Рефераты. Экология и менеджмент






p>Его основные задачи:

- налаживание экологически безопасных производственных процессов (предусматривающих отсутствие загрязняющих веществ, эффективность ресурсопотребления, низкие показатели энергоемкости и т.д.);

- обеспечение экологической совместимости всех производств предприятия;

- достижение оптимальных эколого-экономических соотношений (минимальная себестоимость или максимальный объем выпуска продукции при наименьшем ущербе для окружающей среды);

- предупреждение негативного антропогенного воздействия на природу в процессе производства, потребления или утилизации выпускаемой продукции;

- превращение экологических ограничений в новые возможности роста производственной деятельности (утилизация отходов, внедрение малоотходных технологий и т.д.);

- обновление продукции, исходя из социальной ответственности перед потребителями;

- создание «зеленого» имиджа в глазах общественности (выбор поставщиков с учетом их отношения к окружающей среде, предусмотрительность в отношении поставляемых ресурсов, т.е. отказ от растительного сырья, а также от шерсти или мяса животных, находящихся под угрозой исчезновения или завезенных из неблагоприятных в экологическом отношении мест, поощрение сознательности и экологической потребительской осведомленности сотрудников);

- обновление продукции, исходя из социальной ответственности перед потребителями и создание привлекательного имиджа в глазах общественности;

- стимулирование природоохранных инициатив, высвобождающих дополнительные финансовые средства вследствие снижения издержек (за счет уменьшения объемов потребления энергии, природных ресурсов, ликвидации отходов, рециркуляции и пониженных ставок штрафных санкций за причиненный экологический ущерб) и роста доходов (за счет продажи улучшенных или более дорогих «зеленых» товаров и создания принципиально новой продукции).

Сказанное об экологическом менеджменте подчеркивает тот факт, что бизнес не только наделен экономической миссией, но и несет социальную ответственность.

Все возрастающее числа компаний Западной Европы, Японии и Северной Америки обнаруживают, что, с точки зрения здравого смысла, необходимо одновременно учитывать интересы потомков Адама и «голубой» планеты, выгоду потребителей, сотрудников и поставщиков, а также нужды иных заинтересованных сторон. Это оказывается оправданным при разработке корпоративной стратегии, т.к. в долгосрочной перспективе так называемая «концепция заинтересованных сторон» может дать более значительные прибыль и рост. Комплексную службу исследования и анализа экологической и социальной ответственности компаний предлагает Совет по экономическим приоритетам, располагающий текущими данными по 700 компаниям и выпускающий журнал «За покупкой для лучшего мира» (Shopping Fог А Better World). Более того, сегодня имеется множество доказательств того, что социальная ответственность положительным образом соотносится с итогами финансовой деятельности. В США в пользу этого утверждения свидетельствует рост стоимости обыкновенных акций 400 компаний, которые с 1990 г. проходят с положительными результатами социальную и экологическую экспертизу, так называемый «Социальный индекс Домини 400» (DSI). Компании DSI лидируют по таким показателям как рост продаж, балансовая стоимость, окупаемость капитала и доходы.

Основу методов экологического менеджмента составляют: экологический баланс и экологический контроллинг, экологический учет и экологический аудит, а также управление качеством окружающей природной среды. Создающаяся концепция взаимосвязи экономических и экологических интересов с одновременным принуждением рыночной системы к работе на благо общества в планетарном масштабе предполагает выявление таких ценовых инструментов, как налоги для защиты окружающей среды. Защитники экологической бухгалтерии настаивают на том, чтобы стоимость возмещения природных ресурсов и социальных затрат, связанных с потреблением (например, табачных изделий), включалась в стоимость продаваемых товаров. В России экологический менеджмент также набирает силу. В последнее время идеальную возможность для сбора информации и исследования рынка представляют собой международные и региональные экологические выставки, проводимые с целью налаживания коммерческих контактов и укрепления существующих деловых взаимоотношений.

