Рефераты. Антикризисное управление в России: институциональные, правовые и финансовые механизмы обеспечения






Одной из основных причин роста задолженности предприятий, в том числе и просроченной, перед государством, поставщиками, кредитными и страховыми органами, перед рабочими и служащими, является убыточность.

Коэффициенты ликвидности и покрытия в крупных и средних предприятиях промышленности за последние два года оставались низкими в сравнении с принятыми нормативными значениями. Так, коэффициент ликвидности (при нормативе > 0,8 - 1) составил: к началу 2008 г. - 0,6; 2009 г. - 0,7; на 1.02.2010 г. - 0,7. Коэффициент покрытия (при норме > 2) на предприятиях составил: на начало 2008 г. -1,0; 2009 г. - 1,0; на 1.02.2010 г. - 1,2. В связи с этим перспективы платежных возможностей крупных и средних предприятий промышленности России с позиции принятых критериев оценки платежеспособности в отечественной практике невелики.

Следует отметить, что вне зависимости от экономической ситуации и тягот финансового кризиса, при исполнении своих обязательств перед федеральным бюджетом субъекты экономики в значительной степени копируют стиль государственно-властного управления и просчеты финансовой политики Администрации государства. Значительная часть неплатежей бюджета приходится как раз на сферу государственных заказов и закупок.

Рост задолженности по оплате труда является наиболее болезненным и опасным проявлением кризиса неплатежей. Если, например, неплатежи между предприятиями могут быть формой взаимного кредитования, то задолженность перед работниками является свидетельством тяжелого финансового положения предприятия. По этой причине в обществе нарастают процессы социально-политической напряженности. Долги населению в целом рассматриваются как один из основных критериев степени жесткости финансовой политики государства. Основная причина невыплаты зарплаты состоит не только в недостатках финансовых средств, поступающих на счета предприятий, но и очень часто в нежелании менеджеров компании своевременно погашать долговые обязательства по заработной плате.

Проблема платежей получает свое развитие в ухудшении финансового состояния предприятий и снижении их платежеспособности и проявляется в двух взаимосвязанных аспектах:

1. Достаточно сложно различить предприятия, которые используют проблему неплатежей для пополнения своих оборотных средств в качестве"беспроцентного" товарного кредита, и те предприятия, которые, по сути, являются скрытыми банкротами;

2. Трудно поддается фиксированию момент перехода предприятия из категории "потенциальных банкротов" в категорию "скрытого" банкротства, поскольку предприятия, вовлеченные в кризис платежей, оказываются награни банкротства.

Среди круга предприятий, вовлеченных в кризис платежеспособности, существует две принципиально различающихся группы неплатежеспособных предприятий:

1. Потенциальные банкроты - это предприятия, адаптировавшиеся к условиям развития отечественной экономики и использующие преимущества, связанные с задержкой платежей;

2. Реальные (скрытые) банкроты - предприятия, вовлеченные в замкнутый круг неплатежей, сочетающихся с низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции, а также испытывающие ситуацию затоваривания готовой продукции и простаивания основных фондов.

Таким образом, собственнику предприятия важно определить, к которой из двух обозначенных выше групп оно относится и, исходя из этого, строить политику взаимоотношений предприятия с его многочисленными партнерами по бизнесу. Одним из наиболее доступных и часто используемых инструментов при аналитическом исследовании ситуации неплатежеспособности предприятия являются методы финансового анализа состояния предприятий, с помощью которого формируется первоначальное суждение о состоянии неплатежеспособности.


1.2           Правовое регулирование процедур банкротства компаний


Новые поправки, вносимые сегодня в Закон "О несостоятельности (банкротстве)" ФЗ от 8.01.1998 г. № 6-ФЗ, представляют собой, по сути, новую редакцию всего документа. Опубликованные новации успели стать объектом многочисленных комментариев, большинство экспертов придерживаются весьма негативных оценок. Еще действующие сегодня нормы Закона № 6-ФЗ, разумеется, имеют свои положительные стороны, поскольку достаточно широко представляет правовой регламент процедур банкротства. Само наличие этого Закона можно квалифицировать как позитивное продвижение законодательства по регулированию несостоятельности бизнеса компаний во всех отраслях экономики.

Оценка содержания статей еще действующего Закона 1998 года по многим позициям не стыкуется с правовой базой гражданского, налогового, бюджетного и другого законодательства. По отдельным нормам существует целый комплекс несогласованностей и прямых противоречий. По мнению ученых и практиков, этот "Закон существенно подрывает финансовые интересы собственников и негативно сказывается на интересах как акционеров, так и бюджета соответствующего уровня, куда фирма наплавляет свои налоговые платежи".

Так, при соотношении с ГК РФ выявляется следующее: в ст. 120 Закона о банкротстве (действующая редакция) говорится о мировом соглашении, которое несостоятельный должник может заключить с кредиторами на любой стадии производства по делу о банкротстве; в п. 2 ст. 122 предусматривается, что в рамках мирового соглашения требования кредиторов можно обменять на акции. Если речь идет о новых акциях должника, выпускаемых для этих целей, то данная идея прямо противоречит ГК РФ поскольку ст. 99 ГК отмечает: "не допускается освобождение акционера от обязанности оплаты акций общества, в том числе... путем зачета требований к обществу".

