Таким образом, развитие производства пива в нашей стране, совершенствование его ассортимента, систематический контроль за поведением товара на рынке, за его жизненным циклом, при одновременном повышении культуры его потребления является важной задачей ассортиментной политики в целом.
1.4 Качество товаров на предприятии розничной торговли и управление им
Сложная природа качества определяет ее многозначность.
С учетом современных системных представлений качество, как философская (общенаучная) существенная, относительно устойчивая определенность целостности предметов, коллективов, систем, абстрактных преставлений. Качество есть существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным, и отличается от других. Другими словами, качество – это совокупность сущностных характеристик и свойств объекта.
Философское определение качества используется для познания и объяснения закономерностей, действующих в окружающем мире.
Социально- экономический же смысл понятия «качество» приобретает тогда, когда оно увязывается с потребностями.
Изложенные соображения приводят к целесообразности введения двухуровневого понимания качества: объективного (теоретического) и формального (прикладного). Под объективным качеством, следует понимать определение социально-экономического качества, данное выше. Формальное качество следует понимать как соответствие объекта (продукции, труда, производства и т.п.) требованиям, по которым он производится.
Разделение понятий качества на объективный и формальный уровни важно с точки зрения управления. Лишь в идеале объективный уровень может совпадать с формальным. Уменьшение разрыва между теоретическим и формальным уровнями качества является одной из основных целей управления качеством.
В итоге удовлетворение основной массы общественных потребностей осуществляется продукцией, выводимой на рынок в виде товара. Таким образом, степень удовлетворения этих потребностей определяется качеством продукции, обретшей форму товара. Отсюда качество продукции в системе видов качества следует считать основным или базовым.
Особым видом следует считать качество товара. Его целесообразно рассматривать как сложный вид. С точки зрения управления качеством наиболее значительными можно считать следующие виды качества: технологии, труда, производства, организации, корпорации, персонала.
Каждый из перечисленных видов качества должен иметь свое однозначное определение.
Качество технологии – способность технологии обеспечивать стабильные характеристики изготавливаемой продукции при минимизации затрат на ее выпуск.
Качество труда – способность труда достигать поставленной цели с минимальными затратами ресурсов.
Качество производства – способность производства выпускать продукцию без брака.
Качество организации – способность организации обеспечивать рациональное расходование ресурсов в достижении своих целей.
Качество корпорации – способность корпорации обеспечивать свое единство во времени и пространстве при гармонично-стабильном удовлетворении интересов членов.
Качество персонала – способность персонала как единого ресурса обеспечивать достижение целей организации.
Перечисленные виды качества не имеют непосредственной связи, но все, в конечном счете, косвенно влияют на качество продукции.
Качество товара определяется либо органолептическим методом (при помощи органов чувств), либо лабораторными исследованиями с использованием приборов, аппаратов, реактивов и других технических средств.
Относительно исследуемой продукции - пива (разных марок, сортов и видов), как товар имеет свою специфику, что предъявляет особые требования к контролю качества его ассортимента. Уникальность продукта связана с рядом свойств, полезных для человека. Раскрытию значимости пива способствовало ретроспективное исследование происхождения и развития потребления этого напитка.
Вопрос контроля качества и безопасности продукции по-прежнему актуален. Возможность гарантировать стабильно высокое качество пива становится ключевым конкурентным преимуществом на рынке.
Система управления ассортиментом и качеством товаров входит в качестве органической части в комплексную систему управления коммерческой деятельностью ЗАО «ТД Перекресток». В свою очередь СУАК включает три функциональные подсистемы: организацию планирования (прогнозирование) и исполнение, контроль и координацию, каждая из которых состоит из ряда элементов.
Рассмотрим поэтапно состав каждой из подсистем, входящих в систему управления ассортиментом и качеством товаров группы пива в магазине (табл.1.).
