Рефераты. Автоматизация деятельности предприятия






p> 1. Локализация информационной системы. В связи с тем, что наиболее крупными разработчиками информационных систем являются зарубежные компании, система должна быть приспособлена к пользованию российскими компаниями. Причем здесь имеется в виду локализация как функциональная (учет особенностей российского законодательства и систем расчетов), так и лингвистическая (система помощи и документация на русском языке).

2. Система должна обеспечивать надежную защиту информации, для чего необходимы парольное разграничении доступа, многоуровневая система защиты данных и т.д.

3. В случае внедрения системы на крупное предприятие со сложной организационной структурой, необходима реализация удаленного доступа для того, чтобы информацией могли пользоваться все структурные подразделения организации.

4. В силу влияния внешних и внутренних факторов (изменений направления бизнеса, изменения в законодательстве и т.п.), система должна быть адаптивной. Применимо к России, это качество системы должно рассматриваться более серьезно, так как у нас в стране изменения законодательства и правил учета происходят в несколько раз чаще, чем в странах со стабильной экономикой.

5. Необходима возможность консолидации информации на уровне предприятий (объединение информации филиалов, дочерних компаний и т.д.), на уровне отдельных задач, на уровне временных периодов.

Эти требования являются основными, но далеко не единственными критериями выбора корпоративной информационной системы для предприятия.

Проектирование и создание информационной системы

Проектирование информационной системы является, пожалуй, самым важным элементом автоматизации деятельности предприятия. Правильно спроектировать систему означает обеспечить б?льшую часть успеха всего проекта автоматизации. Очень частой ошибкой является внедрение информационной системы при отсутствии какой-либо четко сформулированной системы управления. То есть выражение «создать систему правления» воспринимается как «внедрить нечто компьютерное». Нужно четко осознавать, что система управления первична, а уже создание информационной системы на ее основе, или, попросту говоря, ее реализация в компьютерном виде – вторична.

Многие компании верят в то, что одна только автоматизация приведет к улучшению финансово-экономической ситуации, и начинают усилия по реализации информационных систем непосредственно с автоматизации, пропуская критические шаги понимания и упрощения своих бизнес процессов. Но нередко эти процессы настолько неупорядочены, что в общем создают впечатление хаоса на предприятии. Как известно, автоматизировать хаос далеко не просто, если невозможно. Поэтому прежде чем создавать информационную систему следует пересмотреть систему управления в организации. Изменение бизнес процессов называют реинжинирингом (business processes reengineering). Так, для начала нужно упорядочить схему бизнес процессов и систему управления организации в целом:

- определиться с организационной штатной структурой,

- разработать механизм финансово-экономического управления компанией

(в том числе определить центры ответственности),

- произвести выделение основных технологических потоков (процессов),

- разработать механизмы организационного управления технологическими потоками,

- на основании созданных механизмов управления сформировать технологию финансового анализа и управления деятельностью технологических потоков.

Если будут иметься вышеперечисленные технологии, будет значительно легче разработать информационную систему. Однако, часто приходится упрощать бизнес процессы на предприятии, для того, чтобы было проще описать их на языке компьютеров.

Организация – это набор правил и процедур. Информационная система это тоже набор правил и процедур, поэтому следует понимать какие инструкции и процедуры какими заменить. Не следует также забывать о человеческом факторе при создании информационной системы. Во-первых, именно людям придется работать с системой – одна работать она в любом случае не сможет. Во- вторых, служащие могут улучшить (или упростить) процессы, с которыми они ежедневно встречаются. Автоматизация должна происходить только после того, как служащие поймут процесс и примут решение о необходимости автоматизации.

После проведения формирования четкой системы управления, начинается непосредственно процесс проектирования информационной системы. Важно, чтобы в проектировании системы участвовали по возможности все сотрудники, которые будут с ней работать. Это позволит определить небольшие особенности и частные потребности в работе каждого отдела организации, поскольку только пользователи будущей системы лучше всего знают, что им нужно.

В проектировании информационной системы также должны участвовать ее разработчики, то есть те, кто будет ее создавать. К выбору разработчика информационной системы нужно подходить очень осторожно. Основными критериями в выборе разработчика являются опыт работы в области создания информационных систем, количество успешно внедренных данной компанией систем на российских предприятиях.

