Рефераты. Анализ управления финансовой деятельностью предприятия в условиях кризиса






Анализ ситуации, угрожающей кризисом, начинается с отраслевого анализа: необходимо выяснить, определяются ли причины спада в корпорации ее индивидуальным поведением или являются следствием более общих причин, вызвавших спад в отрасли в целом. Сначала необходимо определиться, что понимается под спадом в отрасли. В самом общем представлении спад - это такая ситуация, когда спрос ниже, чем максимальный объем производства. Экономическая теория утверждает, что результатом этой избыточной мощности в отрасли является возникновение в ней определенной системы действий [51, с.18]. Эти действия разрабатываются с целью увеличения объема продаж, чтобы поддерживать использование производства в полном объеме. Все это может выражаться в форме войны цен. Также вероятно, что компании будут покидать эту отрасль, так как предельный (маржинальный) производитель более не может действовать с выгодой.

Основные факторы спада можно разделить на внутренние и внешние (Таблица 2) Рассмотрим данные факторы более подробно и выделим наиболее распространенные.


Таблица 2 – Основные факторы спада

Внешние факторы

Внутренние факторы

 1) изменение технологий

 2) изменение социальных ценностей или моды

 3) насыщение конкретных сегментов рынка

 4) действия конкурентов

 5) изменение в структуре отрасли

 6) снижение отраслевых продаж

 1) плохое управление

2) недостаточный финансовый контроль

3) недостаточные усилия в области маркетинга

4) неудачные приобретения и слияния

5) слабое управление производством

6)чрезмерное расширение торгово-промышленной деятельности

7) недостаточно просчитанные вклады в крупные проекты


Признаки спада зачастую обнаружить гораздо легче, чем лежащие в их основе причины [29, с.203]. Набор этих признаков может быть уникальным для каждой компании, однако можно выделить наиболее характерные и часто встречающиеся:

- падение прибыльности, которое отражается в снижении прибыли до налогообложения или как процента от продаж либо в снижении ROI (прибыли на капиталовложения);

- падение удельного объема продаж в сравнении существующими в отрасли; этот показатель может измеряться в продажах на одного работающего, продажах на квадратный метр площади фабрики, на единицу производственных мощностей и т.п.;

- возрастание уровня финансовой зависимости в связи с постоянно возрастающей задолженностью;

- проблемы ликвидности в текущих и срочных показателях, а также проблемы с запасами, дебиторами и кредиторами;

- уменьшение доли рынка; что свидетельствует о том, что компания на данном рынке неконкурентоспособна.

Реакцией на кризис может быть выбор стратегии сокращения расходов, или стратегии поворота.

Существуют следующие стратегии сокращения расходов: организационные изменения, финансовые стратегии, стратегии снижения затрат, стратегия сокращения активов, стратегия создания прибыли.  

Стратегия поворота включает изменения в общих усилиях по сбыту, переброску или перенацеливание существующих товаров (услуг) с одновременной разработкой новых [36, с.78]. Стратегии сокращения расходов и поворота могут реализовываться одновременно. Конкретные стратегии поворота представляют собой стратегии изменения и ценообразования, переориентации на конкретных покупателей и на конкретные продукты, стратегия разработки нового товара или рационализации ассортимента товаров, сосредоточении на продажах и рекламе.

В условиях угрозы банкротства применяются стратегии выхода, задача которых состоит в том, чтобы минимизировать ущерб. Это достигается методами оптимального изъятия инвестиций или выкупом управляющими. Изъятие инвестиций может осуществляться через договор о франшизе, передачу подрядов, продажи бизнес - единиц или всего предприятия, разделение и отделение, обмен активами.

Выкуп управляющими обычно осуществляет команда менеджеров предприятия, которая может включать служащих, организации, обеспечивающие большую часть акционерного капитала, а также банки и другие учреждения, которые ссужают деньги предприятию. Выкупы финансируются за счет совокупности капиталовложения, обеспечиваемых управляющими институциональными акционерами и займами.

Экономическая стратегия предприятия складывается из ряда элементов, важнейшим из которых, обобщающим практически все разделы стратегической программы технического и социального развития предприятия, является стратегия предотвращения несостоятельности (банкротства) предприятия [36, с.81]. Взаимопереплетение элементов экономической стратегии не позволяет достаточно строго элиминировать стратегию антикризисного управления из экономической стратегии, придать антикризисному управлению особые, только ему присущие черты.

