Рефераты. Диагностика кризисного процесса на различных его стадиях в рамках антикризисного управления организацией






Принято считать, что большинство внешних факторов зачастую носят объективный характер, не зависит от исследуемой организации, а внутренние факторы, как правило, подвергаются компетентному управлению. Однако негативное воздействие некоторых внешних факторов можно если не полностью устранить, то, по крайней мере, уменьшить. Часть внутренних переменных, в свою очередь, могут не полностью контролироваться руководством. Часто внутренний фактор есть нечто “данное”, что руководство должно преодолеть в своей работе. Внутренние факторы, которые порождают неожиданные ситуации, с первого взгляда не столь заметны, но их также не следует игнорировать, как и внешние.

Возникающие в практике управления задачи по своей сути являются либо функциональными, или ситуационный. Функциональные (стабильные) задачи определяются сформированным разделением труда в производстве и управлении. Ситуационные задачи являются следствием нарушений взаимодействия специализированных структурных подсистем и элементов организации под воздействием дестабилизирующих факторов производства. Главным является то обстоятельство, что организация, которая динамично развивается целенаправленной системой, невозможно эффективно управлять, если она имеет лишь жестко организованную структуру, функции и повторяющиеся процессы управления. Необходима гибкая, адаптационные дополнительная подсистема ситуационного типа, что обеспечивает целенаправленное развитие компании, которая имела бы возможность и способность решать комплекс возникающих проблем стратегического и тактического оперативного характера.

Известно, что любая целенаправленная система должна в процессе своего функционирования выполнять поставленные перед ней задачи. В силу несогласованности начального или текущего состояния системы, которая задается (или желаемого), возникает необходимость в принятии решений, т.е. в управлении. Функции выработки необходимых в каждой конкретной ситуации управленческих решений призвана выполнять система управления. Система управления (СУ) – это система, задачей которой является выработка и реализация управленческих воздействий или решений для формирования необходимой поведения управляемой системы или объекта управления) в условиях различных воздействий окружающей среды для достижения сформулированных целей.

Прогнозирование, как известно, является одной из функций управления, что позволяет предусматривать возможность появления неблагоприятных производственных ситуаций. Особенностью появления проблемной ситуации является то обстоятельство, что она несет в себе опасность, угрозу разрушения производственной системы. Поэтому успех или неудача ситуационного менеджмента определяются степенью готовности руководителя фирмы до потенциальных угроз и кризисных их проявлений, наличием резервов, степени дублирования, уровнем компетенции и опыта лидеров, качеством профилактических мероприятий, эффективностью применяемых методов управления и качеству реализаций функций менеджмента. С одной стороны, прогнозирование позволяет предусмотреть возможность появления проблемных ситуаций и предпринять превентивные меры, а с другой, с появлением нежелательных событий, идентифицировать их и выявить степень и глубину развития кризиса с целью выработки решения по его ликвидации.

Учитывая, что в условиях глубокого экономического кризиса вопрос привлечения существенных объемов инвестиций для технического перевооружения и обновления производства не может быть осуществлено в кратчайшие сроки, главное внимание исследователей и практиков должна быть направлена на решение организационно-экономических проблем устойчивости, конкурентоспособности и адаптованости предприятий . Организации должны адаптироваться к тем условиям, которые создаются факторами внешней среды, а внутрисистемни управляемые факторы должны определять как саму возможность адаптации фирмы и системы управления, так и эффективность процесса адаптации. Более того, внутренние переменные должны в наибольшей степени противостоять внешним воздействиям, превышать их и, тем самым, повышать адаптационные устойчивость организации.

Планирование – одна из важнейших функций управления, что представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем для использования ресурсов и получения доходов. Как элемент системы менеджмента, планирование представляет собой относительно самостоятельную подсистему, которая включает совокупность специфических инструментов, правил, структурных органов, информации и процессов, направленных на подготовку и обеспечение выполнения планов. На базе выполненного прогноза руководство предприятием решает вопрос о направленность производственных планов, задачей которых является выбор и обоснование целей развития предприятия и подготовка решений по обеспечению и достижению запланированных результатов.

В системе управления на основе разработанных планов и бюджетов осуществляется координация различных видов деятельности предприятия, согласование деятельности всех его подразделений, контроль и оценка эффективности. В начале отчетного периода бюджет представляет собой план или стандарт, который формализует ожидания менеджеров относительно продаж, расходов и других финансовых операций в следующем периоде. В конце отчетного периода бюджет играет роль измерителя, что позволяет менеджерам управлять с отклонениями: сравнивать полученные результаты с запланированными величинами и корректировать дальнейшую деятельность. Если разработка бюджетов и прогнозов основана на том же комплексе исходных данных и предположениях о поступления, выплаты, величину товарно-материальных запасов, уровни деловой активности, то они будут соответствовать друг другу и образуют взаимосвязанные систему.