Финансовый менеджер и руководство предприятия должны относиться к автоматизации, как к проекту, то есть определить все стадии, характеристик, временные рамки и бюджет. Основными этапами работы над проектом по автоматизации являются:

1. Проведение обследования с целью описания бизнес процессов организации.

2. Разработка технического задания на систему автоматизации.

3. Разработка технического проекта системы.

4. Разработка системы (иногда называемая настройкой).

5. Различные стадии и этапы внедрения, опытной и промышленной эксплуатации.

6. Выполнение доработок в соответствии с изменившимися потребностями организации.

Результатом проектирования системы является строго формализованное описание как объекта ее автоматизации, так и ее самой. Этот документ должен содержать описание того, с какой информацией должна работать система, каким образом представляются в ней данные и по каким правилам она работает.

внедрение информационной системы

Эффективность автоматизации деятельности предприятия, наравне с правильным проектированием и созданием системы, зависит от способа ее внедрения в организационную структуру компании. Обусловлено это психологическими факторами - обычно наблюдается сопротивление сотрудников созданию и использованию системы. Кроме того, внедрение системы может длиться от 6 месяцев до 2-3 лет. За такой период могут произойти изменения внешних и внутренних факторов, влияющих на работу предприятия. Поэтому ожидания руководства по поводу результатов работы системы могут не оправдаться (так как они уже успеют измениться).

Существует несколько подходов к внедрению информационной системы в работу предприятия.[2] Для рассмотрения двух из них будет использоваться пример организации, имеющей три уровня иерархии: уровень исполнителей и два уровня управления (рис. 3).

ТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД

ДАННЫЙ ПОДХОД К ВНЕДРЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛя АВТОМАТИЗАЦИИ
ДЕяТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ ОРГАНИЗОВАН ПО ПРИНЦИПУ «СВЕРХУ ВНИЗ». НЕДОСТАТКИ
ДАННОГО ПОДХОДА ИЗВЕСТНЫ: ОДНИМ ИЗ САМЫХ СУЩЕСТВЕННЫХ НЕДОСТАТКОВ яВЛяЕТСя
ТО, чТО ВНЕДРяЕМАя В ОРГАНИЗАЦИИ ТРАДИЦИОННАя ("ЖЕСТКАя") СИСТЕМА
АВТОМАТИЗАЦИИ ПОЗВОЛяЕТ ПОЛУчАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РАБОТЫ СИСТЕМЫ В ПЕРВУЮ
ОчЕРЕДЬ ИСПОЛНИТЕЛяМ НИЖНЕГО УРОВНя (РИС. 4).

Только после завершения автоматизации всех бизнес операций на исполнительском уровне, менеджеры среднего уровня смогут начать получать полезные для них результаты работы системы (рис. 5).

Рис. 5. Второй этап горизонтальной автоматизации: автоматизация уровня исполнителей и среднего звена управления.

[pic]

Для того, чтобы высшее руководство организации смогло получать из системы полную информацию (рис. 6), должно пройти много времени – несколько месяцев или даже лет.

Как уже было сказано, часто к моменту окончания внедрения системы, потребности организации успевают измениться, что вызывает неудовлетворенность руководства организации полученными за долгое время и за большие деньги результатами. Систему приходится или дорабатывать под новые задачи организации или менять на более соответствующую текущим потребностям организации систему. Если при выборе новой системы снова используется традиционный подход, то нет гарантии, что новая система окажется лучше старой.

Инновационный подход

ВТОРОЙ ПОДХОД К АВТОМАТИЗАЦИИ ДЕяТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИяТИя ОСНОВАН НА
ИСПОЛЬЗОВАНИИ АДАПТИРУЕМЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ – СИСТЕМ, “СПОСОБНЫХ
САМОРЕГУЛИРОВАТЬСя В СООТВЕТСТВИИ С ИЗМЕНЕНИяМИ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ.”[3]

Эта особенность таких систем делает возможной “автономную” последовательную автоматизацию отдельных участков деятельности организации с постепенным "выращиванием" единой системы, охватывающей всю организацию.

