Тошибы» и, посмотрев на их производство и технологию, развели руками, сказав, что им нет смысла создавать альтернативное производство, так далеко вперед ушли эти французы.

Довгань с завистью вспоминал их опыт кадровой политики, особенно, когда его собственная компания безрезультатно перебрала в Москве тысячу человек. Когда бизнес у «Женемэ плюс» наконец начал развиваться, они пригласили известного психолога, и с его помощью создали как бы модель внутреннего мира человека, который подошел бы их коллективу. И, когда впоследствии они подбирали кадры, невзирая на то, специалист ли это по электронике или офис-менеджер, пропускали через имеющийся в их распоряжении
«психологический шаблон» всех желающих устроиться на работу.

Конечно, французам и другим западникам во многом проще. С 10-15 процентами официальной безработицы, стоит только свистнуть, что нужен какой- нибудь механик или программист, на следующий день прибегает сто-двести человек. Кто-то хуже, кто-то лучше, но развитое капиталистическое общество настолько специализирует и шлифует людей, что их профессиональные достоинства можно считать приблизительно одинаковыми. Преимущество западного работодателя состоит в том, что он получает возможность выбрать из ряда специалистов не просто профессионала, но человека, который подходит конкретной фирме по духу.

В России, к сожалению, если находишь специалиста, он как назло не стыкуется с коллективом по образу мыслей. А если человек гармонично вписывается в коллектив, его обязательно как специалиста еще учить и учить надо. И никакие материальные ценности и блага не способны собрать вокруг лидера группу единомышленников, людей вроде Юрия Сексяева, одного из вице- президентов компании «Дока». Этот человек пришел в фирму с немаленького поста. Пришел, потому что ему было просто неинтересно на старом месте, а в
«Доке» он почувствовал колоссальную перспективу. Фирма плодотворно проработала с ним года два и с разбегу влетела в полномасштабный кризис.
Все вокруг обваливалось, а доковские кадры начали активно переманивать на сторону. И когда вокруг Сексяева как крупного специалиста фондового рынка, организатора, управленца, начали кружить заинтересованные фирмы (а зарабатывал в тот момент он гроши), «Дока» людям платила только, чтобы те с голоду не умерли, Довгань подумал, что, наверное, скоро потеряет его.
Однако на следующий день Юрий в доверительной беседе заявил Довганю, что он никуда, ни за какие коврижки не уйдет, так как верит в свою команду и не знает фирм, способных сравниться с «Докой» по одухотворенности и перспективе.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.