Рефераты. Библиотечный менеджер, требования к личности






Библиотечный менеджер, требования к личности

Федеральное агентство по культуре и кинематографии

Орловский областной колледж культуры и искусств







Курсовая работа

по дисциплине

«Экономика и менеджмент библиотечного дела»

Тема: «Библиотечный менеджер: требования к личности»



Выполнила студентка III курс

Специализации «Библиотековедение»

Иванова М.М.

Руководитель Станиславская Г.Н.








Орел – 2005

Содержание


I.       Введение

II.    Роль руководителя в современной системе управления библиотекой

III. Функции менеджера

IV. Профессиональные качества менеджера

V.    Личностные качества менеджера

VI. Самоменеджмент руководителя библиотеки

VII.         Заключение

VIII.      Приложение

IX. Список литературы

Введение


В условиях открытого демократического общества и предпринимательской деятельности в России возникла объективная необходимость в изменении парадигмы управления. Для изменения сложившегося положения необходим поиск новых подходов к управлению этим требованием в наибольшей степени отвечают теория и практика современного менеджмента.

Активный интерес к менеджменту отразил насущную потребность библиотек в формировании нового класса специалистов, которые способны к решению сложнейших проблем управления современной библиотекой. Специфика решаемых задач предопределила особую роль руководителя библиотеки. Это менеджер профессионал, обладающий специальными знаниями, навыками, умениями в области управленческой деятельности.

В настоящее время понятие «менеджер» завоевало прочные позиции в профессиональной среде. Все большее число библиотек пополняется молодыми энергичными менеджерами.

Настоящая курсовая работа ставит целью рассмотреть следующие вопросы:

Нужны ли определенные качества личности, для того чтобы быть руководителем? Какие требования предъявляются к современному менеджеру? Что предполагает работа менеджера?

В нее включаются следующие разделы:

-          роль руководителя в современной системе управления библиотекой

-          функции менеджера

-          профессиональные качества менеджера

-          личностные качества

-          самоменеджмент

Для работы над курсовой использовалась литература за последние 10 – 15 лет.

II. Роль руководителя в современной системе управления библиотекой


В последнее десятилетие понятие «менеджер библиотеки» стало использоваться в профессиональной терминологии гораздо чаще и уважительнее. Достаточно сказать, что все большее число библиотек пополняется специалистами, получившими в профессиональных высших учебных заведениях престижную менеджерскую квалификацию.

Активный интерес к менеджменту как одна из самых характерных тенденций современности отразил насущную потребность библиотек в формировании нового класса специалистов, которые способны к решению сложнейших проблем переходного периода.

Новая модель позволяет на уровне библиотеки развить многоаспектную управленческую деятельность по планированию стратегии, определению долгосрочных перспектив, изучению факторов внешней среды, организации эффективного взаимодействия и мотивами сотрудников. В центре стратегии концепции библиотечного менеджмента находится человеческий фактор, поскольку человек рассматривается как наивысшая ценность.

Менеджер-профессионал, достигший уровня мастерства. Компетентности и морально-личностных качеств, что может активно осуществлять позитивные вклады как в развитие библиотеки, так и в развитие работающих в ней библиотекарей. Ответственность в делах, умение рисковать в нетрадиционных ситуациях, чувствительность к инновациям, умение управлять конфликтами, стремление к самосовершенствованию, высокая работоспособность, устойчивость к стрессам, общее позитивное отношение к жизни.

Сформировать корпус управленцев нового типа – задача исключительно сложная. Образ менеджера как профессионала, обладающего специальными знаниями в области управления, создается и поддерживается в менеджменте всей системой обучения.

Принцип профессионализма руководства родился одновременно с менеджментом и эволюционировал вместе с ним как незыблемое кредо Ф. Тейлор. С именем которого связано становление менеджмента как самостоятельной области знаний, доказывает, что «принципы научного менеджмента» применимые ко всем видам человеческой деятельности и, если их использовать правильно, они дадут поразительный результат. Ф. Тейлор поставил задачу компетентного управления, отказался от линейной системы организации, разработав в качестве альтернативы функциональную систему управления; обозначил как ведущую в сфере управления функцию планирования.

Административная или классическая школа, развивавшая в 1920-е гг. общие методологические основы научного менеджмента, достаточно строго и определенно указывала на необходимость управленцев чрезвычайно высокой квалификации.