В практике планирования говорится в частности о стимулировании напряженности (рисковости) планов. При этом следует помнить, что максимальной надежности плана отвечает минимальный риск (напряженность), и наоборот. Принятие планового решения в условиях неопределенности предусматривает:

·                   Принятие плана с максимальной или достаточной надежностью его выполнения. При этом надежность плана характеризует степень определенности в выполнении решений, которые в нем содержатся.

·                   Наличие количественной оценки надежности и риска как оценок степени отклонения фактических значений тех или иных показателей от запроектирован.

·                   Выявление средств и способов обеспечения необходимого уровня риска через соответствующий уровень надежности и адаптивности развития систем, которые в свою очередь проявляется через допустимые варианты экономического маневрирования в этой системе.

Непосредственное влияние на ход производства, его локальные процессы, отклонения и возмущения, способность к превентивного регулирования – обусловливает исключительное значение оперативного управления в деле формирования конечного экономического результата. Цель оперативного управления заключается в постоянном поддержании устойчивости функционирования производственной системы для эффективного достижения запланированных результатов. Для достижения цели оперативного управления необходимо создать определенные технические, организационные и экономические условия и предпосылки, которые способствовали бы поддержанию работоспособности и устойчивости ключевых объектов управления и системы производства в целом. Этого можно достичь только при хорошо налажено менеджменте на основе компетентных и своевременных управленческих решений, способных делать быстрые воздействия на управляемые объекты при использовании всех десяти функций менеджмента.

Важным обстоятельством для менеджмента являются знания о кризисе, ее характер, возможны проявления в жизнедеятельности системы, что является основой для разработки мер по предотвращению или смягчению негативных и усилению позитивных последствий. Для этого необходимо (рассмотрение антикризисного управления производится в технологических категориях) знание о том, на каком этапе жизненного цикла находится система, какой вид переходного периода ожидается (может быть в отдельных случаях совокупность видов) и какой глубины процессы прогнозируются. Все это определяет использование циклических моделей жизнедеятельности исследуемых систем, а производственная система (организация, фирма, предприятие и т.д.), как и система любой другой природы и назначения, подчиняется циклическим законам жизнедеятельности.

Любое управление представляет собой процесс, т.е. последовательность операций, приемов, методов формирования и осуществления воздействия на управляемый объект. Этот процесс имеет естественный закономерный содержание, которое определяется сутью управления: анализ и оценка ситуации, постановка цели, принятие и реализация управленческого решения в определенной последовательности, параллельности комбинации операций и действий. Но в рамках этого общего содержания процесса управления возможны различные варианты формирования воздействия, отражающих особенности субъекта и объекта управления, конкретные обстоятельства, опыт и компетенцию менеджера и персонала управления и другие характеристики практических условий управленческой деятельности, в соответствии с этим процесс управления сознательно выстраивается по критериям рациональности, экономии времени, использования ресурсов, максимальной эффективности.

В настоящее время все большее количество организаций применяет неекстраполятивне прогнозирования развития технологии, структурное экономическое прогнозирование, сценарии и так далее, непосредственно направленные на выявление возможных изменений, возникающих в связи с дискретными отклонениями стратегического характера. Полученные таким образом прогнозы представляют собой информацию, что в принципе дает возможность начать предупредительные меры. Достаточно отдаленный горизонт прогнозов позволяет организации завершить соответствующее действие до того, как возможная угроза успеет нанести ей сколько-нибудь ощутимый ущерб.

1.2 Диагностика кризисов в организации


Любая организация, начиная с момента своего возникновения, сталкивается с целым рядом проблем, которые могут спровоцировать острый кризис, сопровождающийся резким ухудшением показателей деятельности: ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости оборотных средств, финансовой устойчивости. Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или к их временной неплатежеспособности. Кризисы могут возникнуть на любом из этапов жизненного цикла организации. Появление идеи, проектирование, планирование, строительство, освоение производственных мощностей, функционирование, развитие, упадок, закрытие или реорганизация — вот перечень этапов циклического развития организации. Она может пройти их полностью, а может и остановиться в своем развитии, не достигнув ощутимых результатов, прекратить свое существование.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.