Еще один пример расхождений ГК РФ и Закона о банкротстве - ст. 188 Закона "О банках и банковской деятельности". Она посвящена банкротству организаций, незаконно привлекавших средства граждан. Напомним, что наряду с банками существовали еще и так называемые небанковские финансовые компании - организации, без лицензии собиравшие деньги населения ("Русский дом Селенга", "Тибет" и др.). Статья 64 ГК РФ определяет общий порядок удовлетворения требований кредиторов и особо оговаривает очередность платежей при ликвидации банков и других кредитных учреждений. Однако финансовые компании "кредитными учреждениями" как раз не являются, так как кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом РФ "О банках и банковской деятельности".

Проблемы возникают и при соотношении между собой положений ст. 124,127,128 Закона о банкротстве и ст. 85 Арбитражного процессуального кодекса (АПК) РФ. Речь идет о прекращении производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения. По общему правилу, если мировое соглашение судом утверждено, производство по делу подлежит прекращению и вторичное рассмотрение этого же спора не допускается. А по Закону о банкротстве мировое соглашение можно признать недействительным (кстати, ни сроки такого признания, ни конкретный порядок его применения Законом не предусмотрены) - и тогда производство по делу возобновляется. Но ст. 86 АПК РФ, где говорится о последствиях прекращения производства по делу, содержит закрытый перечень последствий и не предусматривает возобновления производства.

Таким образом, есть определенные расхождения в правовом отношении законодательных актов при применении Закона о банкротстве. Поэтому можно сделать вывод, что рассмотренные противоречия Закона № 6-ФЗ с правовыми актами требуют устранения, потому что имеющиеся существенные недостатки не позволяют в полной мере заработать механизму банкротства. Двоякое толкование правовых норм, как правило, не дает желаемого результата с точки зрения оздоровления предприятий-банкротов.

Безусловно, действие Закона о банкротстве заключается в том, чтобы стимулировать экономических агентов, в частности, крупные предприятия, самим браться за реформирование своего предприятия при появлении тревожных симптомов финансовой нестабильности или уходить из бизнеса, не доводя до того момента, когда возмущение действиями данного предприятия придет со стороны его партнеров. Законодательство о банкротстве развитых индустриальных стран учитывает и соблюдает интересы обеих сторон: как кредитора, так и должника - как равноправных партнеров по исправлению экономической ситуации для данной компании, ибо в ситуации банкротства они оказываются зависимыми друг от друга. Такой принципиальный подход к ситуации банкротства позволяет выделить следующие цели законодательства о банкротстве.

1. Сохранить жизнеспособность фирмы, то есть с помощью юридических и экономических механизмов помочь фирме оставаться в деле, когда это благоприятнее для ее собственников, чем ее уход с рынка. Для современной фирмы характерно разделение собственности и управления, вследствие чего затруднительная ситуация может быть создана плохим управлением, а не самими собственниками, интересы которых не должны пострадать при банкротстве.

2. Обеспечить наблюдение за тем, чтобы активы фирмы, испытывающей финансовые трудности, использовались наиболее эффективным образом для предотвращения их распыления в процессе самого банкротства.

3. Обеспечить защиту интересов кредиторов, удовлетворив оптимальным образом их требования по отношению к данной фирме.

В российском Законе о банкротстве административные расходы не различаются по существу, но в очередности платежей занимают место "вне очереди". А в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми предприятие-должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, по так называемым регрессным листам. Во вторую очередь - оплата труда, выходного пособия лицам, с которыми заключены трудовые договоры, контракты, авторские договоры. В третью очередь -требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Требования по уплате платежей в бюджет и внебюджетные фонды удовлетворяются в четвертую очередь. И так же, как и в американском законодательстве, в пятую очередь удовлетворяются расчеты с другими кредиторами.

Исследуя процесс банкротства в России и за рубежом, сопоставляя законодательства разных стран, учитывая имеющуюся практику применения Закона о банкротстве в России, можно сделать вывод, что нормы Закона № 6-ФЗ в большей степени отражают американскую модель законодательства о банкротстве, то есть направлены на сохранение, оздоровление предприятий, имеющих критическое финансовое состояние.

Рассмотрение дел о банкротстве предприятий в арбитражном суде осуществляется в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом

РФ от 5.05.1995 г. № 70-ФЗ и ФЗ РФ "О несостоятельности (банкротстве)" от 8.01.1998 г. № 6-ФЗ. Заявление о банкротстве юридических лиц подается в арбитражный суд по месту нахождения должника - юридического лица. В деле о банкротстве участвуют следующие лица: должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам, прокурор (в случае рассмотрения дела о банкротстве по его заявлению), государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению (в случаях предусмотренных Законом о банкротстве), а также иные лица (представитель работников должника, представитель собственника имущества должника -унитарного предприятия и другие).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.