Разумеется, что прогрессивный экоменеджер не только убеждает руководство в стратегической выгодности мероприятий, учитывающих экологические факторы, но одновременно, руководствуясь традиционными принципами менеджмента, стремится достичь максимальной коммерческой выгоды. И здесь ему просто необходимы знания в области экологического бизнеса, т.е. предпринимательской деятельности в сфере экологического рынка. Понятие экологического бизнеса однозначно определить нелегко, однако его можно охарактеризовать как деятельность по производству оборудования для снижения загрязнения и других товаров и услуг, связанных с охраной окружающей среды. Это многоотраслевой сектор, производящий разнообразные товары и услуги, которые до сих пор статистикой не учитывались и информация по ним ограничена. Сегодня производство подобных товаров и услуг стало растущим промышленным сектором (табл.1) с рынком, оцениваемым в 200 млрд. долл. Темпы прироста мирового рынка экологических товаров и услуг прогнозируются в 5.5% ежегодно вплоть до 2010 года[4]. «Менеджмент экологичный» - вид деятельности, организуемый с учетом особенностей экологии человека и учитывающий соблюдение по отношению к экоменеджерам национальной политики в области безопасности, гигиены труда и производственной среды.

Таблица 1

 

2000 год

млрд. долл.

2010 год,

млрд. долл. (прогноз)

Темпы прироста, %

Оборудование - всего

152

220

5,0

в т.ч.

 

 

 

- для очистки воды и стоков

60

83

4,0

- для обработки отходов

40

63

6,4

- для контроля качества воздуха

30

42

4,4

- другое (рекультивация земель, шум и т.п.)

22

32

5,1

Услуги

48

80

7,4

Всего

200

300

5,5

Его основные принципы:

- гарантии обеспечения экологической безопасности на весь период «жизненного цикла» экоменеджера;

- объективная информация о технических возможностях новой оргтехники и ее соответствие экологическим стандартам;

- содействие сотрудничеству в области охраны труда между предпринимателями и работниками на всех уровнях управления.

Его исходные задачи:

- активизация деятельности в области улучшения условий труда и повышение эффективности проводимых в этих целях мероприятий (сокращение списка экологически опасных материалов, применяемых в процессе труда, и проведение акций, направленных на минимизацию отрицательного воздействия, возникающего при использовании некачественных средств производства);

- организация и проведение научно-исследовательских работ по проблемам условий и охраны труда, а также широких научно-технических и медико-биологических исследований;

- обмен опытом по вопросам охраны труда в процессе международного сотрудничества.

Подводя итоги, можно сказать: появляется все больше доказательств того, что экологическая и социальная ответственность оправдывают себя с точки зрения здравого смысла бизнеса. Всё вышесказанное определяет основные ценности и цели, далеко выходящие за рамки простого «делания денег». Можно лишь надеяться, что такой прогрессивный взгляд на окружающий нас мир поможет человечеству справиться с вызовом, который бросает ему будущее.

2. Взаимосвязь экологии и развития производства

Известно, что в мире, обществе и деятельности человека есть процессы управляемые и неуправляемые. Неуправляемые процессы происходят по естественным законам природы и общества независимо от целей и интересов человека, но в соответствии с характером, видом и объемом его деятельности. Какие бы цели не преследовал человек в своей деятельности, достижение этих целей всегда имеет определенные последствия как позитивного, так и негативного для него свойства. Это реальная диалектика. Развитие производства направлено на достижение благосостояния человека и изменение качества его жизни, но развитие производства сопровождается и накоплением потенциала опасности для человека в виде изменения взаимоотношения человека с природой, отрицательного воздействия на него изменяющейся окружающей среды. Вся предыдущая история человечества в области развития производства заключалась в последовательном овладении им процессами функционирования природы, в стремлении превратить природу в служанку человеческого благосостояния, представление о котором изменялось в унисон с развитием производства, с расширением его технологических возможностей и параметров ускорения. Управление производством здесь играло решающую роль. Управление в своих целевых и организационных параметрах было направлено на производство, на его неумеренное развитие. Управление не учитывало и не учитывает до сегодняшнего момента экологических последствий развития производства и изменение образа жизни человека, которое определяется возможностями производства, но не возможностями природы. «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее наша задача!», – вот принцип управления, явно или неявно господствовавший в прошлом[5]. Но может быть управление ранее было направлено на неумеренное развитие производства только потому, что совмещение развития производства и защиты природы от производства – это две несовместимые задачи? Действительно, раньше они были несовместимы. Уровень развития технологии, науки, общественного сознания не способствовали самой постановке такой проблемы. Да и проблема не стояла так остро, к тому же возможности управления экологическими процессами были ограничены (ресурсы, кадры, методология и пр.). Большинство людей продолжают видеть эту проблему в том же свете, в каком она предстала перед нами впервые, то есть как некую серию местных, изолированных друг от друга, специфических событий: например, смог, нависший над Лос-Анджелесом или Мехико, исчезновение того или иного вида животных; или, скажем, нефтяное пятно на каком-нибудь пляже. Однако становится все более ясно, что даже чисто местные события, связанные с загрязнением окружающей среды, имеют далеко не «местные» последствия. Сегодня уже явно можно наблюдать закономерность интернационализации экологических проблем. Экология влияет на демографические, биосоциальные, социокультурные, социоэкономические, природопреобразовательные процессы развития человека и человечества. Поэтому необходимы транснациональные усилия в решении этих проблем.

