Рефераты. Анализ существующих организационных структур управления предприятием и особенностей их применения в российской экономике







Рис. 2.3. Организационная структура компании «Комплект-Сервис» на этапе расширения ассортимента


Постепенно компания расширялась и территориально, создавая свои филиалы в областных центрах. На сегодняшний день «Комплект-Сервис» имеет 18 филиалов в крупных городах Российской Федерации и центральный логистический комплекс в Подмосковье (приложение Б).

Территориальное расширение компании привело к изменению структуры управления (рис. 2.4.)


Рис. 2.4. Организационная структура компании «Комплект-Сервис» в настоящее время


При дальнейшем развитии компании, территориальном расширении ее границ и увеличении ассортимента возможно построение организационной структуры на основе самостоятельных бизнес-единиц.

В этом случае каждая бизнес-единица, являясь самостоятельным производственно-коммерческим подразделением, объединяет все функции и виды деятельности, необходимые для разработки, производства и реализации какого-либо конкретного вида продукции или группы видов продукции и позволяет руководителям развивать навыки и опыт для быстрого реагирования на изменение потребностей покупателей и ситуации на рынке. Любое из этих подразделений – как бы компания внутри компании, руководство которой отвечает за результаты ее деятельности. Отчеты каждой бизнес-единицы доступны и понятны как акционерам, так и высшему руководству компании. Деятельность каждой бизнес-единицы и достигнутые результаты четко отражаются в ее финансовой отчетности.

Организационная структура на основе бизнес-единиц представлена на примере компании «РУСАЛ» (приложение В). В состав компании входят предприятия по добыче бокситов и нефелиновой руды, производству глинозема, алюминия и сплавов, фольги и упаковочных материалов на ее основе, а также энергоактивы. На пяти континентах в 19 странах мира на предприятиях компании работают 100 тысяч человек.

Объединенная компания построена по дивизиональному принципу, что стало результатом выделения отдельных видов производства и направлений деятельности в самостоятельные бизнес-единицы, имеющие собственные необходимые функциональные подразделения. Всего в компании работает 6 дивизионов: Алюминиевый, Глиноземный, Упаковочный, Сырьевой, Инжинирингово-строительный, Энергетический.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Правильно подобранная модель организационной структуры должна соответствовать стратегии организации, быть адекватной среде ее функционирования, а также отличаться внутренней сбалансированностью параметров организационного дизайна.

При всем многообразии организационных структур они сводятся к четырем базом моделям – функциональной, дивизиональной, матричной и проектной. Функциональная структура применяется компаниями с ограниченной номенклатурой продукции, стабильным спросом, относительно низкой конкуренцией и неизменной технологией.

Дивизиональная структура естественна для фирм с широкой номенклатурой продукции, компаний, обслуживающих клиентов с кардинально разными предпочтениями, а также компаний, действующих в нескольких странах или регионах.

Область применения матричной структуры – мультинациональные корпорации, инновационные организации и компании, оперирующие в условиях быстрой смены товарной номенклатуры.

Проектные структуры применяются для реализации очень крупных проектов инновационного характера.

Исследуя особенности отечественного бизнеса, можно сделать вывод, что российские предприниматели отдают предпочтение традиционным иерархическим структурам управления перед малоизвестными, но перспективными формами организации. Кроме того, российские предприниматели, осознавая необходимость коренных преобразований в управлении фирмой, вместе с тем не располагает достаточной информацией о наиболее актуальных организационных формах и инструментах управления.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.                Алексеевский В.С. Введение в российский менеджмент: Учебное пособие – Калуга: Манускрипт, 2001. – 192 с.

2.                Бородушко И.В. Основы менеджмента: учебник для вузов Издание 2 / М.:– Юнити-Дана, 2007 г. – 271 с.

3.                Быкова А.А. Организационные структуры управления. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2003

4.                Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2001. – 528с.

5.                Владимирова И.Г. Организационные структуры управления компаниями. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. – №5

6.                Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. – СПб.: 1992

7.                Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. – СПб.: СОЮЗ, 1197

8.                И.А. Тогунов. Модель интегрированной системы организации// Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. – №3

9.                И.Б. Гурков. Воздействие интегрированных структур управления на инновационное развитие российских предприятий: попытка эмпирического анализа. //Российский журнал менеджмента. – 2005. – №4

10.           Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник. – М.: 2005. – 352 с.

11.           Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Качалов Р.М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. – М.: Экономика, 1997

12.           Коноков Д.Г., Рожков К.Л. Организационная структура предприятий. – М.: 1999

13.           Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. /Пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. – СПб.: Питер, 2005. – 464 с.

14.           Мишин С.П. Оптимальные иерархии управления в экономических системах. – М.: ПМСОФТ, 2004. – 190 с.

15.           Муравьев С.В. Экспресс-анализ структур управления предприятием. // Корпоративный менеджмент. - №192. - 2003 г.

16.           Тихомирова А.В., Разу М.Л., Поршнев А.Г. Менеджмент. Теория и практика в России. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2003.

17.           Федорова Н.Н. Организационная структура управления предприятием: Учебное пособие. – М: ТК Велби, 2003. – 256 с.



ПРИЛОЖЕНИЯ


Сравнительный анализ использования инструментов внутрифирменной координации в российских и немецких фирмах

Вопрос анкеты

Максимальный критерий (фактор=100 баллов)

Фактический критерий (по итогам анкетирования), баллов

Индекс (фактический критерий/максимальный), %

Немецкие фирмы

Немецкие представительства

Российские фирмы

Немецкие фирмы

Немецкие представительства

Российские фирмы

Какие из трех групп инструментов внутрифирменной координации (формальные, неформальные, гибридные) применяются в компании?

300

160

180

60

53,3

60,0

20,3

Какие из пяти элементов организационной структуры используются в компании?

500

247

280

127,5

49,4

56,0

25,5

Какие из пяти элементов организационной структуры предпочтительнее для компании?

500

500

500

300

100

100

60

Осуществляется ли работа во временных коллективах (проектной группе)?

100

80

40

0

80

40

0

Используется ли опыт координации других фирм?

100

100

100

50

100

100

50

Итого:

1500

1087

1100

557,5

72,4

73,3

37,1

Размещено на


[1] Коноков Д.Г., Рожков К.Л. Организационная структура предприятий. – М.: 1999. – С. 14

[2] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2001. – С. 255

[3] Владимирова И.Г. Организационные структуры управления компа­ниями. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. – №5

[4] Быкова А.А. Организационные структуры управления. – М.: ОЛМА-ПРЕСС ИНВЕСТ, 2003. – С. 22

[5] Е.Л. Андреева. Организационные предпосылки конкурентоспособности предприятий// Менеджмент в России и за рубежом. – 2006. – №11, С. 14


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.