Очевидно, что при автоматизации не всей организации, а небольшого участка, значительно снижается нагрузка на персонал и минимизируются неизбежные организационные и психологические проблемы внедрения. Система наращивается в соответствии с потребностями организации.

При этом важным качеством такой системы является то, что система обладает возможностью выращивания "сверху вниз", когда в первую очередь автоматизируется не деятельность исполнителей, а уровень подготовки и структурированного представления информации для руководства организации
(рис. 7).

Рис. 7. Первый этап: автоматизация верхних уровней управления.

[pic]

Использование адаптируемой системы предоставляет заказчику свободу выбора – автоматизировать деятельность своего предприятия традиционным образом снизу-вверх или отказаться от традиционного подхода к автоматизации и, сочетая организационные мероприятия и возможности системы автоматизации, начать получать первые реальные результаты от работы системы в первую очередь на верхнем уровне управления через 6-8 недель после начала работ
(рис. 8).

Установленная на первом этапе система позволяет осуществлять расширение возможностей пользователей. Это облегчает не только внедрение и адаптацию существующей системы к потребностям пользователей, но и обеспечивает возможность развития функций системы в перспективе при изменении и развитии потребностей предприятия.

При внедрении информационной системы не следует забывать об обучении работников предприятия использованию данной системы. На это может уйти много средств и времени, особенно если речь идет о государственном или бывшем государственном предприятии, где большую часть работников составляют люди старшего поколения, не знакомые с компьютерами вообще. Поэтому при определении бюджета и временных рамок проекта по внедрению информационной системы, нужно уделить внимание проблеме подготовки персонала к работе с системой.

Оценка эффективности

Вопрос об оценке эффективности внедрения информационной системы является довольно важным вопросом, так как любые крупные затраты требуют обоснования, особенно со стороны руководителей организации.

Теоретически, можно провести полноценный проект, включающий в себя оценку (моделирование) ситуации “как есть”, оценку возможных при внедрении системы изменений “как будет”, сравнение обеих моделей и выявление результатов изменений с последующей финансовой оценкой. Такой проект был бы идеальным обоснованием вложения, но он весьма длителен и дорого стоит.
Кроме того, для проведения такого проекта требуются очень высококвалифицированные специалисты по информационным системам для оценки последствий внедрения, поэтому без посторонней помощи такой проект провести практически невозможно.

В реальности, оценка результативности внедрения производится по
“средним отраслевым показателям” (industry average). Типичные средние результаты внедрения[4]:

- 15-25% увеличение производительности

- 10-20% уменьшение складских запасов

- 20-50% сокращение сроков выполнения заказов

Значительно проще оценить эффективность проекта по внедрению информационной системы, которая направлена на решение локальных задач, связанных с заменой тех или иных участков учета или управления. Когда же внедрение информационной системы производится из стремления получить неопределенно-глобальный результат, эффективность определить практически невозможно, хотя бы потому, что довольно сложно разделить результаты от внедрения информационной системы непосредственно и результаты от сопутствующих изменений (реинжениринга и т.п.).

Конечно, можно просто взять формулу и посчитать норму возврата на инвестиции (Return on investment). Но это не даст полной картины, так как не все положительные результаты можно так просто выразить в денежных единицах: например, возможные стратегические выгоды для компании или степень удовлетворения клиентов. Тем не менее, данное утверждение не означает невозможность такой попытки. На самом деле, многие не поддающиеся количественному описанию выгоды можно перевести в реальные цифры. Например, способность быстрее составлять баланс может являться материальной выгодой.
Выявление материальных выгод требует проведения анализа, включающего разбиение бизнес процессов и заданий на элементы, поддающиеся четкому описанию.

Опыт использования информационных систем

Многие крупные компании США и Европы уже несколько лет назад перешли на использование информационных систем стандарта ERP. Про страны Азии такого сказать пока нельзя. Большинство финансовых менеджеров азиатских компаний едва ли слышали о таких системах, не говоря уж об их внедрении.
Хотя есть компании, которые решились перейти на ERP-системы.