Таблица 1
Система управления ассортиментом и качеством товаров группы пива
Функциональные подсистемы
Организация
Планирование (прогнозирование) и исполнение
Контроль и координация
Элементы подсистемы организации
Элементы подсистемы планирования
Элементы подсистемы контроля и координации
Организация информационного обеспечения
Изучение внешних и внутренних условий и постановка проблем
Анализ соответствия маркетинговых воздействий внешним условиям
Организация методической помощи розничным торговым предприятиям в изучении требований потребителей
Определение целей
Оценка соответствия фактических маркетинговых действий принятой программе
Организация кружков качества
Планирование и осуществление маркетинговых исследований
Контроль качества и ассортимента реализованных товаров
Организация изучения отечественного и зарубежного опыта
Разработка и осуществление маркетинговых действий
Контроль качества на предприятиях-производителях
Участие в научно-практических конференциях
Составление сметы расходов
Разработка мер по координации деятельности и корректировке программы
Организация пробных продаж
Организация правовой и претензионной работы
Подсистема организации СУАК включает: организацию информационного обеспечения, организацию методической помощи супермаркету и изучение требований потребителей, организацию повышения квалификации работников розничной торговли, организацию изучения отечественного и зарубежного опыта в области ассортимента и качества реализуемой товарной группы пива, участие в научно-практических конференциях, организацию продаж, организацию правовой и претензионной работы.
Для реализации элементов подсистемы планирования СУАК существенную роль играет организация информационного обеспечения, которое осуществляется посредством создания информационных потоков вторичных и первичных данных и процессе проведения маркетинговых исследований.
Значимость этого элемента подсистемы организации обусловлена тем, что от качества, своевременности, достоверности, полноты и репрезентативности информации зависит обоснованность маркетинговых действий и решений.
Второй элемент рассматриваемой подсистемы - это организация методической помощи розничному торговому предприятию в изучении требований потребителей к ассортименту и качеству пивной продукции.
Его реализация осуществляется посредством проведения соответствующих совещаний:
- во время проведения посещения супермаркета товароведами-реализаторами,
- во время проведения выставок-продаж, выставок-просмотров, покупательских конференций.
Для реализации маркетинговых действий в области повышения качества товаров особое значение в настоящее время имеет повышение квалификации работников исследуемого предприятия, уровня их профессиональных знаний в области ассортимента и качества товарной группы пива, соответствующей номенклатуры.
В кружках качества анализируется положение дел на конкретном участке, разрабатываются предложения по улучшению качества продукции, росту товарооборота пивной продукции.
В основе управления качеством слабоалкогольных продуктов, лежит комплекс стандартов, регламентирующих всю деятельность розничного торгового предприятия. Осуществляется эта работа в рамках Комплексной системы управления качеством товаров (КСУКТ), являющейся подсистемой Единой системы государственного управления качеством продукции (ЕС ГУКП).
Под стандартизацией понимают разработку и установление технических показателей (норм) для принятой к выпуску продукции, способов ее маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. Документ, которым определяется (нормируется) стандартизируемый предмет, называется стандартом. Он является не только техническим, но и государственным документом. Стандарты включают в себя полную характеристику товара и содержат технические условия на его изготовление, правила приемки, сортировки, упаковки, маркировки, транспортировки и хранения. При оценке качества товара, прежде всего, определяется его соответствие стандартам. Соответствие стандартам - регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю.
В каждой стране существует своя система стандартизации товаров, соответствующая степени развития национальной экономики, науки, техники и технологии.
Вместе с тем по мере углубления интеграции национальной экономики в мировую экономику и расширения внешнеэкономического сотрудничества товаропроизводителей все большее значение приобретают развитие международной стандартизация товаров и достижение соответствия национальных стандартов международным требованиям качества товаров.
Система контроля за качеством пива состоит из государственного и производственного контроля. Государственный контроль в Российской Федерации осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии, а также специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и их должностными лицами. Производственный контроль осуществляется должностными лицами предприятий, учреждений, организаций, лабораториями по обеспечению качества пива, иными службами, уполномоченными осуществлять контроль за качеством пива на предприятии. Производственный контроль - ставит своей задачей: – проверку выполнения планов и мероприятий по организации производственного процесса; – соблюдение нормативов качества сырья и материалов для производства пива; – выполнение требований государственных стандартов и иных нормативных правовых актов в области производства пива.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13