· несовершенная система документооборота, задержки по выпуску телеграмм;
· негибкая ценовая политика МПС.
Основными требованиями, предъявляемыми потребителями к услугам транспорта, являются следующие:[7]
· минимальные сроки (продолжительность) доставки;
· регулярность доставки груза;
· гарантированные сроки доставки, в том числе доставка груза точно в срок;
· удобства по приему и сдаче грузов;
· наличие дополнительных услуг;
· наличие различных уровней транспортного обслуживания;
· приспособляемость к требованиям клиентов (гибкость обслуживания);
· отлаженная система информации и документирования;
· сопровождение груза до конечного пункта назначения;
· организация доставки груза «от двери до двери»;
· приемлемая стоимость перевозки;
· возможность таможенной очистки (уплата таможенной пошлины и т.п.);
· оптимальная дислокация пунктов отправления и доставки;
· возможность получения достоверной информации о тарифах, условиях перевозки и местоположения груза;
· наличие необходимой транспортной тары;
· наличие необходимого перегрузочного оборудования в пунктах перевалки;
· ликвидация промежуточных перегрузочных операций.
По итогам проведенного анализа можно говорить о том, что около 30% времени подвижной состав экспедиторов ходит «в холостую» и простаивает при нахождении обратной загрузки. Перевозчики теряют много времени и денег из-за незнания обстановки на границах и дорогах транзитных стран. Многие не имеют постоянных и надёжных партнёров, что в свою очередь является дорогостоящим экономическим и трудоемким процессом. Одной из основных проблем как потребителей транспортно – экспедиционных услуг, так и экспедиторов, как уже отмечалось ранее, является недостаточное количество исходной информации.
Рыночный потенциал хозяйствующего субъекта
Одной из проблем компаний – экспедиторов при осуществлении деятельности является невозможность компаний в полном объеме раскрыть потенциал своих резервных возможностей (финансовый, производственно-технический, организационный и др.) и активизировать свою деятельность на рынке ТЭУ вследствие нескольких факторов:[8]
· невозможность получения конкурентоспособных ставок на тарифы от МПС РФ;
· наличие большого количества конкурирующих экспедиторских компаний;
· несовершенство программного обеспечения (ПО) ЦФТО МПС России по начислению сумм за перевозки, которое «замораживает» на длительное время значительную часть оборотных средств (как следствие, крупные компании – экспедиторы, исходя, прежде всего, из своих финансовых возможностей, вынуждены разрабатывать специализированное ПО, позволяющее осуществлять практически любой объем перевозок. Следует отметить, что процент таких компаний очень невелик.);
· наличие проблем по обеспечению погрузочными ресурсами со стороны МПС РФ (следует отметить, что расширение обслуживаемого полигона производителей продукции и увеличение экспедируемых объемов перевозок, напрямую зависит от того, с какими клиентами (грузоотправителями) заключены договора с конкретными производителями. И на этот выбор экспедитор практически влияния не имеет в силу объективных причин).
Вывод:
Таким образом, в соответствии с выделяемыми типами рынков рынок транспортно – экспедиционных услуг можно отнести по своей форме к умеренно концентрированным рынкам.
Конкуренцию на рынке транспортно-экспедиторских услуг Московского региона можно оценить как острую. Так как этот регион:
1. очень крупный потребитель грузов;
2. достаточно значительный отправитель (на Московской железной дороге находится много промышленных предприятий: минеральные удобрения, химия, нефтеперерабатывающие комбинаты, пищевая промышленность и др.).
Соответственно, в нем консолидируются и все сильные транспортные компании. Основные преимущества ведущих транспортных компаний:
· быстрота и обязательность при работе с клиентом:
наличие собственных основных средств (автопарк, подвижной состав, склады, терминалы и т.д.);
создание комфортного климата для клиента:
· кредитование клиента;
хорошее слежение за продвижением грузов:
развитая агентская сеть;
надежная репутация, капитал торговой марки;
профессиональный штат сотрудников;
· долговременные стратегии работы на рынке:
возможность осуществления интермодальных перевозок, «от двери до двери», «точно в срок»;
· – выдача документов ФИАТА.
Следует отметить, что до 2004 года конкуренция была слабо развита. Все экспедиторские компании занимали определенную рыночную нишу и довольствовались ей. Конкуренция была исключительно ценовая. И только сейчас начинает развиваться здоровая конкуренция, построенная на предложении дополнительных услуг клиенту, индивидуальном подходе, высоком качестве обслуживания, скорости и других факторах.
Необходимо отметить и тот факт, что конкуренцию на рынке транспортно-экспедиционных услуг между компаниями – экспедиторами можно условно разделить на 2 категории: экспедитор с собственным рефрижераторным подвижным составом и экспедитор, не имеющий такового. Можно говорить о том, что экспедитор с собственным рефрижераторным подвижным составом не является конкурентом для экспедитора угля, который в рефрижераторах не перевозится и т.п. Основная же конкуренция идет на уровне «завоевания» фирмы-клиента – покупателя продукции.
Сегодня на мировом рынке процесс доставки товаров сопряжен с процессом выполнения целого ряда работ, операций и услуг, комплекс которых обеспечит эффективную доставку и, как следствие, равномерное распределение товаров. И именно транспортно-экспедиционные предприятия призваны осуществить задачу такого распределения. Под экспедиционной услугой понимаются сопутствующие перевозочному процессу операции или работы. Эти операции включают доставку материалов, складирование и хранение, упаковку и агрегирование.
Сюда входят и такие операции, как расчетные операции, консультации по расчетным и экспедиторским операциям, таможенное декларирование грузов, выбор маршрута, разработка графика движения и техническое обслуживание транспортных средств, оформление транспортных документов, прием, сдача груза, погрузочно-разгрузочные работы,
Проблема выбора оптимального варианта транспортно-экспедиционных услуг с особой остротой встает на рынке смешанной, междугородной и международной доставки товаров. И, прежде всего, в тех ситуациях, когда услуги, например, перевозчика или складского терминала хотя и нужны покупателю, но сами по себе в отдельности не представляют ценности для потребителей услуг. И только экспедиторы, объединив эти услуги, выставляют на продажу систему услуг, которая в состоянии удовлетворить реальные потребности покупателя.
К тому же для фирм, нерегулярно занимающихся экспортно-импортными поставками, нецелесообразно создавать собственные службы, которые занимались бы всей транспортной работой: проработкой транспортных условий контракта в части выбора наиболее оптимального маршрута перевозки и транспортных средств и др. Эту работу выгодно поручить специальным транспортно-экспедиторским компаниям, которые могут предоставить большой комплекс услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6