Таким образом, вся экономическая стратегия в совокупности должна носить опережающий, предотвращающий характер. И товарная, и ценовая, и стратегия снижения производственных издержек, и стратегия поведения предприятия на рынке ценных бумаг, как и все другие элементы экономической стратегии, должны быть нацелены на предотвращение несостоятельности за счет постоянного поддержания высокого уровня конкурентного преимущества предприятия. Тем не менее, могут и должны быть определены особые, специфические правила и приемы, применяемые в управлении предприятием, непосредственно направленные на выполнение функции предотвращения банкротства.

2. Анализ финансовой деятельности в ОАО «Мордовспирт» филиал - спиртзавод «Ковылкинский»


2.1 Исследование финансовых результатов предприятия


Филиал - спиртзавод «Ковылкинский» ОАО «Мордовспирт» начал свою деятельность в 1963 году. На протяжении многих лет завод проводил реконструкцию, модернизацию, направленную на повышение эффективности и увеличение производственных мощностей. Основным видом деятельности ОАО «Мордовспирт» спиртзавод «Ковылкинский» является производство и реализация спирта. Предприятие специализируется на производстве спиртов этиловых из зернового сырья: «Высшей очистки», «Экстра», «Люкс», «Альфа». Производство спирта в год составляет 800 тонн на сумму 168,0 млн. рублей. Поставка спирта осуществляется в известнейшие предприятия алкогольной отрасли ООО «Русь-Алко», ООО «Родник и К», ОАО «Астраханский ликероводочный завод», ОАО «Московский завод «Кристалл», ООО «Ликероводочный завод «Саранский».

Спиртзаводом выпускаются сухие кормовые дрожжи в количестве 2500 тонн в год на сумму 30,0 млн. рублей, необходимые в качестве белково-витаминной добавки при производстве комбикормов и кормосмесей для крупного рогатого скота, птиц, пушных зверей. Немаловажное значение имеет выпуск углекислоты, которая используется как в пищевых, так и в технических целях. Производство углекислоты в год составляет 180 тонн на сумму 500 тыс. рублей. В целях достижения выпуска и поставки на рынок высококачественной алкогольной продукции отвечающей потребностям и ожиданию потребителей, а также для расширения рынка сбыта и устойчивого роста доходов ОАО «Мордовспирт» спиртзавод «Ковылкинский» работает по международному стандарту качества ИСО 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001:2008).

На длительном пути развития предприятие обеспечило себя главным капиталом – добрым именем, которое навсегда связалось с высоким качеством продукции.

Рассмотрим результаты финансовой деятельности ОАО «Мордовспирт» спиртзавод «Ковылкинский» и приведем данные в таблице 3.


Таблица 3 - Показатели финансовой устойчивости ОАО «Мордовспирт» спиртзавод «Ковылкинский»

Наименование показателей

Формула

расчета

Нормативное значение

2008 г.

2009 г.

I полугодие 2010 г.

Коэффициент независимости

К1 = 3р.П / Баланс

0,6

0,13

0,14

0,14

Коэффициент финансовой устойчивости

К2 = 3р.П + 4р.П. / Баланс

0,6

0,2

0,1

0,1

Коэффициент соотношения собственного и заемного капитала

К3 = 4р.П + 5р.П / 3р.П

< 0,7

4,3

6,3

8,0

Коэффициент обеспеченности собственным оборотным капиталом

К4 = 3р.П – 1р.А / 2р.А

0,1 – 0,5

0,03

0,001

0,1

Коэффициент маневренности собственных оборотных средств

К5 = 3р.П – 1р.А / 3р.П

0,2 – 0,5

0,1

0,007

0,9


Коэффициент независимости - характеризует долю собственности владельцев предприятия в общей сумме авансированных средств. Чем выше значение коэффициента, тем финансово более устойчиво и независимо от внешних кредиторов предприятие.   

На протяжении анализируемого периода коэффициент независимости ОАО «Мордовспирт» спиртзавод «Ковылкинский» имел незначительную тенденцию к повышению. На начало 2008 года величина данного показателя составила 0,13, на начало 2009-2010 года 0,14. Для финансово устойчивого предприятия минимальный уровень данного показателя должен быть равен 0,6. С экономической точки зрения это означает, что все обязательства предприятия не могут быть покрыты его собственными средствами. Величина показателя, равная 0,13 - 0,14 свидетельствует о том, что предприятие финансово не устойчиво. С точки зрения кредиторов, значение данного показателя не обеспечивает гарантированность предприятием своих обязательств. Деятельность ОАО «Мордовспирт» спиртзавод «Ковылкинский» в большей степени зависит от внешних источников финансирования.         

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.