Крупнейший представитель этой школы А. Файоль, писал: «Рассудительный и расчетливый менеджер – это человек, который имеет все знания, необходимые для разрешения стоящих перед ним управленческих, технических, коммерческих и финансовых проблем, а также достаточную физическую и интеллектуальную энергию и работоспособность…»

В других школах и концепциях менеджмента изучались элементы деятельности менеджеров, распределение их времени, неформальные моменты управленческого труда.

Следовательно, искусство управления является чем-то отличным от умений специалиста в том деле, которым управляют. «,Хороший менеджер, - писал В. Ньюмен, - может получить все возможное от своих подчиненных, не зная в точности, как каждый из них выполняет свою работу, но будучи в достаточной степени осведомлен в возможностях каждой области деятельности, путях ее использования для достижения результатов».

Профессионализм как основа управления признает во всех концепциях менеджмента. Более того, несмотря на существенную специфику развития и применения менеджмента в национальном масштабе, менеджер-профессионал является категорией высшего порядка, обусловливающий международный характер менеджмента. Признается, что подготовка и формирование менеджеров в разных странах очень сблизились и по существу, и по методам организации обучения, особенно в последние два десятилетия. Менеджмент как профессия становится поистине интернациональным.

III. Функции менеджера


Работа менеджеров имеет много общих характеристик. Просмотрев множество работ на эту тему, С.П. Хэйлс суммировал отличия управленческого труда от любой другой профессиональной деятельности. Во-первых, в управлении объединяются как элементы собственного руководства с элементами специальности, профессии, когда руководители наряду со своими непосредственными обязанностями выполняют и неуправленческие функции. Во-вторых, существенным элементом управленческого труда является налаживание межличностных отношений. В-третьих, природа управленческого труда переменчива – по продолжительности, по периодам, по многообразию решаемых задач.

 Одним из самых популярных источников на тему, чем занимаются менеджеры, является книга американского теоретика в области менеджмента Генри Минцберга «Природа управленческого труда». Минцберг рассматривает работу менеджера как последовательный ряд ролей, которые он берет на себя в процессе достижения организационных целей. Роли сгруппированы в три больших класса: Межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Все они взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого.

Межличностные роли охватывают сферу взаимодействия менеджера с людьми. Они оказывают прямое влияние на статус и авторитет руководителя. Директор представляет библиотеку в различных внешних структурах является лидером собственного коллектива, выступает в качестве главы библиотеки, выполняя обязанности правового или социального характера.

Информационные роли включают передачу и прием информации, когда менеджер служит своеобразным информационным центром или представителем по связям с общественностью.

Роли в принятии решений многоплатоны с охватывают широкий круг проблем, начиная с планирования собственного времени и кончая прогнозированием перспектив развития библиотеки. Если директор берет на себя роль инициатора инновационных процессов в библиотеке, то он изыскивает возможности внутри самой библиотеки и за ее пределами, разрабатывает и модернизирует проекты по совершенствованию деятельности. В случае когда руководитель берет на себя ответственность за корректировку действий, для него важна роль человека, устраняющего помехи в избранном курсе. Здесь же важны роли менеджера, распространяющего ресурсы и ведущего переговоры.

IV. Профессиональные качества менеджера


Менеджер – это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам библиотечной деятельности.

К современному менеджеру предъявляются в первую очередь требования высокого профессионализма и компетентности и именно в области управления. Недостаточно быть специалистом библиотечного дела. Необходимо знать закономерности и принципы управления, теорию и практику современного менеджмента, теорию организации и методы моделирования организационных структур функционирования библиотеки, фолрмы и методы мотивации целенаправленного поведения людей в процессе библиотечного труда, современные парадигмы мотивационного управления, системный подход к проектированию маркетинговых структур в библиотеке, методы комплексного анализа библиотечной деятельности.

Деятельность современного руководителя осуществляется в социально-психологическом, организационном, правовом экономическом направлениях, каждое из которых требует совокупности основательных знаний и умений.

Руководство совместной деятельностью людей состоит во взаимосвязи, с одной стороны, единоначалия, предполагающего и самостоятельность, и ответственность, и инициативность, а с другой – самоуправление коллектива, для чего руководителю необходимо мыслить и действовать творчески, умножая свои интеллектуальные усилия за счет коллективных сил подчиненных. Умение управлять людьми, уровень влиятельности менеджера составляет сегодня основу руководства. Поэтому он должен в совершенстве владеть социально-психологической методикой управления. Его функциями являются определение норм поведения подчиненных, удовлетворения в меру возможностей их нужд и защита их интересов. Социально-психологическое направление деятельности руководителя базируется на знании основ формирования организационной культуры, принципов развития социальных отношений, традиций, обычаев.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.