Экология все более политизируется, а политика экологизируется. Экология все более влияет на человеческое измерение прогресса, общественную мораль, ценностные (аксиологические) подходы к управлению[6]. Возникает задача – защитить человека от рабства перед укоренившимся сознанием своего материального благополучия, вступающего в противоречие со своей собственной природой. Но это не призыв в прошлое, это реальность будущего, контуры которой уже видны сегодня, хотя и скрыты толщей проблем экономического развития. Это не призыв к бедности, но близости к природе. Это призыв к богатству и счастью, материальному обеспечению в новом качестве жизни, соответствующем природе человека. Эти тенденции определяют необходимость экологического менеджмента, в системе которого и должны рождаться преобразования производства. Во все времена человек стремился те неуправляемые процессы, которые ограничивают его деятельность, сделать управляемыми и по мере обострения проблем ставить задачи их разрешения независимо от сложности и происхождения. Именно это характеризует современное отношение к проблемам управления экологическими процессами. Именно это рождает новое понимание того, что управление развитием производства и управление экологическими процессами сегодня не только совместимо, но и возможно, и необходимо их соединить. Сегодня экология подсказывает новые ориентиры и направления развития производства, она должна стать импульсом новых технологических решений и новых тенденций во взаимодействии производства и природы.

Но это возможно лишь в том случае, если будет построена система и механизмы управления экологическими процессами, если управление будет ориентировано не на производство как таковое, а на производство экологическое.

3. Экологическое производство

Экологическое производство - это производство, построенное на приоритетах обеспечения цивилизованной жизнедеятельности человека через обогащение природы, т.е. через развитие тех качеств природы, которые позволяют человеку чувствовать себя существом этой природы, осуществлять гармонию своего развития в соответствии с развитием природы[7].

Возможно ли такое производство, ведь сегодня в большинстве случаев ставится задача защиты природы от человека? И в самой постановке такой задачи кроется парадигма разделения человека и природы, противопоставления производства и экологии.

Однако наш век породил и еще одну необходимость – защитить природу от самого человека. Эта проблема была полностью осознана только после второй мировой войны. С тех пор опасность стала возрастать гигантскими темпами, и ее характер совершенно изменился.

Мы все еще думаем о «защите окружающей среды», как будто речь идет о защите чего-то, что существует вне нас, отдельно от человека.

Конечно, в качестве первого шага в управлении и построении экологического производства можно предполагать защиту природы от человека. Но стратегия управления – это не просто защита и не только защита, это полный и целостный комплекс решения проблем формирования новых технологий, новых элементов общественного сознания, новых тенденций развития производства и, наконец, главное – новых подходов и концепций управления, построенных на интеграции человека и природы.

Необходимо радикально изменить наше экономическое мышление. Экономисты до сих пор рассматривают загрязнение окружающей среды и ущерб, наносимый ей, как нечто «внешнее». При таком отношении к загрязнению окружающей среды нет стимулов для стремления его прекратить. Даже, наоборот, загрязнять окружающую среду и ничего не платить за это дает немалое преимущество именно тем, кто больше всех в этом повинен.

Основными чертами экологического производства являются:

1. Целевая установка на факторы интеграции и гармонии взаимоотношения человека и природы.

2. Диверсифицированное производство по критерию безотходности производственных процессов.

3. Производство с развитой научной компонентой, позволяющей находить экологически благоприятные технологии.