Разработчики информационных систем, в частности SAP, Baan, Oracle,
PeopleSoft и J.D.Edwards, довольно агрессивно рекламируют свои продукты, что создает впечатление у плохо осведомленных в данной области людей впечатление, что эти программы способны решить все проблемы их компаний.
Статистика же показывает, что большая часть попыток внедрить информационную систему окончились неудачами, большими потерями, либо банкротством.
Например, руководство компании FoxMeyer утверждает, что ошибочное внедрение
ERP-системы привело ее к банкротству. Компания обвиняет в этом создателей системы и консультантов. Такая же участь постигла и компании Dell Computer,
Dow Chemical и Kellogg’s.

Но существуют также примеры успешного использования ERP-систем. Так, например, телекоммуникационная компания Aliant заявляет, что проект по внедрению системы ERP был очень удачным. Ожидаемая норма возврата на инвестиции в данный проект составила 33%.

В России, несмотря на большие затраты, связанные с внедрением информационной системы, только компания SAP установила около 100 своих ERP- систем, которые по утверждению SAP, успешно работают. Среди своих клиентов в России компания SAP выделяет Сургутнефтегаз, Туламашзавод,
Свердловэнерго, Донецкий металлургический завод, Омский НПЗ,
Нижнетагильский металлургический завод, Сыктывкарский лесопромышленный комплекс, Черногорнефть.

Не взирая на множество неудачных попыток внедрения информационных систем, многие компании по всему миру серьезно задумываются о создании системы для улучшения своей деятельности. Скорее всего, это вполне оправдано, так как при разумном профессиональном подходе к внедрению информационной системы, можно создать инструмент для более эффективного управления бизнесом.

Используемая литература

1. Information System Management
2. М. Хохлова, статья «Современный рынок систем управления предприятияем»
3. Тезисы доклада компании Ally Information Technologies “Инструментальная поддержка адаптивного развития бизнеса”
4. Д. Глямшин, статья «Выход из кризиса – система управления»
5. С. Колесников, статья «Итак, системы автоматизации…»
6. Исследование «Программы для бизнеса-98», АКДИ «Экономика и жизнь»
7. Ю. Токарев, статья «Корпоративные информационные системы и консорциум разработчиков»
8. М. Ильина, статья «Теория и методы промышленного управления»
9. В. Баронов, И. Титовский, статья «Методы построения систем управления»
10. В.П. Нестеров, И.Б. Нестеров, статья «Автоматизация деятельности организации»
11. Мишель Селарье, Рой Харрис, статья «Извлечение дополнительной прибыли из производства»
12. Броунин Фрайер, статья «Как посчитать норму возврата на инвестиции»
13. Сар Эрмако Джонии, статья «Быть или не быть ERP?»
14. С. Колесников, статья «Бизнес процесс реинжиниринг и внедрение автоматизированных систем управления»
15. М. Ильина, статья «Принципы, средства и технологии реализации концепции управления»
16. С. Колесников, статья «Об оценке эффективности внедрения и применения

ERP систем»
17. В.П. Нестеров, «Информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений»
18. С. Колесников, «Иерархия систем управленческого учета»
19. И.И. Карпачев, «Классификация компьютерных систем управления предприятием»
20. www.sap.com
21. www.baan.com
22. www.erp-people.com
23. www.economics.ru

-----------------------
[1] Baan – одна из пяти крупнейших компаний, поставщиков систем ERP на мировом рынке.
[2] Рассматриваемые подходы были проанализированы и предложены В.П.
Нестеровым и И.Б. Нестеровым, директором и начальником отдела информационных технологий консалтинговой группы «Альфа», в статье
«Автоматизация деятельности организации». Рисунки, приведенные в данной части работы, взяты из статьи.
[3] В.П. Нестеров, И.Б. Нестеров, «Автоматизация деятельности организации».
[4] Сергей Колесников, «Об оценке эффективности внедрения и применения ERP систем

-----------------------
Рис. 1

[pic]

Рис. 2

[pic]

Рис. 3


[pic]


Рис. 4. Первый этап горизонтальной автоматизации: автоматизация уровня исполнителей.

[pic]


Рис. 6. Завершение автоматизации всех иерархических уровней организации.

[pic]

Рис. 8. Второй этап: создание единого информационного пространства

[pic]


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.