4. Экологическая среда цивилизованного рынка, главный фактор экономического успеха – экологичность продукции.

5. Экологическая культура персонала, базирующаяся на менталитете, образовании и новом образе жизни.

6.Экологическое качество – определяющий фактор экономического развития.

7. Экологический менеджмент – управление, отвечающее потребностям и особенностям экологического производства (см. Рис. 1)[8].

Рис. 1. Основные черты экологического производства

Заключение

Вначале меры по охране окружающей среды рассматривались в рамках предпринимательской деятельности как нежелательные, ибо требовали дополнительных затрат и с этой затратной точки зрения ухудшали конкурентные позиции предприятия. Однако вскоре деловые круги и общественность перестали оценивать природоохранные мероприятия лишь с точки зрения непроизводительных затрат - более того, затраты эти стали рассматриваться как инвестиции в будущее и даже как средство достижения превосходства над конкурентами. Экологически ориентированный и осознанный маркетинг сегодня характерен для большинства самых крупных корпораций. Мощным стимулом для усиления природоохранных мероприятий послужило появление и организационное оформление массового движения за охрану окружающей среды и уменьшения антропогенной нагрузки на нее. Важно отметить, что экологическое движение выступает не против разумного здорового потребления, но за то, чтобы вся хозяйственная деятельность осуществлялась на основе экологической безопасности и безвредности - ради повышения качества жизни при разумных ограничениях со стороны товаропроизводителей и самоограничениях со стороны потребителей. Острота экологических проблем в России и необходимость выработки стратегии выживания заставляет общество создать не только новые концептуальные подходы, но и продумать структуру системы выживания и ее рабочие механизмы. На первый план выдвигается задача экологического образования и морально-этического воспитания предпринимателей, хозяйственных руководителей и ответственных государственных чиновников. Это необходимо хотя бы уже потому, что любые изменения в концептуальных подходах к методам решения экологических проблем в напрямую зависят от позиции первых лиц в иерархии власти на предприятиях, в организациях и учреждениях.

Список использованной литературы

1.         Бурков В.Н., Экологический менеджмент: основы специальности инженерная экология Иркутск.: Изд-во ИЖА 2005 г.

2.         Глухов В.В. и др. Экономические основы экологии. – С-Пб. 2005 г.

3.         Данилов-Данильян В.И. Экология, охрана природы и экологическая безопасность. - М.: – 2007 г.

4.         Друкер П. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении. – М. 2006 г.

5.         Ефремов В.С. Семь граней современного менеджмента// Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. - № 3

6.         Игнатов В.Г., Кокин А.В. Экологичный менеджмент. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону.: Кн. изд-во, 2005 г.

7.         Кормилицын В.И. Основы экологии. – М., 2006 г.

8.         Коротков Э.М. Профессионализация управления: тенденции и проблемы российского менеджмента// Менеджмент. – 2006. - № 5.

9.         Коротков Э.М. Профессионализация управления: тенденции и проблемы российского менеджмента// Менеджмент. – 2006. - № 4.

10.    Прокоп М. Зеленый бизнес. Инвестировать в экологию прибыльно - М.: Мир. 2007 г.

11.     Фатуев В.А., Бушинский В.И. Эколого-экономическое моделирование и менеджмент. - Тула.: – 2006 г.

12.    Фрадинский В.В. Экономика и экология: актуальные проблемы. - СПБ.. - 2006 г.


[1] Ефремов В.С. Семь граней современного менеджмента// Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. - № 3

[2] Ефремов В.С. Семь граней современного менеджмента// Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. - № 3

[3] Прокоп М. Зеленый бизнес. Инвестировать в экологию прибыльно - М.: Мир. 2004 г.

[4] Коротков Э.М. Профессионализация управления: тенденции и проблемы российского менеджмента// Менеджмент. – 2003. - № 5.

[5] Кормилицын В.И. Основы экологии. – М., 2003 г.

[6] Глухов В.В. и др. Экономические основы экологии. – С-Пб. 2005 г.

[7] Фрадинский В.В. Экономика и экология: актуальные проблемы. - СПБ.. - 2003 г.

[8] Фрадинский В.В. Экономика и экология: актуальные проблемы. - СПБ.. - 2003 г.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.